Затонул без экипажа

Interfax-Russia.ru – Сухогруз "Амурская" нашли на дне Охотского моря. Судьба членов его экипажа по-прежнему неизвестна.

После продолжительных безрезультатных поисков сухогруза "Амурская" предполагаемое место его кораблекрушения обнаружил самолет-амфибия Бе-200 МЧС РФ, который облетал акваторию Охотского моря днем 4 ноября. С борта самолета в точке, где сработал аварийный радиобуй теплохода, на поверхности воды спасатели заметили масляные пятна. К этому месту срочно направили спасательный буксир "Рубин", который с помощью эхолота обнаружил на глубине 25 метров крупный объект, похожий на пропавшее судно. Однако сразу исследовать находку не удалось. Спуститься на дно водолазам помешал сильный шторм. 7 ноября удача улыбнулась спасателям - установилась благоприятная погода, позволяющая совершить погружение.

"Водолазы обследовали подводный объект. Им оказался теплоход "Амурская". Это подтверждала надпись на спасательном круге, табличке и радиобуе, которые спасатели сняли с аварийного судна. Тел погибших членов экипажа водолазы не обнаружили", - сообщила пресс-служба Федерального агентства морского и речного транспорта.

Вместе с тем в ведомстве уточнили, что подводники осмотрели только внешнюю часть судна, внутренние жилые помещения они исследовать не смогли.

"Сухогруз - переоборудованная грузоотвозная шаланда, которая имеет очень узкие коридоры, узкий трап, поэтому заходить туда очень опасно", - пояснил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель Сахалинского филиала Бассейновое аварийно-спасательного управления (СахБАСУ).

Он отметил, что при сильных морских течениях и сложных погодных условиях в этом районе поймать стоп-воду (период между морским приливом и отливом, когда течения практически останавливаются) очень сложно.

"В этот раз мы поймали стоп-воду, примерно 40 минут вода стояла. Но через 40 минут она вновь начинает "гудеть" уже в другую сторону, что крайне рискованно для водолазов", - добавил сотрудник СахБАСУ.

Между тем, несмотря на неполную информационную картину, спасатели все же считают, что моряки могли спастись с тонущего судна.

"Сухогруз "Амурская" лежит на морском дне на левом борту. Погибшие члены экипажа на мостике не обнаружены. То есть, если бы судно внезапно затонуло, там остались бы тела погибших. При осмотре корпуса сухогруза водолазы обнаружили, что на правом борту отсутствуют плоты, на каждом борту должно быть по два спасательных плота. Это говорит о том, что экипаж мог успеть спастись, по крайней мере, он боролся за свое спасение", - заявил "Интерфаксу" представитель Сахалинского филиала Бассейнового аварийно-спасательного управления.

Это подтверждают и специалисты Росморречфлота.

"Во время дополнительного осмотра теплохода "Амурская" водолазы обнаружили открытую дверь в помещение палубы ниже мостика. Наличие штормтрапа, отсутствие людей на мостике, открытая дверь в помещения палубы ниже мостика, отсутствие спасательных плотов правого борта подтверждает вероятность того, что экипаж предпринял попытку эвакуации с аварийного судна", - отмечает пресс-служба ведомства.

Учитывая это, спасатели решили, что далее обследовать судно будет нецелесообразно. Сейчас специалисты морского спасательного подцентра "Южно-Сахалинск", который координирует поисково-спасательную операцию, определяют новые районы поиска для морских судов и авиации. 8 ноября поисково-спасательную работы будут продолжены. Возможно, водолазы больше не будут погружаться к затонувшему судну, и все силы спасатели сосредоточат на поисках экипажа, который мог успеть покинуть сухогруз.

Между тем, найти моряков живыми сейчас поможет только чудо. Их уже нескольких дней безрезультатно искали и в море, и на суше, и даже с воздуха. Всего с начала поисковой операции самолеты Бе-200 МЧС России и Ан-26 "Хабаровских авиалиний" осмотрели около 20 тыс. кв. км, морские суда обследовали 350 кв. км водной акватории, а наземные группы прочесали более 160 км береговой линии.

Что касается причин кораблекрушения, то, по мнению спасателей, судно затонуло из-за смещения груза. Однако при каких обстоятельствах это произошло, пока неизвестно.

"Мы не знаем, какая погода была в день кораблекрушения, как погрузили груз в порту", - сказал сотрудник СахБАСУ.

Между тем, следствие рассматривает сразу несколько основных версий кораблекрушения: нарушение экипажем судна правил морского судоходства, движение сухогруза без учета штормовой погоды, а также техническая неисправность.

"Установлено, что судно вышло в рейс из портпункта Киран без получения разрешения соответствующих служб, нарушена численность минимального состава экипажа", - сообщила пресс-служба Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ.

Кроме того, по данным ведомства, сухогруз "Амурская" перевозил 700-750 тонн золотосодержащей руды. Это говорит о том, что судно приняло на борт груз тяжелее своей максимальной грузоподъемности, составляющей 611 тонн.

"Также в ходе следствия установлено, что сухогруз не был приспособлен для перевозки навалочных грузов и не получал разрешения на перевозку сырья", - отмечается в сообщении ведомства.

Учитывая вышеперечисленные нарушения, в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту кораблекрушения и исчезновения экипажа корабля, следователи задержали генерального директора ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" - судовладельца теплохода "Амурская" Александра Шильцина и предъявили ему обвинение по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Следствие установило, что по указанию гендиректора в начале октября сухогруз "Амурская" направился в порт Киран для загрузки золотосодержащей руды. При этом обвиняемому было достоверно известно, что у судна нет свидетельства о пригодности для перевозки навалочных грузов, а численность его экипажа ниже минимально допустимой. Затем обвиняемый, зная, что сухогруз принял на борт руды значительно больше, чем его грузоподъемность, дал указание экипажу вести судно в порт Охотск.

"Указанные грубые нарушения требований морского судоходства повлекли за собой крушение сухогруза", - считает следствие.

Кроме того, следователи Дальневосточного СУ на транспорте СКР установили, что гендиректор мешал деятельности правоохранительных органов (ст. ч. 3 ст. 294 УК РФ (воспрепятствование производству предварительного расследования, совершенное с использованием служебного положения).

Так, в сентябре следственные органы МВД на транспорте в рамках предварительного расследования приняли решение изъять две баржи, принадлежащие ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт", и передать их на ответственное хранение другому транспортному предприятию.

"Обвиняемый, используя свое служебное положение, вмешиваясь в деятельность следователя, дал своим подчиненным указание не выпускать изъятые суда из акватории Николаевского-на-Амуре порта и всячески препятствовать их транспортировке", - подчеркнула пресс-служба ведомства.

В настоящее время уголовные дела в отношении генерального директора ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" объединены в одно производство.

7 ноября Центральный суд Комсомольска-на-Амуре отложил на 72 часа принятие решения о мере пресечения в отношении Александра Шильцина.

"Такое решение суд принял в связи с обнаружением в Охотском море затонувшего сухогруза. Возникли новые обстоятельства", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" официальный представитель Дальневосточного СУ на транспорте СКР Наталья Салкина.

По ее словам, суд пока не назначил дату нового слушания. "Возможно, решение будет принято и раньше трехдневного срока. 72 часа - это крайний срок", - уточнила собеседница агентства. В настоящее время обвиняемый находится под стражей.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".