Трагедия под "удобным" флагом

Interfax-Russia.ru – В Охотском море продолжаются поиски шхуны "Партнер". Судно еще не обнаружили, но уже нашли тела двух погибших. Предположительно, они были членами экипажа "Партнера".

Вот уже шестые сутки в Татарском проливе Охотского моря ищут пропавшую рыболовецкую шхуну "Партнер". Само судно не обнаружили до сих пор, однако спасатели продолжают находить в море тела погибших людей. Есть все основания предполагать, что это моряки с исчезнувшего "Партнера". В настоящее время устанавливаются личности погибших. Напомним, что рыболовецкая шхуна, находящаяся в Татарском проливе, подала сигнал бедствия 7 января.

"Внимание, внимание, кто меня слышит, не знаю. "Партнер", терплю бедствие, значит координаты (…) Судно под воду уходит. Плот один единственный открылся, и то не так", - процитировал это радиосообщение центр общественных связей Росрыболовства.

"Партнер" начали искать незамедлительно. В район бедствия выдвинулись спасательные суда "Челябинск" и "Пионер Холмска", вылетел самолет Ан-24. Однако ни в этот день, ни в последующие обнаружить шхуну не удалось.

В том месте, координаты которого содержались в радиосообщении, несколько суток не утихал шторм. Специалисты с самого начала очень скептически оценивали шансы экипажа на спасение, а через три дня активную фазу поисковых работ в море и вовсе завершили.

"Суда, работающие в Татарском проливе, вернулись к промыслу и уже не занимаются исключительно поиском пропавшей шхуны", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" 10 января представитель ГУ МЧС России по Сахалинской области. Вместе с тем он отметил, что корабли все же продолжают попутные поиски шхуны "Партнер".

"Экипажи судов предупреждены о необходимости сообщать в МЧС обо всех подозрительных предметах, которые они могут заметить в воде", - пояснил сотрудник управления. При этом он подчеркнул, что продолжаются активные наземные поиски пропавших людей и судна.

"В понедельник с утра спасатели продолжили прочесывать побережье юго-западного Сахалина. В поисках принимают участие 36 человек на 17 единицах высокопроходимой техники - это сотрудники МЧС, местных районных администраций, а также добровольцы", - уточнил он.

За день до этого глава Росрыболовства Андрей Крайний заявил, что пропавшая в море шхуна была браконьерской. А это значит, что о безопасности моряков и наличии спасательных средств на судне, скорее всего даже не задумывались.

"На этих кораблях никто не думает ни о самом судне, ни о наличии гидрокостюмов и спасательных плотиков", - сказал Андрей Крайний на брифинге.

При этом, по словам главы Росрыболовства, выжить без этих средств в воде с температурой 2-3 градуса по Цельсию при ледяной волне в 3,5 метра "шансов нет никаких".

Как выяснилось, шхуна "Партнер" вела в Охотском море незаконный промысел под камбоджийским флагом. Ее судовладелец – компания "SGI company LTD", зарегистрированная в Белизе. В октябре 2010 года капитаном шхуны числился Алексей Мальцев из Долинска Сахалинской области, экипаж судна состоял из 11 россиян, регистрированных предположительно также в Сахалинской области. Для того чтобы выяснить, кто находился на борту "Партнера", когда он пошел ко дну, российской стороне пришлось запросить судовую документацию шхуны у властей Японии.

Судовую роль (поименный список судового экипажа – ИФ) "Партнера" Росрыболовство получило из японского порта Вакканай (Север Хоккайдо) 11 января. Согласно этому документу, экипаж шхуны состоял из 14 россиян. Ее капитаном был Равиль Бодрутдинов (в судовой роли он указан как Ravil Bodrutdinov). В состав экипажа также входили первый помощник капитана Андрей Сальников (Andrey Salnikov), второй помощник Владимир Чуржиков (Vladimir Churjkov), инженеры Альберт Попов (Albert Popov) и Андрей Гурулев (Andrey Gurulyov), кок Андрей Шимилин (Andrey Shimilin), боцман Александр Сарапин (Alexander Sarapin), матросы Николай Сарапин (Nikolai Sarapin), Владимир Сергеев (Vladimir Sergeyev), Игорь Яшин (Igor Yashin), Александр Хмель (Alexander Khmel), Александр Мартынов (Alexander Martynov), Андрей Журавский (Andrey Zhuravskiy) и Павел Тресков (Pavel Treskov).

Как заявил "Интерфаксу" руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев, судовая роль была оформлена "на отход" судна, но в ней не было указано, из какого порта шхуна прибыла в Вакканай и в какой порт направляется.

Тем временем, 10 января вечером в 5 км южнее села Новоселово Томаринского района Сахалинской области в прибрежной полосе моря спасатели нашли плот без опознавательных знаков. Внутри плота, притопленного шугой (рыхлые скопления льда, возникающие из всплывшего на поверхность внутриводного и мелкобитого льда – ИФ), находился погибший человек.

11 января тело еще одного мужчины, одетого в гидрокостюм без опознавательных знаков, обнаружили на внешнем рейде Холмского торгового порта Сахалинской области. Тела обоих погибших доставили в морг города Холмска. Не исключено, что они были членами экипажа злополучной шхуны. Об обстоятельствах смерти мужчин можно будет говорить лишь после вскрытия и опознания.

"Вскрытие пока не проводилось, так как тела покрыты слоем льда, и необходимо время для того, чтобы они оттаяли. Оба погибших были одеты в одинаковые гидрокостюмы, это основание полагать, что они, скорее всего, были членами экипажа "Партнера", пропавшего в Татарском проливе", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" руководитель межрайонного следственного отдела Дмитрий Хайбриев.

12 января утром МЧС сообщило еще об одном найденном погибшем. Но через некоторое время выяснилось, что за тело моряка спасатели приняли пустой гидрокостюм, который плавал в воде. В пресс-релизе Дальневосточного регионального центра МЧС говорится, что днем 12 января бойцы Сахалинского поисково-спасательного отряда заметили в районе села Костромское (Холмский район) в 200 метрах от берега объект, который они приняли за тело погибшего человека в гидрокостюме.

"Извлечение его из воды серьезно затрудняли прибитый к берегу лед и шуга. Для того чтобы спасатели смогли добраться до найденного объекта, пришлось привлечь морской буксир из города Холмска. Однако когда специалисты МЧС России стали поднимать объект из воды, оказалось, что гидрокостюм был пуст, тело человека обнаружено не было", - поясняет пресс-служба ведомства.

Что на самом деле случилось с рыболовецкой шхуной и ее экипажем, пока доподлинно неизвестно. И известий о судьбе пропавших моряков их родственникам, скорее всего, придется ждать еще долго.

Произошедшая трагедия, с одной стороны, потрясает. С другой, является вполне закономерной и предсказуемой. По крайней мере, так говорят эксперты. Дело в том, что суда, которые ходят под "удобными" флагами (флагами таких государств как Камбоджа, Панама, Грузия и т.д. – ИФ), каковым оказалась и шхуна "Партнер", являются известными нарушителями всевозможных правил – правил безопасности, порядка передвижения, рыбного промысла и т.д. А потому морские трагедии с их участием далеко не редкость. Более того, о многих кораблекрушениях таких судов просто неизвестно.

Как заявил "Интерфаксу" руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев, на судах под "удобным" флагом чаще всего нет необходимых средств безопасности, их команды не имеют социальных гарантий, работают без оформления трудовых договоров и страховок. "Если подтвердится самое плохое, то родственники погибших даже не смогут получить достаточную компенсацию", - заявил он, отметив вместе с тем, что, по данным Международной федерации транспортных рабочих, страховка в случае гибели моряка составляет от $100 тыс. Собеседник "Интерфакса" подчеркнул, что техническое состояние таких судов также вызывает много вопросов. "Был случай, когда часть команды одного такого судна из-за его ужасного технического состояния отказалась выйти в море и благодаря этому осталась жива", - сказал он.

Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов в свою очередь заявил, что Росрыболовство намерено поставить вопрос об ужесточении наказания в отношении владельцев судов-"подфлажников", задержанных в морях РФ.

"Такие суда работают под "удобными" флагами, как правило, в нарушение всех норм нашего законодательства. Ситуация с РШ "Партнер" - страшное событие, но мы не можем привлечь судовладельца к ответственности, так как компания-судовладелец не находится на территории России", - сообщил он агентству "Интерфакс - Дальний Восток". "Росрыболовство последовательно борется с этим явлением (с судами -"подфлажниками" - ИФ), в том числе эту работу мы проводим на уровне межправительственных соглашений, в первую очередь, с Японией и Кореей. Нам нужно постараться максимально пресечь те рынки, на которые сдают рыбопродукцию такие суда. Но основные усилия - это, конечно, ужесточение мер в отношении задержанных таких судов в российских водах", - отметил Василий Соколов.

По его данным, пограничники регулярно задерживают большое количество судов-"подфлажников". "После задержания такие суда просто не должны покидать российские порты: экипажи надо ссаживать на берег, а сами суда пускать на гвозди и на иголки. Мы, конечно, проводим работу и среди легальных рыбаков, чтобы с их стороны было тотальное осуждение такого явления. Так как, с одной стороны, суда под "удобными флагами" подрывают легальный бизнес, с другой - могут жертвовать человеческими жизнями, в том числе с такими печальными последствиями, которые произошли с РШ "Партнер", - сказал замглавы Росрыболовства.

"Мы считаем, что с такими судами надо поступать как можно жестче", - подчеркнул он. По его данным, если российские суда отключают технические средства контроля и спутниковый мониторинг более чем на 48 часов, то по федеральному закону "О рыболовстве в РФ" их судовладельцы лишаются долей на вылов водных биоресурсов, то есть лишаются своего бизнеса.

"Суда-"подфлажники" не имеют вообще технических средств контроля. Их даже нельзя назвать браконьерами, это настоящие пираты. Они осуществляют свою деятельность, нарушая все, что только можно. Поэтому их нужно конфисковать и уничтожать, чтобы они не попадали больше в нехорошие руки и не продолжали свою деятельность в море", - отметил собеседник агентства.

Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский придерживается несколько иного мнения. Он считает, что даже ужесточение наказания для судов, курсирующих под "удобными" флагами, не решит существующую проблему.

"В трагедии, произошедшей со шхуной "Партер", виноват не только владелец судна. Виноваты и сами моряки, которые сознательно отправились браконьерствовать. Ни для кого не секрет, что эта работа смертельно опасна. Но они все равно на нее соглашаются. Незаконный промысел – это рискованный бизнес, потому что заранее нельзя предположить, удастся ли поймать, к примеру, краба, или нет, получится ли потом его продать и т.д. Поэтому в такой бизнес его организаторы не вкладываются – они никогда не выделяли и не будут выделять денег на техническое оснащение кораблей и на обеспечение безопасности моряков, и они будут продолжать тонуть, - рассказал в интервью Interfax-Russia.ru Петр Осичанский.

По мнению собеседника Interfax-Russia.ru, изменить ситуацию в лучшую сторону могут лишь рыбацкие профсоюзы.

"Рыбацкие профсоюзы в нашей стране, к сожалению, очень слабые. Только усиление их роли может решить проблему. Если бы моряки и рыбаки массово вступали в эти организации, профсоюзы бы имели вес и авторитет, достаточный для того, чтобы добиться от работодателей достойных условий труда, ведь сейчас эта работа мало оплачиваемая и очень тяжелая. И тогда никто не искал бы нелегальных заработков и не рисковал бы своей жизнью ради сомнительных денег, - считает Петр Осичанский.

Обозреватель Вера Широкова