Interfax-Russia.ru – Танкер, перевозивший более тысячи тонн нефтепродуктов, сел на мель возле курильского остова Итуруп.
Танкер "Каракумнефть", груженный нефтепродуктами, вечером 15 февраля выбросило на мель недалеко от курильского острова Итуруп. ЧП произошло в сильный шторм.
"Танкер доставил из Приморского края топливо в Курильск. В портпункте Китовый (о. Итуруп, Средние Курилы – ИФ) он стоял на разгрузке. Но начался шторм, и танкер направился в море, чтобы там переждать непогоду", - рассказал агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель морского спасательного подцентра (МСПЦ) "Южно-Сахалинск". Как раз на выходе из портпункта, примерно 19:15 по местному времени, судно, по информации МСПЦ, и село на мель.
"На борту судна находилось 20 человек экипажа и около тысячи тонн дизельного топлива. В 23:10 по местному времени танкер "Каракумнефть" встал вдоль береговой полосы на расстоянии от берега на расстоянии до 80 м. В это же время начались работы по эвакуации членов экипажа с танкера с помощью бортового буксира. Все 20 моряков были доставлены на берег и размещены в гостинице. Медицинская помощь никому не требуется", - сообщил представитель Дальневосточного регионального центра МЧС России.
До конца не ясно, получило ли судно, выброшенное волнами на мель, повреждения. Представители прокуратуры утверждают, что в танкере есть пробоины, а осматривавшие его спасатели уверяют, что он цел.
"Танкер получил пробоину в районе машинного отделения, на борту находится свыше 1 тыс. 200 тонн груза - дизельного и судового дизельного топлива, загрязнения нефтепродуктами акватории моря нет", - сообщил представитель пресс-службы Дальневосточной транспортной прокуратуры (ДВТП).
Это ведомство уже начало проверку по факту происшествия.
"Сахалинской и Приморской транспортными прокуратурами организована проверка соблюдения требований законодательства о безопасности мореплавания", - отмечается также в пресс-релизе ДВТП.
Комиссия Курильского района по чрезвычайным ситуациям, в свою очередь, обследовав танкер, повреждений не обнаружила.
"Комиссия по ЧС только что обследовала танкер. Осмотрела внутренние помещения судна. Визуально пробоин и запаха нефтепродуктов они не обнаружили", - сообщил в пятницу агентству "Интерфакс-Дальний Восток" представитель МСПЦ "Южно-Сахалинск".
По его словам, в состав КЧС, помимо специалистов районной администрации, МЧС и портовых властей, также вошли представители Роспотребнадзора. Вместе с комиссией танкер осматривали капитан и члены экипажа "Каракумнефти".
Информацию о том, что топливо, которое было на борту аварийного танкера, могло попасть в воду, в спасательном центре тоже опровергают. Между тем, сообщения об этом в четверг опубликовали некоторые СМИ.
"Была информация о том, что в акватории видны следы нефтепродуктов. Но, судя по размерам (ширина пленки не более 1 метра) и толщине маслянистой пленки, скорее всего, это остатки нефтепродуктов, которые были на палубе судна, смытые волнами. Судно захлестывает волнами. В случае пробоины выбросы топлива в море были бы более мощными", - пояснил агентству "Интерфакс-Дальний Восток" представитель МСПЦ.
Как бы то ни было, сейчас главный вопрос - как откачать топливо с "Каракумнефти". По данным пресс-службы Дальневосточного регионального центра МЧС, владелец судна принял решение перекачать его на борт танкера "Марат", который также находится в его собственности. Тем не менее, районная комиссия по ЧС решила не дожидаться, пока "Марат" прибудет к берегам Итурупа.
По словам представителя МСПЦ "Южно-Сахалинск", "Марат" недавно начал отгрузку топлива, доставленного в Южно-Курильск (о. Кунашир) для нужд Южно-Курильского района, и на это потребуется определенное время.
"Вполне реально выгрузить за это время топливо с танкера "Каракумнефть" с помощью шлангов на берег", - заявил собеседник агентства.
"Сейчас члены КЧС ищут шланги для откачки топлива на берег. Из необходимого количества половина шлангов есть на самом танкере, остальные сейчас ищут на берегу", - добавил он.
"Если удастся довести шланги до трубопровода на берегу, то выгрузка в береговые емкости пройдет довольно быстро. Если - нет, то придется использовать автоцистерны, в которые будет отгружаться дизтопливо с танкера, а цистерны затем будут доставлять его к емкостям хранения. На это уйдет больше времени, более одного дня", - констатировал представителя МСПЦ.
Судно "Каракумнефть", по данным издания "Морской бюллетень", имеет грузоподъемность в 1 тыс. 660 тонн, построено в 1970 году и принадлежит владивостокской компании ООО "НИКО".
Стоит отметить, что практически одновременно с аварией танкера у берегов Курильских островов произошло еще одно ЧП – недалеко от острова Шикотан отказали двигатели у плавбазы К-2180 "Виктория", на борту которой находилось 160 человек (порт приписки Калининград, судовладелец - компания Приморского края). Когда случилась поломка, судно направлялось на промысел в Охотское море.
"В ночь на среду у плавбазы отказали двигатели, судно оказалось обесточенным и легло в дрейф. Но экипаж запросил о помощи днем в среду", - рассказали 16 февраля агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в морском спасательном подцентре "Южно-Сахалинск".
Спасатели, получив сигнал с "Виктории", отправили ей на помощь пограничный сторожевой корабль (ПСКР) Сахалинского погрануправления береговой охраны ФСБ РФ.
"ПСКР обеспечил безопасность плавбазе, пока ее экипаж пытался завести в работу двигатели. В настоящее время двигатели запущены, энергоснабжение судна восстановлено. Но у экипажа есть опасения возможных других поломок на судне. Поэтому сейчас в сопровождении ПСКР они идут под берег в безопасный от шторма район для более детального осмотра судна", - рассказал собеседник агентства.
По его словам, чтобы в дальнейшем "подстраховать" "Викторию" из Петропавловска-Камчатского вышло спасательное судно "Рубин" Сахалинского филиала Балтийского бассейнового аварийно-спасательного управления (БАСУ). "Судно-спасатель", из-за шторма, скорее всего, сможет подойти к плавбазе не раньше 18 февраля.
Это не первые ЧП в этом участке океана нынешней зимой. Чуть более месяца назад у Курил потерпел крушение рефрижератор "Ирина" (порт приписки - Владивосток). Он получил пробоину в нескольких милях от острова Кунашир. Экипаж судна, состоящий из 19 россиян, подал сигнал SOS и на помощь к нему отправились сразу несколько судов. Моряков с рефрижератора в итоге забрал к себе на борт сухогруз "Татарстан", а оставшееся без управления судно за неделю отбуксировали на рейд в порт Южно-Курильска. Там водолазы обнаружили в его корпусе две небольшие пробоины. Кроме того, выяснилось, что у рефрижератора повреждена винто-рулевая группа. Заделать пробоины и откачать из машинного отделения воду спасателям удалось, однако на этом приключения "Ирины" не закончились. Из Южно-Курильска спасательное судно "Атлас" отбуксировало рефрижератор в сахалинский порт Корсаков (туда они прибыли 20 января). С Сахалина, по идее, "Ирина" должна была отправиться в Китай для дальнейшего ремонта. Но произошла заминка, и судно вообще оказалось под угрозой ареста. Дело в том, что владелец мороженой рыбы, которую перевозил рефрижератор "Ирина", обратился с иском в суд в отношении владельца аварийного судна.
"Судовладелец не выполнил какие-то свои обязательства перед грузовладельцем, поэтому тот обратился в суд", - пояснили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в Сахалинском филиале Балтийского бассейнового аварийно-спасательного управления (БАСУ).
Собеседник агентства заявил, что спасатели в свою очередь тоже намерены требовать от владельца "Ирины" деньги – за ремонт и буксировку судна. Он пояснил, что Корсаков не является безопасным портом-убежищем для судов, и спасательное судно "Атлас" вынуждено постоянно дежурить рядом с рефрижератором, а это тоже - большие расходы.
"Если судовладелец не оплатит эти расходы, БАСУ тоже вынуждено будет обратиться в суд", - подчеркнул он.
Впрочем, как стало известно накануне, сложности с буксировкой рефрижератора, скорее всего, разрешатся в 20-х числах февраля. Руководитель Сахалинского филиала Балтийского БАСУ Вячеслав Филиппов сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток", что владелец "Ирины" уже урегулировал свой конфликт с владельцем рыбы.
"Судовладелец обещает нам в ближайшее время оплатить расходы филиала БАСУ по водолазным работам и буксировке "Ирины" в порт Корсаков. Если судовладелец подтвердит дальнейшую буксировку судна в Китай, мы приступаем к подготовительным работам", - отметил Вячеслав Филлипов.
Обозреватель Вера Широкова