Interfax-Russia.ru — Более 50 затонувших судов утилизируют в Сахалинской области за три года.
Акваторию Сахалина очистят от затонувших морских судов и их останков.
"В этом году акваторию Сахалинской области очистят от 9 затонувших судов. В 2023 году на Сахалине и Курилах планируется утилизировать 20 затонувших объектов. Еще 22 судна извлекут из воды в 2024 году", — сообщили в пресс-службе регионального правительства.
Работы проведут в акватории Корсаковского, Невельского, Холмского, Томаринского, Углегорского, Долинского, Макаровского, Поронайского, Александровск- Сахалинского, Южно-Курильского и Северо-Курильского районов Сахалинской области.
Утилизация началась в прошлом году — первый такой объект удалили из акватории города Корсаков.
В 2022 году работа продолжилась, от затонувшего судна уже очистили акваторию Невельского района.
"Специалисты областного Минтранса провели инвентаризацию имущества, которое затонуло в акваториях островного региона. Следующий шаг — утилизация этих судов. До конца текущего года необходимо провести такую работу в Невельске, Корсакове и Южно-Курильске. Это вопрос экологии, а также важный этап модернизации нашей портовой инфраструктуры", — заявил 28 июня на рабочем совещании в региональном правительстве губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Также работу по очистке акватории от затонувших судов ведут на Камчатке.
"Камчатский край — это лидер среди всех регионов Дальнего Востока по подъему и удалению затонувших судов, мы уже удалили 26 судов, 11 — в процессе удаления — это в семь раз больше, чем у любого другого субъекта ДФО (Дальневосточного федерального округа — ИФ) и кратно больше чем тот объем, который за все предшествующие годы был реализован. Большая работа предстоит, еще надо поднять 49 судов, но, по крайней мере, она уже обозримая и не выглядит невозможной", — сообщил 23 июня глава региона Владимир Солодов.
По его словам, работа ведется в рамках регионального проекта "Генеральная уборка Авачинской бухты".
Одним из последних судов, которое удалили из ее акватории, стала шхуна "Ронд", затонувшая около четырех лет назад возле бывшего судоремонтного завода "Фреза". Судно весит более 300 тонн, его длина — чуть больше 30 м. Шхуну ставили на киль с помощью системы рычагов и блоков, при этом корпус судна подрядная организация укрепила специальными пластырями. Затем "Ронд" отбуксировали на утилизацию в район СРВ (один из микрорайонов Петропавловска-Камчатского, от словосочетания "судоремонтная верфь" — ИФ). Корпус судна будет распилен, а металл вторично использован.
"Четыре года мы занимались подъемом данного судна. Работало несколько подрядных организаций. Наконец компания "НикАрт" поставила судно на киль. Затонувшее судно не позволяло обустраивать стоянку для яхт и тем самым мешало развитию туристической инфраструктуры. Сейчас на этом месте мы планируем разместить понтон, где смогут размещаться до 12 яхт, которые будут вывозить наших туристов на морские прогулки", — сообщил 6 апреля заместитель генерального директора Корпорации развития Камчатского края Олег Сыричко.
По его словам, "Ронд" стал третьим судном, поднятым со дна Петропавловской гавани силами корпорации.
"Ранее нам удалось поднять и утилизировать рыболовные сейнеры "Снегирево" и "Моннерон". Они затонули в тот период, когда еще существовал судоремонтный завод "Фреза", — уточнил он.
Необходимость очистки Авачинской бухты от металлолома губернатор Камчатского края Владимир Солодов обсудил с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным во время его визита на Дальний Восток летом 2020 года. Тогда глава кабинета министров поручил Минтрансу и Минфину РФ совместно с Минприроды, Росимуществом и главами регионов ДФО представить дорожную карту по подъему и утилизации судов, затонувших в акваториях Дальневосточного федерального округа (в том числе бесхозных, мешающих безопасному судоходству и создающих экологическое риски), а вице-премьер РФ Виктория Абрамченко распорядилась создать единую базу затопленных кораблей, где будут собраны данные по характеристикам объектов, их собственникам, а также планы по утилизации этих судов.
Как сообщалось, в декабре 2021 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о присоединении к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов (принят Госдумой 25 ноябре, одобрен Советом Федерации 1 декабря). При этом присоединение происходит со следующей оговоркой: "Российская Федерация не считает себя связанной положениями пунктов 2 и 3 статьи 15 конвенции". Также Российская Федерация "в соответствии с пунктом 2 статьи 3 конвенции будет распространять применение требований конвенции на затонувшие суда, находящиеся в пределах территории Российской Федерации, включая территориальное море, с соблюдением положений пункта 4 статьи 4 конвенции".
Найробийская конвенция была принята 18 мая 2007 года в Найроби (Кения). Она устанавливает единые международные правила и процедуры для обеспечения поднятия затонувших судов и уплаты компенсации за связанные с этим расходы. Принятие закона о присоединении к конвенции обязывает судовладельцев поднимать затонувшие суда за счет собственных средств.
Вместе с тем, 9 июня 2022 года на заседании правительства РФ были приняты поправки в законопроект N1219896-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части уточнения лиц, в отношении которых устанавливается ответственность за нарушение требования о направлении капитану морского порта сообщения о затонувшем имуществе, и корректировки ответственности за нарушение сроков начала удаления затонувшего имущества.
Отмечается, что законопроект направлен на совершенствование порядка удаления затонувших судов, в том числе установление запрета на затопление судов, определение сроков их удаления и установление требования о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувших судов.