В плену обстоятельств

Interfax-Russia.ru – 13 российских моряков из-за банкротства компании-оператора судна "SS Veles" не могут покинуть филиппинский порт Рио Туба. Их родственники просят помощи у официальных властей.

О том, что 13 российских моряков оказались брошены на борту судна "SS Veles" (флаг государства Тувалу) в филиппинском порту Рио Туба без денег и еды стало известно из письма их родственников, текст которого 8 апреля поступил в агентство "Интерфакс - Дальний Восток". С аналогичным письмом и просьбой о помощи семьи членов экипажа обратились и к губернатору Приморского края Владимиру Миклушевскому.

"В декабре 2012 года мой муж Панков Виктор Владимирович заключил контракт о найме с компанией "Sea Service Shipping LTD" на должность газоэлектросварщика на судно "SS Veles". По прибытию на рабочее место выяснилось: на судне не соблюдаются никакие санитарные нормы и полное нарушение контракта", - пишет жена одного из моряков.

По ее словам, температура воздуха в каютах даже ночью не опускается ниже 36 градусов. При этом питьевую воду дают на корабль лишь по несколько часов в день и то не каждый день.

"Неоднократно заканчивались продукты, на сегодняшний день на пароходе еды нет. На судне нет врача. За три месяца пребывания на пароходе муж зарплату не получал", - отмечает женщина.

По данным авторов письма, уже месяц судно, на борту которого находятся 13 россиян, стоит на Филиппинах у острова Палаван в порту Рио Туба. По словам родственников моряков, компания-оператор судна "Sea Service" судьбой экипажа не интересуется.

"Sea Service" объявила себя банкротом, на компанию заведены уголовные дела за использование рабского труда, за неуплату заработной платы, за неоказание медицинской помощи. На сегодняшний день у этой компании арестованы три судна. Всем родственникам в компании на телефонные звонки отвечают, что судно уже не принадлежит компании, и судьба членов экипажа, а тем более зарплата их не интересует", - говорится в письме.

Родственники моряков уверяют, что обращались во все соответствующие инстанции: написали заявление в транспортную прокуратуру Приморского края, в приморское отделение ITF (Международная федерация транспортных рабочих), в лондонское отделение ITF и даже инспекторам ITF на Филиппинах.

"О положении на судне извещены все. Из консульства России на Филиппинах звонили на судно и объясняли, что приехать к ним очень сложно, и они не могут помочь членам экипажа с репатриацией, предлагают лететь домой за свой счет. Но где взять средства членам экипажа и их семьям, если не выплачена зарплата семьям. Может кому-то из членов экипажа и смогут передать деньги, но не всем", - пишут родственники моряков.

В связи с этим семьи членов экипажа судна просят приморских властей оказать любую возможную помощь в возвращении своих близких на родину.

"Прошу у Вас содействия в безопасном возвращении экипажа судна "SS Veles" на родину и любой помощи для членов экипажа. Я знаю и верю, что государство не может оставлять своих граждан в беде", - обращаются авторы письма к губернатору Приморья.

В то же время, несмотря на заявления родственников членов экипажа, ситуация с российскими моряками все же не осталась не замеченной. Как сообщила пресс-служба МИД РФ, российские дипломаты делают все возможное, чтобы защитить права экипажа сухогруза "SS Veles", задержанного в филлипинском порту из-за истечения срока действия ряда обязательных для мореплавания документов.

"Консульским отделом посольства России предпринимаются необходимые меры по урегулированию ситуации и защите законных прав и интересов россиян. Посольство поддерживает постоянную связь с капитаном и командой, а также судовладельцем и агентирующей компанией судна во Владивостоке", - сообщила пресс-служба МИД РФ.

Между тем, как сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" председатель первичной профсоюзной организации Российского профессионального союза моряков (РПСМ) Владивостока Петр Осичанский, российские дипломаты пока не могут добраться до филиппинского порта, где стоит судно "SS Veles" с российскими моряками.

"Проблемами экипажа занимается представитель ITF (Международная федерация транспортных рабочих) и консул на Филиппинах. Однако из-за удаленности судна они не могут туда добраться. Судно стоит далеко от цивилизации, от основного порта - Манилы", - заявил он.

Вместе с тем, по словам председателя профсоюза моряков, ситуацию осложняет и то, что судно с 13 россиянами на борту, по сути, осталось бесхозным.

"От "SS Veles" отказался судовладелец и государство Тувалу, под чьим флагом оно ходило", - пояснил Осичанский.

Также собеседник агентства сообщил, что профсоюз получил от капитана судна коллективное письмо с описанием всех бедствий, выпавших на долю моряков.

"Капитан судна пока не предпринимает никаких решительных действий. С ним по телефону общался консул. Но ситуация у моряков патовая, на суде нет топлива, продуктов и денег", - отметил представитель профсоюза.

Осичанский подтвердил, что все 13 россиян на борту "SS Veles" – жители Дальнего Востока. Кроме того, по его словам, на судне также находятся восемь индийцев и один украинец.

Тем временем, отдельные СМИ сообщили, что владелец "SS Veles" намерен продать судно, чтобы расплатиться с моряками и отправить их домой. Однако, как считают в профсоюзе моряков Владивостока, это вряд ли поможет быстро решить проблемы экипажа.

"Продать это судно будет крайне тяжело - это долгий процесс. Реализовать теплоход, скорее всего, можно будет только как металл", - утверждает Осичанский.

Поскольку судно не арестовано, то нет никаких гарантий, что судовладелец направит вырученные деньги на выплату долгов по зарплате и оплату билетов морякам, а не оставит деньги себе, добавил он.

"Необходимо наложить арест на теплоход", - считает собеседник агентства.

По словам председателя профсоюза, в настоящее время достоверно не известно, как судовладелец намерен решить проблемы брошенных моряков.

"Скорее всего, заявление судовладельца о продаже судна, чтобы помочь морякам, - это лишь способ снизить накал ситуации", - предположил Осичанский.

Ранее судно "SS Veles" уже неоднократно попадало в поле зрения морского профсоюза и правоохранителей из-за систематических нарушений на его борту трудовых прав моряков. В настоящее время судно принадлежит судоходной компании Damelo groop - владельцу еще одного скандально известного судна - "SS ROSS", которое также ходит под флагом Тувалу.

По данным Дальневосточного СУ на транспорте СК РФ, в 2011 году в Персидском заливе на этом судне трудился исполняющим обязанности токаря 63-летний житель Приморского края. Он получил травму, но ему не оказали медицинскую помощь, не дали возможности сойти на берег, а также не освободили от работы. В итоге 30 августа 2011 года мужчина скончался на борту судна.

Всего, по данным РПСМ, на судах Damelo groop умерло два моряка. Их коллеги рассказывали, что мужчины умерли потому, что им не оказали необходимую медицинскую помощь. Еще один моряк, работавший на эту компанию, и вовсе пропал без вести.

Плюс ко всему, Damelo groop имеет большие долги перед моряками по зарплате. С претензиями к ней уже обращались 11 человек: трое членов моряков из Владивостока, восемь - из Новороссийска.

Обозреватель Наталья Пономарева