Interfax-Russia.ru — Помощника капитана российского рыболовецкого траулера "Амур", столкнувшегося с японским судном у берегов Хоккайдо, арестовали в Японии.
Третий помощник капитана российского траулера "Амур", несший вахту в момент столкновения с японской шхуной у побережья Хоккайдо, арестован в Японии. По данным местных СМИ, он подозревается в причинении смерти по неосторожности, а также в нарушениях в процессе маневрирования транспортного средства.
Как сообщалось, столкновение судов произошло 26 мая недалеко от побережья Хоккайдо, японское судно перевернулось, трое японских рыбаков погибли, еще трое выжили — их доставили на берег. Российские рыбаки не пострадали. Всего на борту "Амура" находилось 24 человека, все они — граждане РФ. Судно приписано к порту города Невельска, принадлежит рыбопромышленной компании "Амурское", зарегистрированной в Южно-Сахалинске.
Как сообщили "Интерфаксу" в морском спасательном координационном центре (МСКЦ) "Южно-Сахалинск", столкновение произошло в условиях плохой видимости. То же подтвердили и в Дальневосточном следственном управлении на транспорте (ДВСУТ) СКР.
"По информации следствия, 26 мая в утреннее время российское судно "Амур", при заходе в порт Хоккайдо в акватории Охотского моря столкнулось с японским маломерным судном. По предварительной информации, японское судно в условиях тумана и недостаточной видимости находилось без подачи сигналов", — говорится в сообщении ведомства.
В настоящее время по факту случившегося следователи ДВСУТ СКР проводят доследственную проверку. По ее результатам будет принято процессуальное решение.
Также за ситуацией следит посольство РФ в Японии.
"Посольство России в Японии и Генконсульство России в Саппоро продолжают следить за ситуацией вокруг российского траулера Амур и оказывать всю необходимую помощь в защите законных прав членов экипажа. Управление безопасности на море Японии осуществляет проверку обстоятельств столкновения с промысловым судном "Хокко-мару 8" и гибели трех японских моряков", — сообщается на странице посольства в Фейсбуке.
Там же уточняется, что корабль остается в порту Момбэцу (префектура Хоккайдо, Япония). Капитан "Амура" и другие члены экипажа содействуют следствию.
Кроме того, ситуацию прокомментировал президент Дальневосточной Ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.
"Столкновение есть столкновение. Это авария. Погибли люди — три человека, граждане Японии. У нас за это сажают (в тюрьму – ИФ). Здесь мы знаем пока только одно — (суда — ИФ) столкнулись в тумане. Кого винить? Японцев винить? Ну, да, там какой-то был "баркасик", на котором было пять человек, три из которых погибли. Наверняка, там и аппаратура, может быть, была не такая совершенная. А наш траулер что там делал? Если он был на ходу, шел просто в тумане, то, значит, плохо вел наблюдение, раз не заметил этот баркас и утопил его. Надо все это знать, чтобы понять, что было на самом деле", — сказал он Interfax-Russia.ru.
Тем не менее, арест помощника капитана, по его словам, означает, что японская сторона, скорее всего, уже нашла виновника этого ЧП.
"Это значит, что его уже обвиняют конкретно — в нарушении правил судовождения. И хотят предъявить или уже, наверное, предъявили обвинение. Насколько оно потянет (имеется в виду срок лишения свободы, если моряка признают виновным — ИФ), я не знаю. У нас сейчас любая авария с любыми тяжкими последствиями до 7 лет (лишения свободы — ИФ). Как в Японии — не знаю", — отметил Осичанский.
Однако, по мнению эксперта, если вину российского моряка докажут, ему грозит достаточно суровое наказание.
"Его, скорее всего, признают виновным, раз суда столкнулись в тумане. Это говорит о том, что либо не было никакого наблюдения, либо оно было плохим, некачественным. Есть аппаратура, есть визуальное наблюдение. Можно, в конце концов, если совсем уж густой туман, идти самым медленным ходом и выставить на баке еще одного человека вперед смотрящего. А если эти моряки, которые спаслись, еще и скажут, что подавали сигналы, пытались обратить на себя внимание, а наши этого не увидели…", — предположил собеседник Interfax-Russia.ru.
Осичанский отметил, что в условиях плохой видимости любое судно обязано вести наблюдение всеми возможными средствами — не только при помощи спецаппаратуры, но также моряки должны "использовать свои глаза и уши".
"Насколько я знаю, японцы серьезно относятся к таким вещам. Несколько лет назад была любопытная история: японский таксист насмерть сбил нашего моряка (он вышел в город, передвигался на велосипеде). Так японцы сами таксиста арестовали, осудили, а семье погибшего присудили ну очень крупную сумму денег — около $500 тыс. А здесь три человека погибли", — рассказал Осичанский.
Председатель Региональной Дальневосточной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов в свою очередь высказался менее категорично.
"Пока ясности никакой нет. В первую очередь — это обычная морская практика — нужно выяснить, кто действительно виноват. То есть сахалинские морские специалисты и администрация японских портов сначала восстановят всю картину столкновения, кто конкретно в этом случае был виноват, и уже потом, когда виновная сторона будет определена, будут приниматься какие-то меры. Нельзя так говорить сразу, что наше судно виновато. Там же изымается судовая документация, курсы, прокладки, данные по погоде, выясняется, кто и откуда шел, с какой стороны. После этого уже суд. Но это не все так быстро", — сказал он.
Как полагает Суханов, арест помощника капитана траулера "Амур" еще не означает подтверждения его вины в произошедшем. Скорее всего, по его мнению, это необходимо для выяснения всех обстоятельств.
"Это все пока предварительно. Потом будет разбирательство, потом суд. Там уже вступают в силу и обязательства страховых компаний. Суда же обязательно должны быть застрахованы. Судовладелец страхует свои риски. Даже если что-то произошло по вине экипажа, то страховая компания должна возмещать убытки. То есть это самое начало", — сказал он.
Суханов также отметил, что с данной ситуацией в Российский профсоюз моряков пока никто не обращался.