Унесенные ветром

Interfax-Rissia.ru – Следователи пытаются выяснить, что стало причиной аварийной посадки Ан-24 в Благовещенске. Тем временем пострадавших при жесткой посадке выписывают из больниц.

Ан-24 авиакомпании "ИрАэро", следовавший рейсом Иркутск-Чита-Благовещенск-Хабаровск, утром 8 августа при посадке в аэропорту Благовещенска выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. Из 41 человека, находившегося на борту, пострадало 15, в том числе ребенок 2008 года рождения. Большинство пассажиров получили ушибы мягких тканей, порезы осколками стекол и ожоги.

Как сообщает Минздравсоцразвития, из 15 пострадавших из больницы 9 августа выписали троих, еще троим врачи оказали амбулаторную помощь. Медики уверяют, что лечение госпитализированных пострадавших займет не больше двух недель, после чего все они смогут отправиться домой. Среди оставшихся в больнице трое жителей Амурской области, житель Забайкальского края, пятеро жителей Иркутска и Иркутской области.

Пассажиров, которым не понадобилась медицинская помощь, разместили в гостинице "Зея", а уже вечером они могли добраться до Хабаровска или вернуться в пункт вылета. Долететь до Хабаровска они могли на резервном самолете, предоставленном авиакомпанией "ИрАвиа". Но многие решили не рисковать и продолжить путь поездом.

По факту неудачной посадки следственные органы Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

В настоящее время следствие рассматривает несколько версий произошедшего: техническая неисправность самолета, плохое качество топлива и человеческий фактор. Следователи уже допросили членов экипажа и работников аэропорта, изъяли из самолета техническую и летную документацию, а также три черных ящика.

Между тем, по данным пресс-службы МЧС по Амурской области, главной причиной аварийного приземления Ан-24 могли стать сильный дождь и порывистый ветер.

Эту версию подтверждает и информация, размещенная на официальном сайте правительства области.

"Мощными потоками воды самолету были нанесены серьезные повреждения", – сообщается на официальном сайте правительства региона.

В свою очередь генеральный директор ЗАО "Авиакомпания "ИрАэро" Юрий Лапин сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь", что самолет был застрахован в "Русском страховом центре". Кроме того, в этой же компании перевозчик застраховал свою ответственность перед пассажирами.

Сразу после происшествия в здании аэропорта Благовещенска начала работу оперативная комиссия по расследованию причин аварии во главе с вице-губернатором региона, курирующим вопросы авиации и космоса, Константином Чмаровым.

Учитывая, что Ан-24 садятся аварийно в России уже не в первый раз, глава региона Олег Кожемяко поручил Константину Чмарову создать специальную комиссию по проверке авиационной безопасности аэропорта Благовещенска. По данным пресс-службы администрации Амурской области, комиссия за три дня должна найти и предложить способы устранения причин, которые могли привести к аварийным и внештатным ситуациям. Кроме того, комиссия должна проверить работу наземных и технических служб, обслуживающего персонала и соблюдение авиакомпаниями-перевозчиками своих обязательств. Заседание комиссии в здании аэрокомплекса "Благовещенск" состоится 12 августа.

Повторение пройденного

К счастью, на этот раз при аварийном приземлении Ан-24 жертв удалось избежать, хотя так бывает далеко не всегда во время инцидентов с самолетами этого типа.

Только в 2011 году в России уже пять раз случались непредвиденные ситуации с Ан-24 и поломки самолетов этого типа.

Так, 16 мая после посадки в аэропорту Уфы на одном из двигателей Ан-24 сработало предупреждение о стружке в масле. Самолет вылетел из уфимского аэропорта в Оренбург только на следующий день.

17 мая Ан-24, который должен был лететь из Тюмени в Ханты-Мансийск, из-за задымления в салоне не смог вылететь из тюменского аэропорта "Рощино".

31 мая самолет Ан-24 с 28 пассажирами и 4 членами экипажа на борту, следовавший по маршруту Южно-Сахалинск-Оха, аварийно сел в Южно-Сахалинске. Причиной аварийной посадки стал шум в передней стойке шасси.

14 июня в аэропорту "Черемшанка" (Красноярский край) из-за сработавшего предупреждения о "помпаже правого двигателя" задержали вылет Ан-24 с 27 пассажирами и 5 членами экипажа на борту. Пассажиры вылетели на резервном самолете на два часа позже.

Но самое страшное ЧП произошло 11 июля с Ан-24 авиакомпании "Ангара". Самолет, следовавший по маршруту Томск-Сургут, совершил аварийную посадку на реку Обь. В результате приводнения 7 человек погибли и 30 пострадали.

9 августа вице-премьер РФ Сергей Иванов поддержал предложение Росавиации о недопуске к регулярным пассажирским перевозкам авиакомпаний, владеющих менее чем 20 однотипными самолетами. "Я даже не поддерживаю, я заставляю их это сделать", - заявил он журналистам.

"Я уже говорил, авиакомпании-"живопырки" не должны существовать в принципе, то есть компании, которые владеют 2-6 самолетами, не должны работать на рынке пассажирских перевозок", - подчеркнул вице-премьер.

По его мнению, ограничение должно коснуться только регулярных перевозок и не будет распространяться на чартерные рейсы.

После авиакатастрофы Ту-154 под Смоленском, в которой погиб президент и правительство Польши, и последовавшей за ней катастрофы Ту-134 в Карелии, президент РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу решить вопрос вывода из эксплуатации Ту-134 на регулярных рейсах с 2012 года.

Позже, 11 июля, на совещании в Горках Дмитрий Медведев заявил, что регулярные полеты Ан-24 также следует прекратить. "Все, что я говорил недавно применительно к Ту-134, не в меньшей степени относится к Ан-24", - заявил президент.

"С учетом того, что мы меняем парк самолетов, такие же подходы (как к Ту-134) предлагаю распространить на Ан-24", - отметил он.

Пассажирский турбовинтовой самолет Ан-24, созданный в 1959 году для линий малой и средней протяженности, рассчитан на дальность полета около 3 тыс. км. В свое время эта машина была популярна не только в России, и за границей. Например, в Грузии и Ираке самолет переоборудовали в боевой и до сих пор используют по назначению.

По мнению летчиков, главная проблема Ан-24 заключается не столько в изношенности авиапарка, сколько в банальной нехватке запчастей. И пусть одни называют его "летающей "Булгарией", другие встают на защиту машины. Например, на авиационном форуме пользователь под ником Zinоviev пишет: "Первой моей машиной стал именно Ан-24. За 14 лет работы на ней я ее всю обшарил, и сказал бы Великому Олегу Антонову человеческое спасибо за эту гордость Советской Авиации". Отзывы профессионалов о самолете положительные возможно потому, что многие учились летать именно на Ан-24.

"Из эксплуатации будут выведены только те самолеты Ан-24, которые не оборудуют всеми необходимыми приборами, как это указано в приказе Минтранса "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", - сообщил Interfax-Russia советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.

Согласно приказу, самолеты должны быть дооборудованы приборами, которые позволят экипажу контролировать траекторию полета и выполнять необходимые маневры. К этим приборам относятся система предупреждения о близости земли (GPWS), оснащенная функцией оценки рельефа местности в направлении полета, и бортовая система предупреждения столкновений.

Пассажирам, пережившим не самую мягкую посадку под Благовещенском, повезло – несмотря на травмы, они остались живы. Но даже этот инцидент не заставил власти отказаться от линейки Ан-24, которые дооборудуют и пустят в свободный полет. Конечно, это не значит, что люди перестанут летать. Но в случае удачного приземления аплодировать пилоту, определенно, станут громче.

Обозреватель Татьяна Кочеткова