Interfax-Russia.ru - Судно "Николай Касаткин" задержали в Нидерландах за грубые нарушения трудового законодательства. Его экипаж, который не получал зарплату 4 месяца, объявил забастовку.
Администрация нидерландского порта Велсен Норд (Velsen-Noord) задержала российское судно "Николай Касаткин" (порт приписки Невельск, Сахалинская область) за грубые нарушения трудового законодательства.
"Транспортное судно "Николай Касаткин" с грузом краба из Баренцева моря задержано портовыми властями за грубые нарушения трудового законодательства – у моряков неправильно составлены трудовые контракты, недействительные медицинские свидетельства. Кроме того, экипаж, которому судовладелец задолжал зарплату, объявил забастовку и отказывается разгружать трюм", - сообщил "Интерфаксу" представитель Российского профсоюза моряков (РПМ) в Калининграде Вадим Мамонтов.
Он уточнил, что, по данным портовых властей, задолженность экипажу по зарплате за последние четыре месяца составляет около 90 тыс. долларов. При этом судовладелец - ООО "Парус" (г. Южно-Сахалинск) - отказывается признать такой большой долг и уже заявил, что намерен разбираться по этому поводу со своим иностранным партнером - компанией Wise Grand International Limited.
"В адрес инспекции в Роттердаме также уже направлены требования о невыплате задолженности по зарплате и от ранее списавшихся рыбаков Владивостока, Калининграда, Ростова и Петрозаводска, которые работали в море на компанию "Парус". Думаю, если судно постоит еще недельку, то долги его утопят. Впрочем, зарплата в Голландии выплачивается в приоритет коммерческим требованиям, а значит, забастовщиков уже не обманут", - заключил Вадим Мамонтов.
Тот факт, что с компанией "Парус" в Российском профсоюзе моряков знакомы не понаслышке подтвердил и первый заместитель председателя РПМ Игорь Ковальчук.
"Сахалинские ООО "Парус" и ЗАО "Альбакор Прим" нам известны давно. Жалобы моряков с их судов постоянно поступают. Компания Wise Grand International Limited – это их партнеры. Но мы предполагаем, что это просто их же компания, которая просто зарегистрирована в Гонконге, счет у них в Южной Корее. Все их суда занимаются ловлей рыбы, а в основном краба, в Северных морях", - сообщил он Interfax-Russia.ru.
Как отметил Ковальчук, у всех трех компаний "очень своеобразная оплата труда", из-за которой собственно и страдают их работники.
"Выглядит эта схема следующим образом: судовладелец заключает с моряками, в данном случае с рыбаками, трудовой договор на небольшую сумму от 5 до 15 тыс. рублей, чтобы просто уложиться в требования по МРОТ или в размер минимальной зарплаты, которая действует в субъекте, и обещают, что большую часть зарплаты им будет платить какая-нибудь иностранная компания – партнер ли или формальный фрахтователь. Но у нас есть жалобы с нескольких судов, что эта часть зарплаты либо платится не вовремя, с существенной задержкой в несколько месяцев, или иногда вообще не выплачивается. Пока люди на судне, их кормят обещаниями, но когда они сходят на берег, про них сразу забывают, и добиться правды уже не возможно", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Как объяснил представитель РПМ, пока моряки находятся на судне, еще можно попытаться запросить у работодателя ведомости, по которым они должны были получать заработную плату. Если же рыбаки уже сошли на берег, то такие документы, как правило, уже не найти.
"Обращаться, конечно, можно и в прокуратуру, и к нам, но доказать что-либо без документов очень сложно. Поэтому экипаж "Николая Касаткина", уже наученный горьким опытом моряков с других судов, и отказался выгружать краба, который они выловили, и сначала требуют погасить им долг по зарплате. Люди опасаются, что если отдадут улов, вообще деньги не получат, вот и сидят у себя на корабле. Вместе с тем, то, что происходит на судне, фактически забастовкой назвать нельзя, в данном случае рыбаки просто воспользовались своим правом прекратить работу в связи с неполучением зарплаты свыше 15 дней", - сказал Ковальчук.
При этом, как отметил первый зампредседателя РПМ, провизии у моряков не так уж много.
"Вообще ситуация эта тянется еще с начала ноября. Экипаж судна состоит из 10-11 человек. Какая-то провизия у них вроде есть, но с ней довольно-таки сложно. Как говорят члены экипажа, последний раз продукты капитан судна, похоже, купил за свои деньги, просто чтобы успокоить людей", - сказал он.
Как рассказал Ковальчук, до обращения в РПМ экипаж судна пытался решить свои проблемы при помощи местного инспектора морского профсоюза, который одновременно является и инспектором морской федерации транспорта – международной организации, которая объединяет транспортников всего мира.
"У них есть достаточно серьезная морская секция, которая как раз и занимается такими вопросами. После обращения рыбаков они провели проверку и выявили целый ряд нарушений конвенции международной организации труда 2006 года по труду в морском судоходстве. И теперь от судовладельца требуется не просто выплатить зарплату экипажу, но и исправить все замечания, которые зафиксировали инспектора. В противном случае из порта его не выпустят", - сказал член профсоюза.
Также процессуальную проверки по ч.2 ст. 145.1 УК РФ (полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы) в связи с забастовкой на судне "Николай Касаткин" начал и Сахалинский следственный отдел на транспорте СКР.
"В ходе проверки факт задолженности по зарплате экипажу подтверждается, точный размер долга устанавливается", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" старший помощник руководителя Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР Оксана Полшакова.
Она уточнила, что следователи уже опросили директора и главного бухгалтера ООО "Парус" и изъяли у них всю необходимую документацию.
Кроме того, проверку соблюдения трудовых прав экипажа судна "Николай Касаткин" проводит и региональная прокуратура.
"В рамках проверки будет дана оценка соблюдению работодателем (ООО "Парус") трудового законодательства, в том числе порядка заключения трудовых договоров, сроков выплаты заработной платы, иных нормативных требований", - уточнили в пресс-службе ведомства.
Ранее, в начале ноября, забастовку в связи с невыплатой заработной платы также объявила часть экипажа российского траулера "Павел Копытин" (судовладелец - ЗАО "Альбакор Прим"), находившегося в норвежском порту Батсфьорд.
Как рассказали "АиФ-Калининград" сами рыбаки, забастовку они объявили после систематических задержек зарплаты еще в начале октября. На это судовладелец никак не отреагировал. С 7 по 28 октября судно просто дрейфовало в Баренцевом море. Продукты и воду на него не прислали, хотя заявка на них была составлена заранее. Моряки ели только рис, гречку и мясо. Питьевая вода на судне вскоре закончилась, морякам пришлось пить опресненную морскую воду. От такого питания у экипажа вскоре начались проблемы со здоровьем, и капитан принял решение идти в ближайший норвежский порт.
Команда уведомила работодателя о своем прибытии в Батсфьорд и заявила, что не покинет судно, пока всем членам экипажа не выплатят зарплату. Судовладелец в свою очередь прислал бумагу, в которой говорилось, что судно встает в отстой, а бунтовщиков с него списывают. Морякам пришлось прервать забастовку и вернуться домой, где они написали обращения в РПМ, трудовую инспекцию и прокуратуру. Также проверку по факту задержки зарплаты провел Роструд.
"По результату проверки работодателю выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства. За совершение административных правонарушений должностное и юридическое лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов, общая сумма которых составила 143 тыс. руб. ", - говорится в сообщении ведомства.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook