Свести мосты

Interfax-Russia.ru - Власти Сахалина и японского острова Хоккайдо договорились о продвижении в правительствах своих стран двух глобальных проектов: транспортного коридора и энергомоста.

Встреча главы Сахалинской области Александра Хорошавина и губернатора японской префектуры Хоккайдо Такахаси Харуми состоялась 20 ноября в городе Саппоро (остров Хоккайдо, Япония). На ней стороны договорились активизировать совместные усилия для реализации глобальных проектов по созданию транспортного коридора Япония - Россия – Евросоюз и энергомоста "Россия - Япония" (через Сахалин и Хоккайдо).

"Это грандиозные проекты, которые должны решаться на уровне правительств наших стран. Они имеют национальное значение и могут вывести на новый этап экономического развития наши регионы. Предприятия наших регионов должны участвовать в их реализации. Хочется создать с вами новую платформу, где можно было бы обсуждать эти вопросы", - сказала Такахаси Харуми.

Александр Хорошавин поддержал предложения своей японской коллеги и предложил сторонам подумать над формой сотрудничества по этим двум глобальным проектам.

Губернатор отметил, что оба проекта в перспективе обеспечат серьезные выгоды как странам, так и их регионам. Например, в случае создания нового транспортного коридора Япония, как одна из самых крупнейших экономик мира, получит прямой доступ к железнодорожной транспортной инфраструктуре Евразии, а Россия обретет экономические выгоды от увеличившегося транзита грузов по своей территории, что, в том числе позволит ей ускоренными темпами развивать дальневосточные регионы.

"Для Хабаровского края этот проект представляет очень большой интерес, это возможность создания другого качества жизни не только для сахалинцев, но и для жителей северо-восточных районов нашего края. Для нас он важен тем, что дает возможность пройти железной дорогой северо-восточные районы края, а также связать железной дорогой развивающийся порт Де-Кастри Хабаровского края", - заявил на международной конференции, посвященной строительству транспортного перехода "Сахалин-материк", первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Александр Левинталь.

Кроме того, как считает чиновник, строительство моста между Сахалином и материком даст мощный толчок освоению месторождений Хабаровского края. Так, по словам Левинталя, мостовой переход и железная дорога по северо-востоку Хабаровского края позволит вовлечь в разработку богатые природные ресурсы, находящиеся в этой части региона. Также, по мнению специалиста, железная дорога также даст возможность доставлять лес из северных районов Хабаровского края в его перерабатывающие центры, а не отправлять морем на экспорт, как это приходится делать сейчас.

"Прирост ВРП от реализации проекта перехода "Сахалин - материк" будет даже больше для Хабаровского края, чем для Сахалина. Это комплексный проект, который дает большие плюсы краю, обеспечивает транспортную доступность, закрывает проблему "северного завоза". Только на стадии строительства будет занято 5 тыс. человек на территории нашего края, плюс 3,5 тыс. новых рабочих мест край получит на стадии эксплуатации новых железнодорожных путей и объектов", - пояснил он.

"Так что мы полностью поддерживаем этот проект, и будем прилагать все усилия для его реализации", - заключил Александр Левинталь.

Помимо зампреда правительства Хабаровского края идею строительства транспортного перехода "Сахалин - материк" поддержали и другие эксперты, принимавшие участие в конференции. Как отмечается в ее итоговой резолюции, участники мероприятия приняли решение рекомендовать правительству России включить этот проект в перечень приоритетных инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе.

Кроме того, специалисты предложили создать специальную рабочую группу в рамках межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Россия - Япония для организации исследований по созданию транспортного коридора "Япония - Россия - Евросоюз".

Участники форума также одобрили проект технического задания на проектно-изыскательские работы по переходу "Сахалин - материк", разработанный группой ученых и проектировщиков по заказу Минтранса РФ.

Согласно документу, подготовленному московскими институтами "Гипростроймост" и "Мосгипротранс", выполнение проектно-изыскательских работ предлагается осуществлять с 2014 по 2016 годы.

Из предложенных семи вариантов транспортного перехода через пролив Невельского наиболее предпочтительным ученые считают строительство мостового перехода по маршруту Селихин (Хабаровский край) - пролив Невельского - Ныш (Сахалин), который совместит в себе железную и автомобильную дороги. Необходимый объем инвестиций в строительство перехода между островом и материком в ценах текущего года в ценах 2013 года оценивается в 387 млрд рублей. На его возведение потребуется 7-7,5 лет.

Осуществлять финансирование проекта специалисты предлагают либо на условиях государственно-частного партнерства, либо на условиях концессионных соглашений. Согласно их расчетам, вложения в проект окупятся через 35-40 лет. Ведь даже по самым пессимистичным оценкам объем перевозок к 2020 году достигнет 9,3 млн тонн в год. При этом себестоимость грузовых перевозок по сравнению с текущими показателями снизится от 3 до 10 раз.

Эксперты считают, что на стадии строительства в реализации проекта может быть задействовано порядка 11 тыс. человек, на стадии эксплуатации (обслуживания путей и моста) - 5 тыс. человек (около 1,5 тыс. новых рабочих мест на Сахалине и 3,5 тыс. - в Хабаровском крае). Мультипликативный эффект проекта - создание от 30 тыс. до 50 тыс. новых рабочих мест во всех отраслях промышленности (от разработки удаленных новых месторождений полезных ископаемых до туризма) обоих регионов.

По словам губернатора Сахалинской области, проект техзадания и предложения по дальнейшим этапам реализации масштабного проекта в ближайшее время направят на рассмотрение правительства РФ для принятия окончательного решения о возможности его осуществления.

Не менее оптимистичные прогнозы специалисты делают и относительной второй части проекта, касающейся соединения Сахалина с японским островом Хоккайдо. По информации главы региона, в 2012 году объем импорта стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) составил $6,6 трлн, экспорта - $5 трлн. При этом большая часть грузов транспортируется по морю со сроками доставки от 1 месяца и более.

С открытием же транспортного коридора Япония-Россия-Евросоюз сроки доставки сократятся до 10-14 дней, снизится стоимость грузовых перевозок и повысится их надежность. В этом случае, по оценкам ученых, транзит через Сахалин к 2030 году достигнет 27 млн тонн в год. Речь идет о поставках угля, черных и цветных металлов в Японию, перевозке контейнерных грузов. Принимая во внимание рост объемов взаимной торговли стран Европы и Восточной Азии, который составляет более $1,2 трлн, использование транзитного потенциала территории России, в том числе острова Сахалин, позволит значительно снизить издержки японских грузоотправителей, которые сейчас работают по морской схеме через Суэцкий канал.

"Таким образом, мостовой переход может позиционироваться в качестве одного из базовых межгосударственных проектов России. Мы рассчитываем, что решение по проекту правительство РФ примет в ближайшее время", - заключил губернатор.

По данным "Российской газеты", вопрос соединения острова с материком поднимался в конце 30-х годов прошлого века. Тогда советское правительство приняло решение о строительстве железной дороги от станции Победино до мыса Погиби и далее по тоннелю под дном пролива Невельского на мыс Лазарева. С началом Великой Отечественной войны работы по сооружению тоннеля и железной дороги по вполне понятной причине прекратили, а возобновили только в 1950 году. Но в 1953 году свернули окончательно.

С той поры попытки реанимировать проект предпринимались неоднократно: в 1979 году, 1999-м и, наконец, в наше время. С 2000 по 2002 год были выполнены значительные объемы проектно-изыскательских исследований. Однако вплотную проектом занялись лишь недавно.

Что касается проекта энергомоста, то в настоящее время Сахалинское областное правительство и компания "ИнтерРАО" продолжают его проработку. Впрочем, на этом потенциальное взаимодействие российского и японского островов не заканчивается.

"Мы также видим перспективы для совместной деятельности двух регионов в сфере газификации транспорта и жилья в Сахалинской области. Важным направлением двустороннего сотрудничества считаем взаимодействие в строительстве объектов социальной сферы: многофункционального культурного центра, объектов здравоохранения, физкультуры и спорта. Хочу подчеркнуть, что у нас большой потенциал для сотрудничества с Хоккайдо в вопросах подготовки медицинских кадров, диагностики и реабилитации", - сказал Александр Хорошавин.

Он добавил, что рассчитывает на плодотворные результаты двусторонних переговоров, которые позволят прийти к конкретным договоренностям и заложат основы для будущих совместных проектов. Например, опыт хоккайдской стороны может пригодиться Сахалину при проектировании и строительстве универсального концертного зала в Южно-Сахалинске (начало работ в планах соответственно - 2014 и 2015 годы). Также интересной для островного региона является технология возведения тепличных сооружений в японской префектуре. Губернатор, в частности, предложил иностранным партнерам проработать вопрос о поставке на Сахалин пяти теплиц.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"