Interfax-Russia.ru - Япония запретила экспорт в Россию автомобилей с объемом двигателя более 1,9 л, гибридов, электромобилей и крупногабаритных шин.
Новые запреты
Япония вводит запрет на экспорт в Россию автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями объемом более 1900 куб. см (1,9 л), гибридов, электромобилей, а также шин для большегрузов.
"Экспорт в Россию автомобилей объемом более 1900 кубических сантиметров, легковых автомобилей с гибридными двигателями, крупногабаритных шин и так далее будет запрещен с 9 августа", - заявил 28 июля на пресс-конференции министр экономики, торговли и промышленности Японии Ясутоси Нисимура, чьи слова приводит Reuters.
Минэкономики Японии в свою очередь уточнило, что запрещен также экспорт яхт, металлов и изделий из них, текстиля и бывшей в употреблении одежды.
Как пояснил Нисимура, своим решением японские власти хотят поддержать аналогичный запрет, который ранее ввели в отношении РФ по линии Европейского Союза (ЕС).
На майском саммите лидеры "большой семерки" (G7) договорились принять меры по ограничению экспорта в РФ всех товаров, которые можно было бы использовать в военной сфере. В частности, Евросоюз с июня распространил действующий запрет на поставки в РФ люксовых автомобилей на все новые и подержанные автомобили с объемом двигателя более 1,9 тыс. куб. см, а также на электрокары и гибридные машины.
В марте 2022 года японские власти в рамках очередного пакета санкций против РФ уже запретили экспорт в Россию автомобилей класса "люкс" (дороже ¥6 млн, что эквивалентно €44,1 тыс.). В итоге, в 2022 году, как сообщает агентство "Киодо", объем японского экспорта в Россию сократился на 30% по сравнению с 2021 годом. На долю легковых автомобилей, большинство из которых были подержанными, приходилось более половины японского экспорта в Россию.
В 2022 году Япония, выражая несогласие со специальной военной операцией России на Украине, ввела санкции в отношении более 600 граждан РФ, включая высших должностных лиц государства. Также ограничения коснулись более 400 российских организаций из разных секторов экономики, в том числе нескольких банков: Альфа-Банка, Сбербанка, Россельхозбанка и Московского кредитного банка.
Также в Токио запретили импорт золота из России и предоставление РФ трастовых, бухгалтерских, аудиторских и консалтинговых услуг. Помимо того, были запрещены ввоз золота из РФ и иностранные инвестиции в РФ. С 12 мая 2022 года инвестиции осуществляются только по специальным разрешениям.
Кроме того, Япония остановила экспорт в Россию золотых монет, ювелирных изделий и других товаров собственного производства, ввела эмбарго на импорт 38 видов российских товаров, включая пиво, водку, детали двигателей для судов, самолетов и мотоциклов, шпон и сосновую древесину.
В 2023 году Япония продолжила вводить санкции против России, запретив экспорт в РФ вакцин, медицинских изделий, радиоактивных материалов, роботов, оборудования для атомных объектов, разведки нефти и природного газа.
Помимо этого, власти Японии запретили экспорт в Россию продукции, связанной с аэрокосмической, строительной, металлургической отраслями промышленности, а также товаров, имеющих отношение к измерительному оборудованию и связи. Под запрет, в частности, попали строительная техника, изделия из стали и алюминия, бинокли, оптика.
О планах Японии ввести запрет на экспорт в РФ автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями объемом более 1,9 л, гибридов стало известно в середине июля.
Мнение эксперта
Под новые японские санкции попадает более половины всех подержанных автомобилей из Японии, поставляемых на российский рынок, сообщил Interfax-Russia.ru аналитик портала "Дром" Сергей Лагурев.
Среди них, в частности, гибриды Toyota Prius и Toyota Aqua, кроссоверы Toyota Harrier, Toyota RAV4, Subaru Forester, Nissan X-Trail, минивэны Toyota Noah, Toyota Voxy, Nissan Serena.
"Это далеко не полный список", - сказал эксперт.
По его мнению, в первую очередь санкции затронут дальневосточный и сибирский авторынки.
Несмотря на то, что некоторые дилеры уже увеличили долю поставок авто из Китая и Кореи, они не смогут полностью компенсировать потери через эти каналы, считает аналитик.
"Спрос на японские автомобили без пробега начал расти с 6 июля. В июне продажи на Дальнем Востоке и в Сибири составляли от 600 до 800 единиц в день, а в июле объем увеличился до 1000. Сразу после новостей об ограничении экспорта автомобилей из Японии продажи выросли до 1200 в день. Вместе с этим средняя стоимость автомобиля выросла с 1,4 - 1,5 млн рублей до 1,6 млн рублей", - рассказал собеседник Interfax-Russia.ru.
Опрос, проведенный порталом "Дром", показывает, что большинство респондентов из России (57%) предпочитают автомобили с объемными двигателями - два литра и более. Именно такие автомобили Россия потеряет из-за новых санкций Японии.
А вот к негативным последствиям запрет на экспорт в РФ покрышек для грузовых транспортных средств (к ним относятся как шины на спецтехнику, так и на грузовики), по мнению другого аналитика "Дрома" Игоря Олейникова, не приведет.
"Это немного разные рынки. Сегодня доля Китая на общероссийском рынке шин на спецтехнику составляет 34%, на долю России приходится 25% рынка, Кореи - 10%, а Японии - лишь 5%.Что касается шин на грузовики, доля Китая в этом сегменте по всей стране также значительна - 35%. Второе место делят Россия и Корея. Японии достается только 9%. Относительно высокую долю занимают японские покрышки на дальневосточном рынке грузовиков - 15%. Вероятно, здесь изменения будут заметны, но дефицита не случится", - добавил эксперт.
Что будет после 9 августа с машинами, которые россияне уже купили, и которые ждут в японских портах отгрузки в РФ, пока не известно.