Спасенная "Ирина"

Interfax-Russia.ru – Спасатели отбуксировали в Южно-Курильск аварийный рефрижератор "Ирина", получивший пробоину возле Курил. Им потребовалась неделя, чтобы доставить тонущее судно к берегу.

Сигнал бедствия от капитана "Ирины" спасатели получили еще 4 января. Как сообщила пресс-служба Дальневосточного регионального центра МЧС России (ДВРЦ), SOS с рефрижератора поступил ночью, в тот момент, когда судно находилось примерно в 13 милях от Курильского острова Кунашир.

"Для эвакуации команды с терпящего бедствие судна к нему направлено три судна - "Илья Коновалов" и "Татарстан", из сахалинского порта Корсаков вышел буксир "Атлас". Экипаж "Ирины" продолжает борьбу за живучесть рефрижератора", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" сотрудник пресс-службы ДВРЦ Екатерина Потворова.

По данным спасателей, рефрижератор получил пробоину, и в его трюмы начала поступать вода.

"По предварительным данным, вода в отделение пошла через сальники из-за того, что рефрижератор при маневре коснулся кормовой оконечностью о грунт. При этом из строя вышло рулевое управление", - пояснил позже агентству "Интерфакс - Дальний Восток" дежурный капитан-координатор Южно-Сахалинского спасательно-координационного центра.

Экипаж рефрижератора, состоящий из 19 россиян, сообщил, что на борту судна есть все необходимые спасательные средства - гидрокостюмы, спасательные жилеты и плоты.

Рефрижератор "Ирина" был построен в Японии в 1982 году и до 2010 года назывался Vega. Его длина около 93 метров, ширина - 15,5 метров, водоизмещение – 5 тыс. 811 тонн. Порт приписки – Владивосток.

Первые спасательные суда подошли к терпящей бедствие "Ирине" спустя несколько часов после получения сигнала SOS, но приблизиться к судну сразу не смогли. Им помешал сильнейший шторм, который принес к берегам Южных Курил пришедший из Японии циклон. Высота волн в районе спасательной операции превышала 6 метров, а скорость ветра была около 30 метров в секунду. В таких условиях взять судно на буксир было практически невозможно, поэтому спасатели решили эвакуировать экипаж рефрижератора. Моряков с "Ирины" взял к себе на борт транспортный рефрижератор "Татарстан", он же потом и доставил их в Южно-Курильск.

А "Ирина" в итоге оказалась абсолютно неуправляемой – после того, как ее экипаж переместился на спасательное судно, шторм сорвал рефрижератор с якоря и понес в океан.

"Дрейфующую "Ирину", на которой уже нет экипажа, понемногу уносит в Тихий океан. Но рядом с рефрижератором находятся суда "Суворовец" и "Атлас". Правда, взять на буксир аварийную "Ирину" из-за сильного шторма пока не удается", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" 7 января представитель Сахалинского бассейнового аварийно-спасательного управления.

Пока погода в районе Курильских островов наладилась, дрейфующее судно успело унести течением в Тихий океан почти на 60 миль. Начать буксировку рефрижератора удалось только 8 января – в этот день "Суворовец" и "Атлас" смогли наконец поймать якорную цепь аварийного судна и повели его на рейд Южно-Курильска. Пришли суда в порт только 10 января.

"Суда находятся на рейде порта. Идет подготовка к водолазным работам для осмотра поврежденного корпуса", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель Морского спасательного координационного подцентра (МСПЦ) "Южно-Сахалинск" 10 января.

В свою очередь в Сахалинском бассейновом аварийно-спасательном управлении (СахБАСУ) агентству сообщили, что из Южно-Сахалинска в Южно-Курильск вылетела группа водолазов с необходимым оборудованием.

"Задача водолазов - обнаружить и устранить пробоину в корпусе "Ирины", через которую вода поступает в машинное отделение судна. Далее траулер будет отбуксирован в порт, который укажет судовладелец. Предположительно, судно поведут во Владивосток для дальнейшего ремонта", - уточнил представитель СахБАСУ.

Зима на Дальнем Востоке - традиционно непростое для моряков время. Только в 2012 году зарегистрировано уже два серьезных происшествия с российскими судами: следом за рефрижератором "Ирина" о помощи попросил супертраулер "Новоуральск", который вынужденно дрейфует в Охотском море, намотав на винт рыболовные сети.

"Аварийное судно находится в центральной части Охотского моря. Во время промысла минтая оно намотало на винт сети и потеряло ход", - сообщил 10 января агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель Морского спасательного координационного подцентра "Южно-Сахалинск".

Он добавил, что в ближайшее время на помощь "Новоуральску" отправится спасательный буксир "Суворовец", который спасал "Ирину".

"Экипажу "Новоуральска" ничего не угрожает. Люди в полной безопасности. Погода в той части Охотского моря благоприятная, шторма нет", - добавил собеседник агентства.

Накануне Нового года произошел еще ряд морских катастроф. Так, например, 25 декабря в проливе Лаперуза потерпела крушение промысловая шхуна Gingo. В сильнейший шторм ее экипаж подал сигнал SOS, но когда спасатели добрались до места происшествия, шхуна уже затонула. Погибли пять членов экипажа Gingо - все они были гражданами России.

Также 25 декабря жертвами шторма едва не стали моряки еще одной рыболовной шхуны Success, находившейся недалеко от берегов Сахалина - в северной части Японского моря в Татарском проливе. Во время непогоды судно потеряло ход, и его насосы перестали справляться с откачкой воды. К счастью, на помощь шхуне вовремя подоспел теплоход Дальневосточного морского пароходства "Челябинск". Он взял на борт экипаж промыслового судна, который состоял из 13 человек, и вместе с ним укрылся от непогоды возле материкового побережья Татарского пролива. Среди спасенных моряков пострадавших не было, а вот судьба самой шхуны пока не ясна – скорее всего, она, оставшись без управления, пошла ко дну.

Неделей раньше, 18 декабря, в Охотском море затонула в шторм плавучая буровая платформа "Кольская", на борту которой находилось 67 человек. Когда платформа перевернулась, спастись удалось только 14 морякам. Все остальные либо все еще числятся без вести пропавшими, либо уже официально признаны погибшими. Что привело к трагедии, еще неизвестно – следователи рассматривают несколько версий ЧП. Среди этих версий как неблагоприятные погодные условия, так и нарушение требований безопасности.

Обозреватель Вера Широкова