Стройка века

Interfax-Russia.ru – Новую ветку Байкало-Амурской магистрали начали строить в Приамурье. Местные власти надеются, что она даст толчок экономическому развитию регионов.

Секцию железнодорожного полотна - "серебряное звено", символизирующее начало модернизации Транссиба и строительства новой ветки Байкало-Амурской магистрали, заложили в самом северном городе Амурской области – Тынде - 8 июля.

"Спустя четыре десятилетия после начала легендарной стройки, БАМ, по сути, переживает второе рождение. Пропускная способность железной дороги увеличится вдвое. Благодаря новой ветке расширятся перспективы развития важных для Приамурья инвестпроектов. Развитие БАМа даст мощный импульс экономике всего нашего региона", - заявил губернатор Амурской области Олег Кожемяко.

В частности, по словам главы региона, с развитием БАМа будет освоено Огоджинское угольное месторождение.

"Развитие магистрали позволит освоить Огоджинское каменноугольное месторождение с прогнозными запасами до 5 млрд тонн. Общий грузопоток составит 25 млн тонн", - отметил губернатор.

Еще один важный проект, как отметил Олег Кожемяко, строительство железнодорожной ветки Шимановская-Гарь-Февральск, которая станет частью рокады между БАМом и Транссибом и свяжет между собой все предприятия металлургического кластера в Приамурье. Кроме того, по словам чиновника, новые промышленные проекты потребуют строительства железной дороги Тыгда-Зея.

Впрочем, большие планы в связи с модернизацией БАМа и Транссиба строят и в Хабаровске.

"Сегодня мы связываем большие надежды с дальнейшей модернизацией железной дороги, увеличением пропускной способности. Мы рассчитываем, что это даст региону новые рабочие места, оживит жизнь поселков, расположенных вдоль магистрали. По сути, это национальный проект, который продолжит дело, начатое 40 лет назад", - заявил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

Между тем, как сообщил замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов, этот этап развития БАМа будет не последним, а промежуточным.

"Уже сейчас понятно, что средств, которые намечено вложить в развитие БАМа, недостаточно. Второй этап развития магистрали - не последний, а промежуточный. Все мероприятия по проекту заканчиваются в 2018 году, но это станет лишь основой для дальнейшего развития", - заявил он.

По его словам, объем частных инвестиций по подтвержденным проектам составляет 600 млрд рублей. Из них 120 млрд рублей, это инвестиции в развитие портовой инфраструктуры, связанной с железной дорогой.

"Грузопотоки растут. Только по порту Ванино к 2020 году он (грузопоток - ИФ) составит около 50 млн тонн", - отметил замминистра транспорта РФ.

Также значение Байкало-Амурской магистрали и Транссиба для страны подчеркнул президент РФ Владимир Путин.

"Сегодня БАМ является важной, неотъемлемой частью единой транспортной системы страны, ключевым звеном в хозяйственном освоении обширных территорий, богатых ценными запасами минерального сырья, энергетическими и лесными ресурсами. Сама жизнь убедительно доказала востребованность этой стратегической магистрали для Сибири и Дальнего Востока, для всей страны. И потому на повестке дня - дальнейшее развитие Байкало-Амурской магистрали, повышение ее пропускной способности и комплексная модернизация инфраструктуры", - сказал глава государства.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в свою очередь отметил, что освоение богатейших территорий Сибири и Дальнего Востока на протяжении столетий являлось стратегической задачей России. По словам чиновника, проект Великого Северного железнодорожного пути от берега Баренцева моря до Татарского пролива возник еще в начале XX века. И восточная часть Байкало-Амурской магистрали во многом позволила реализовать этот грандиозный замысел.

"БАМ дал новый импульс для развития целого ряда регионов Забайкалья и Приамурья. Здесь выросли новые города и поселки, заводы и фабрики, объекты социальной инфраструктуры. Сегодня лучшие трудовые традиции, заложенные первопроходцами магистрали, продолжает молодое поколение железнодорожников. Уверен, опора на эти традиции поможет справиться с новыми масштабными задачами, среди которых - модернизация БАМа и расширение его пропускной способности", - сказал Медведев.

По данным "Российской газеты", решение о создании второй ветки БАМа, большая часть которой пройдет по Приамурью, российские власти приняли в 2012 году. Год спустя президент РФ Владимир Путин попросил правительство подготовить подробный план-график реализации проекта модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба.

Как сообщают "Ведомости", в настоящее время утвержденная правительством программа расширения вышеуказанных магистралей предполагает увеличение их пропускной способности на 55 млн тонн в год к 2020 году. Планируется, что основной грузопоток для них сформируют месторождения Evraz (Тарыханское, Межегеское, Таежное), ОАО "Мечел" (Эльгинское, Краснояровское), ОАО "Норильский никель" (Быстринское, Бугдианское), "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" (ТЭПК) (Элегестское), а также ряд крупнейших горнодобывающих компаний Кузбасса (в том числе "СУЭК", "Мечел", "СДС-Уголь").

Реализовывать программу предполагается в 2 этапа: при этом на первом необходимы инвестиции в размере 609 млрд руб., на втором - еще в 640 млрд руб. Второй этап включает реконструкцию участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань и строительство нового Северомуйского тоннеля (объем инвестиций - 158 млрд руб).

"РЖД оценивают проект расширения ж/д инфраструктуры на Дальнем Востоке в 1,2 трлн руб. Правительство уже согласовало программу модернизации БАМа и Транссиба до 2020 г. стоимостью 562 млрд руб. При этом самостоятельно РЖД на эти цели направят 302 млрд руб., еще 260 млрд руб. выделит государство, в том числе из Фонда национального благосостояния. Разница получилась из-за того, что в утвержденной программе учитывается грузопоток только с месторождений Дальнего Востока", - отметило издание, ссылаясь на презентацию "дочки" монополии - ОАО "Институт экономики и развития транспорта".

Что касается технического оснащения, то, по информации заместитель министра транспорта РФ Сергея Аристова, реконструируемым железным дорогам на востоке РФ (в том числе - Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям) потребуется 388 локомотивов различной конфигурации. Как в свою очередь пояснил министр по делам Открытого правительства РФ Михаил Абызов, выбирать технику планируется с помощью конкурсных процедур.

"С учетом того, что только месяц назад мы утвердили новые характеристики движения по реконструированному БАМу и Транссибу с переходом на составы в 7,1 тыс. тонн с сегодняшнего норматива в 6,3 тыс. тонн, возможно, у нас будут дополнительные требования к производителям локомотивов. В рамках этих требований мы ожидаем от них предложений по разработке, в том числе, новых моделей или совершенствование существующих серийных образцов", - добавил чиновник.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"