Дальний Восток / Точка зрения 23 сентября 2011 г. 14:43

Сейнер против субмарины

Interfax-Russia.ru – Рыболовецкий сейнер с нетрезвым экипажем врезался в атомную подводную лодку у берегов Камчатки. Она, к счастью, получила небольшие повреждения - утечки радиации не произошло.

Атомная подводная лодка (АПЛ) и рыболовецкий сейнер столкнулись в акватории Авачинской бухты на Камчатке. Оба судна получили незначительные повреждения, поэтому происшествие квалифицировали как "навигационный инцидент". Тем не менее, военная и транспортная прокуратура проводят проверки по факту случившегося.

"В ночь на 21 сентября в акватории Авачинской бухты рыболовецкий сейнер "Донец" столкнулся с атомной подводной лодкой Тихоокеанского флота "Святой Георгий Победоносец", находящейся на рейде", - сообщил "Интерфаксу-АВН" источник в штабе ТОФ.

Чуть позже стали известны подробности аварии. Как оказалось, экипаж сейнера выполнял в Авачинской бухте расхождение на встречных курсах с рыболовецким траулером "Кормчий" и во время маневра попросту не заметил стоявшую на рейде АПЛ.

Как рассказал агентству "Интерфакс-Дальний Восток" пресс-секретарь командующего ТОФ Роман Мартов, субмарина находилась в надводном положении. Ее вахтенный вовремя заметил приближающийся сейнер, но избежать столкновения не удалось, поскольку рыбаки никак не отреагировали на сигналы, которые подавали им военные. Не помогли ни сигнальные ракеты, ни объявления по рации.

Между тем, по некоторым данным, экипаж рыболовецкого судна был пьян. Так, источник в штабе ТОФ сообщил агентству "Интерфакс-Дальний Восток", что сразу после инцидента на сейнер высадилась досмотровая группа. Она обнаружила, что капитана на мостике нет, а все члены судовой команды, мягко говоря, нетрезвы. Эту информацию немедленно донесли до портовых служб.

Столкновение подлодки и сейнера, к счастью, оказалось несерьезным. Главное, не пострадал атомный реактор субмарины. Она сейчас пришвартована к пирсу в Вилючинске, на ней ведутся ремонтные работы.

"Никакой утечки радиации не было. Пострадал лишь легкий корпус лодки", - сообщили "Интерфаксу" в штабе военно-морской базы. Эту информацию подтвердили и в Министерстве чрезвычайных ситуаций.

"Наши специалисты не фиксируют повышение радиационного фона в районе аварии", - рассказал "Интерфаксу" источник в спасательных службах Камчатки.

Сообщение об аварии, тем не менее, все равно вызвало опасения у экологов.

"Этот инцидент беспокоит. В истории страны неоднократно были трагедии с подводными лодками, и не только известные инциденты, когда лодки тонули, но и случаи, когда люди облучались при выгрузке ядерного топлива", - отметил в беседе с "Интерфаксом" сопредседатель экологической группы "Экозащита" Владимир Сливяк.

"Любая авария с участием атомной подводной лодки - повод для беспокойства. Хорошо, если успокаивающая информация, которая появилась после инцидента, подтвердится", - добавил эколог.

"Это еще одно доказательство того, что атомные реакторы на море - это опасно", - заявил, в свою очередь, "Интерфаксу" руководитель энергетического отдела Гринпис России Владимир Чупров. Он сообщил также, что специалисты "Гринпис" сейчас пытаются собрать информацию об инциденте.

Добавим, что обстоятельства случившегося сейчас выясняют и правоохранительные органы. Проверки ведут параллельно камчатская транспортная прокуратура и военная прокуратура ТОФ.

"Следователям предстоит опросить должностных лиц, членов экипажа "Донца", проверить всю судовую документацию", - пояснил агентству "Интерфакс-Дальний Восток" старший помощник камчатского транспортного прокурора Иван Нецвет. По его словам, необходимо установить все детали случившегося - куда и зачем шел сейнер, как он оказался в районе, где на рейде стояла субмарина, почему не заметил подводную лодку.

Он пояснил, что транспортная прокуратура будет заниматься стороной инцидента, связанной с рыболовецким судном, а военная – той, что касается атомной подлодки.

Стоит отметить, что пострадавший у побережья Камчатки "Святой Георгий Победоносец" имеет довольно богатую историю. В состав ВМФ эта подлодка вошла еще в 1980 году. Она относится к субмаринам проекта 667БДР (шифр "Кальмар", по классификации НАТО "Delta III"). Водоизмещение корабля - 13 тыс. тонн; максимальная скорость - 24 узла; глубина погружения - 320 метров; экипаж - 130 человек. На вооружении АПЛ - 16 межконтинентальных баллистических ракет РСМ-50.

В августе-октябре 1983 года "Святой Георгий Победоносец" совершил трансарктический подледный переход: впервые в истории ВМФ СССР субмарина обогнула Северный полюс, в подводном положении форсировав мелководное Чукотское море. Там подлодка дважды столкнулась с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы. Затем в ноябре 1983 года ее зачислили в 25-ю дивизию 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием в бухте Крашенинникова (Вилючинск). В октябре 1992 года АПЛ хотели было утилизировать, но передумали - с февраля 1993 года по июль 2003 года корабль проходил ремонт на заводе "Звезда". В октябре 2010 года подлодка из Охотского моря осуществила пуск межконтинентальной баллистической ракеты по полигону "Чижа" в районе Белого моря.

Столкновение "Святого Георгия Победоносца" и рыболовецкого сейнера стало первым в нынешнем году инцидентом с участием атомной подводной лодки. 2010 год, в свою очередь, "отметился" пожаром на АПЛ "Ак Барс".

Это случилось, когда отслужившую свое субмарину утилизировали на заводе "Звездочка" в Северодвинске. Возгорание произошло в трюме третьего отсека подлодки, когда там работали газосварщики – как выяснилось, из-за нарушения правил пожарной безопасности. Отработанное ядерное топливо из реактора корабля выгрузили задолго до пожара, поэтому ЧП обошлось без опасных последствий и человеческих жертв.

Аналогичное происшествие было на "Звездочке" еще и в 2009 году, только с подлодкой "Казань". Огонь вспыхнул, когда в носовой части корабля демонтировали гидроакустический комплекс. К счастью, тогда тоже никто не пострадал.

А в 2008 году серьезный инцидент произошел на АПЛ "Нерпа", когда она находилась на испытаниях в Японском море. В тот момент, когда на борту подводного судна находились 208 человек – экипаж "Нерпы" и сотрудники завода-изготовителя - внезапно сработала система пожаротушения. Ядовитый газ, предназначенный для усмирения огня, отравил насмерть 20 человек. Еще 40 в состоянии разной степени тяжести были доставлены в госпитали и больницы. Виновником трагедии, по версии следствия, стал один из матросов, Дмитрий Гробов, который якобы случайно набрал на клавиатуре команду на запуск системы пожаротушения. Суд по этому делу еще продолжается – процесс слушается в Тихоокеанском флотском военном суде.

Обозреватель Вера Широкова