Interfax-Russia.ru – Месяц и более 150 млн рублей потребовалось на спасение судов, попавших в ледовый плен в Охотском море.
30 января операция по выводу из ледового плена судов, застрявших в Охотском море, наконец благополучно завершилась.
Своеобразный "транспортный коллапс" в Сахалинском заливе возник еще 30 декабря. В этот день там зажало льдами около 10 укрывавшихся от шторма судов. Большая часть из них сумела самостоятельно выйти на безопасную воду, а вот транспортный рефрижератор "Берег Надежды", плавбазу "Содружество" и научно-исследовательское судно "Профессор Кизеветтер" пришлось "вызволять" из ледового плена мощным ледоколам.
6 января ледокол "Адмирал Макаров" вывел в район разряженных льдов судно "Профессор Кизеветтер". А вот плавбазе "Содружество" и рефрижератору "Берег надежды" суждено было провести во льдах целый месяц.
Изначально на помощь обездвиженным судам отправили два ледокола - "Адмирал Макаров" и "Магадан", но когда началась буксировка "Содружества" и "Берега Надежды", стало ясно, что их мощностей для этого не хватит, поэтому к спасательной операции присоединился вскоре и ледокол "Красин".
10 января "Красин" и "Адмирал Макаров" повели рефрижератор в зону разряженных льдов. Они двигались караваном: один ледокол пробивал дорогу, а другой следом за ним на буксире вел "Берег Надежды". За неделю им удалось вывести "Берег Надежды" на относительно безопасный участок. Когда специалисты МЧС и гидрологи убедились, что ледовые каналы больше не затягиваются льдом, они оставили рефрижератор дрейфовать и по проложенному пути вернулись за "Содружеством".
Вывод плавбазы оказался самым тяжелым этапом спасательной операции. Буксировочные тросы то и дело рвались, когда на них закрепляли это тяжелое и широкое судно. Новые "усы" для буксировки в Охотское море несколько раз доставляли вертолеты МЧС.
Никто не брался прогнозировать сроки завершения спасательной операции – ее осложняло то ухудшение погоды, то обрыв буксировочных тросов, то появление на пути каравана торосистых и сжатых льдов, преодолевать которые особенно тяжело.
24 января ледоколы окончательно освободили из ледового плена "Берег Надежды", а 30 января спасли плавбазу "Содружество".
"В 14:00 мск караван из двух ледоколов, следующих впереди, а плавбаза - самостоятельным ходом сзади, достигли разряженных льдов и на данный момент вышли на чистую воду", - сообщила в воскресенье вечером пресс-служба Минтранса РФ.
Подводя итоги, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний назвал проведенную спасательную операцию беспрецедентной. "Последний раз подобное стояние во льдах было в 1965 году, и тогда ледоколы не смогли пробиться к рыбакам", - сообщил он.
По его словам, рыбаки были вынуждены зимовать во льдах, и продовольствие им поставляли на собачьих упряжках с Сахалина. "В этом году тяжелейшая операция завершилась успешно, ни один корабль, ни один человек не пострадал, - сказал он. - Несмотря на все издержки, которые были, это большая победа".
Глава Росрыболовства также заявил, что спасательная операция предусматривала, в том числе, и эвакуацию людей. Ведь на протяжении всего этого месяца на борту застрявших судов оставались сотни моряков.
"Сегодня уже можно сказать, что параллельно отрабатывался и вопрос о снятии людей с застрявших в ледовом плену судов, если бы к ним не удалось пробиться ледоколам", - пояснил Андрей Крайний.
Теперь, когда суда, а главное их экипажи, находятся в безопасности, пришло время подсчитать и материальные убытки. По предварительным данным, расходы на спасательную операцию в Сахалинском заливе составили от 150 до 300 млн рублей. "Компания Fesco, которая оперирует ледоколами, назвала около $5 млн, - заявил глава Росрыболовства. - Но эта цифра не учитывает работу спасательной авиации, топлива, которое было потрачено ледоколами. Она также не учитывает стоимость рыбы, находящейся на борту, и стоимость простоя самих рыбопромысловых судов".
Этим и объясняется столь существенный "разброс" в оценках затрат. Впрочем, остается неизвестной пока не только конечная стоимость спасательной операции. Не определено также, кто оплатит влетевшие в копеечку мероприятия. Это предстоит решить специальной комиссии.
"Если это аномальное явление природы, которое нельзя было предупредить, то тогда по правилам заплатит государство, если это ошибки судоводителей и рыбаков, то будут платить компании", - пояснил глава Росрыболовства.
Стоит отметить, что перед началом спасательной операции рыболовные компании все же дали гарантию ее оплаты. Но несложно предположить, что выплата суммы в несколько миллионов долларов с легкостью может привести предприятия к банкротству. Поэтому с решением вопроса об оплате решено было не торопиться.
Виновные в возникновении морского "транспортного коллапса" тоже будут названы в ближайшее время. Что стало причиной ЧП - халатность судовладельцев или неправильная политики портовых властей - Росрыболовство будет выяснять совместно с Минтрансом.
О некоторых кадровых решениях, между тем, уже стало известно. Так, Андрей Крайний сообщил, что Росрыболовство планирует изъять диплом у капитана судна "Мыс Елизавета", которое вошло в район плотных льдов 3 января уже после того, как был введен запрет на этот район. Капитанов ледоколов, напротив, власти намерены наградить.
Не исключено также, что ЧП, которое к счастью уже в прошлом, станет причиной изменений законодательства. Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, например, уже заявил о намерении ведомства поставить вопрос о возможности оперативного закрытия опасных для судоходства районов моря.
"Должен быть механизм, который бы позволял нам оперативно закрыть район моря в случае его опасности", - сообщил он агентству "Интерфакс Дальний Восток".
А руководитель Приморского территориального управления Росрыболовства Александр Иванков считает, что при Минтрансе РФ должно существовать единое подразделение, которое бы отвечало за работу ледокольного флота.
"Считаю, что в Дальневосточном бассейне ледоколы должны стоять на дежурстве и всегда находиться в готовности отправиться на помощь. Но должно быть единое управляющее подразделение, скорее всего, под эгидой Минтранса РФ и финансироваться государством, чтобы на ситуации, подобно той, что сложилась в Сахалинском заливе, реагировать мгновенно и радикально", - пояснил Иванков.
Но даже если ЧП в Охотском море и не вызовет столь серьезных законодательных изменений, главное чтобы оно стало уроком хотя бы для тех, кто понес серьезные убытки из-за неожиданного ледового плена судов.
Обозреватель Вера Широкова