Interfax-Russia.ru - Утильсбор на ввозимые в РФ для перепродажи автомобили с 1 августа вырастет в 1,7-3,7 раза. Российские автодилеры попросили отложить повышение.
Постановление правительства о повышении утилизационного сбора на легковые, легкие коммерческие (LCV), грузовые автомобили и автобусы было опубликовано в конце минувшей недели.
Согласно документу, ставка сбора на легковые автомобили в зависимости от объема двигателя с 1 августа будет индексирована в среднем в 1,7-3,7 раза, на грузовики - в 1,7 раза, на LCV - в 2,5-3,4 раза. На автобусы сбор вырастет в среднем в 2,2-4,8 раза также в зависимости от объема двигателя, на электробусы - в 8,7 раза.
Индексация затронет новые и подержанные автомобили, импортируемые юридическими лицами, но не коснется физических лиц, которые ввозят машины с объемом двигателя до 3 л для личного пользования. Для последних, как уточнил Минпромторг в своем пресс-релизе, продолжит действовать механизм уплаты утильсбора по льготному тарифу - 3,4 тыс. рублей за новые машины до 3 лет и 5,2 тыс. рублей за машины старше 3 лет.
"Полную (как у юридических лиц) ставку утилизационного сбора необходимо будет уплачивать гражданам, ввозящим импортный автомобиль после 1 августа 2023 года и планирующим перепродать его на территории РФ в течение одного года с даты ввоза", - добавили в Минпромторге.
Также, пояснили в министерстве, полный размер утильсбора будет уплачиваться, если физическое лицо ввозит в РФ более одного автомобиля за год - начиная со второго автомобиля. Кроме того, уплата полной ставки с 1 августа регламентирована для ввоза частным лицом импортного легкового автомобиля с объемом двигателя более 3 л.
В интервью "Интерфаксу" вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров рассказал, что решение об увеличении утилизационного сбора принято с учетом мнений игроков автопрома и представителей властей разных уровней.
Он напомнил, что запрос на повышение утильсбора для защиты внутреннего рынка от импорта неоднократно озвучивали российские автопроизводители, главы ключевых для автопрома регионов и сенаторы.
"С учетом всех мнений было принято решение об индексации утилизационного сбора на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы с 1 августа этого года. Мы также согласились с предложением Совета Федерации - индексация утильсбора утверждена как в отношении юридических лиц, так и в отношении физических лиц, целенаправленно ввозящих импортные автомобили для перепродажи", - сказал Мантуров.
Логика принятых мер, по словам чиновника, в том, "чтобы осуществляющее коммерческую деятельность физическое лицо находилось в равных условиях с официальными продавцами".
"Мы учли сложившуюся в ряде регионов, особенно на Дальнем Востоке, практику, когда граждане ввозят автомобиль для собственного пользования и не планируют зарабатывать на его перепродаже. Их изменения не коснутся. Ставка утильсбора для них останется прежней", - отметил глава Минпромторга.
При этом он констатировал кратный рост импорта автомобилей в РФ за последний год, в том числе машин с пробегом. Так, за I полугодие 2023 года в Россию ввезли в общей сложности более 450 тыс. автомобилей, что втрое больше аналогичного показателя прошлого года. Половина объема пришлась на б/у-сегмент.
"Значительная часть рынка импортируемых автомобилей уходит в "серую зону", и мы не можем игнорировать негативные последствия сложившейся ситуации. Перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродают их в России, не обеспечивают конечных потребителей дальнейшим гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. От этого страдает и покупатель, и дилерское сообщество, с которым мы также находимся в постоянном контакте", - сказал Мантуров.
Параллельно с принятием решения об индексации утильсбора Минпромторг планирует продолжать реализацию программ поддержки отрасли.
"Продлим на этот год и сохраним в следующем году программы льготного автокредитования - для этого планируем предусмотреть дополнительное финансирование", - добавил министр.
По его словам, Минпромторг будет контролировать ситуацию со стоимостью автомобилей и договорился с производителями о недопустимости необоснованного завышения цен.
Со своей стороны на "АвтоВАЗе" заверили, что решение об увеличении утилизационного сбора на автомобили не приведет к росту цен на продукцию автопроизводителя.
"Именно это решение никак не отразится на ценах на российскую продукцию "АвтоВАЗа", поскольку здесь у нас присутствует высокий уровень локализации нашей продуктовой линейки. И уже многие годы "АвтоВАЗ" в полном объеме компенсирует утильсбор, поэтому увеличение его по отношению к импортируемому по прямому или скрытому импорту автомобиля нейтрально", - заявил накануне журналистам на форуме "Иннопром" глава компании Максим Соколов.
В то же время, по его словам, на цены может повлиять рост курса доллара по отношению к рублю, который "так или иначе влияет на отпускные цены наших поставщиков комплектующих, различных узлов".
"И даже если, условно говоря, мы имеем дело с российскими юридическими лицами, то субкомпоненты, материалы, сырье во многом они получают из-за рубежа. Поэтому влияние определенное оказывается. Какое и с каким лагом, так сказать, с точки зрения подписанных контрактов, здесь надо анализировать в конкретный момент для конкретной модели. Но то, что это влияние будет, это безусловно так. Это реалии нашей экономической жизни", - отметил Соколов.
При этом, по его словам, "АвтоВАЗ" будет стараться "минимизировать этот процесс".
"В ценах это может отразиться в ближайшие месяцы уже, когда закончатся поставки импортных материалов и сырья по фиксированным ценам", - сказал глава "АвтоВАЗа".
Ранее на "КАМАЗе", руководство которого выступало за повышение утильсбора на грузовую автотехнику, также обещали при принятии соответствующего решения не поднимать цены на свою продукцию до конца текущего года.
"Позиция "КАМАЗа" какая - утильсбор повышать надо, но мы готовы взять на себя обязательство не поднимать цены до конца года", - заявлял в конце мая журналистам в кулуарах заседания итоговой коллегии Минпромторга гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин, уточнив, что имеет в виду всю грузовую технику, включая тягачи и самосвалы.
По мнению Когогина, решение об индексации утильсбора надо было принимать давно.
"Утильсбор давно потерял по своим размерам уровень сдерживания, защиты - он слишком маленький", - отмечал он.
Позднее в кулуарах ПМЭФ-2023 Когогин в очередной раз указывал на то, что при текущих условиях утильсбор перестал быть сдерживающим фактором защиты рынка.
Тогда он также подтвердил намерение не повышать цены на свои грузовики до конца года.
"У нас было предложение по ряду моделей поднять цены с 1 июня. Я не пошел на этот шаг и сказал продавцам, что в условиях, когда мы ведем речь о повышении утильсбора, перекладывать дополнительную нагрузку на наших потребителей мы не должны", - сказал Когогин журналистам.
Утильсбор взимается в РФ как разовый платеж на каждую единицу выпущенной и ввезенной автотехники. Размер сбора рассчитывается через произведение базовой ставки (в зависимости от вида техники) на повышающий коэффициент и зависит от объема двигателя, массы и возраста транспортного средства. Автоконцерны с локальным производством в РФ получают промсубсидии, компенсирующие уплату сбора.
Повышающие коэффициенты сбора на ряд категорий спецтехники были увеличены с начала этого года. Индексация примерно на треть затронула, в частности, грузовики и самосвалы массой 20-50 тонн. На тягачи сбор в этом году пока не повышался.
Между тем в ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), включающей в себя более 1,3 тыс. дилерских центров, опасаются, что принятое постановление правительства об индексации ставок сбора повлечет за собой ряд негативных последствий.
Так, считают в РОАД, повышение утильсбора резко сократит объем ввоза новых автомобилей из Китая, что "прямо ударит по растущим российско-китайским отношениям и новым проектам в этой области".
Кроме того, отмечают в ассоциации, объем продаж автомобилей не сможет восстановиться до средних нормальных значений в ближайший год.
"В результате авторынок останется незаполненным, по-прежнему будет ощущаться дефицит, а транспортные средства вынужденно увеличатся в цене в диапазоне на 120–600 тыс. рублей", - указывается в обращении РОАД к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину.
При этом в ассоциации подчеркивают, что "безусловно поддерживают меры правительства РФ, направленные на защиту рынка России от ввоза на территорию нашей страны автомобилей с пробегом в значительных объемах", однако считают данную меру принятой преждевременно.
Там обращают внимание на то, что на сегодняшний день рынок как легковых, так и грузовых автомобилей восстановился лишь наполовину. В РОАД просят отложить повышение ставок до момента достижения рынком уровней 2021 года, когда продавалось 1,6 млн - 1,7 млн. автомобилей ежегодно.