Interfax-Russia.ru – Благодаря саммиту АТЭС и достижениям регионов 2012 год стал удачным для всего Дальнего Востока. Оценку не испортили даже непогода и политические перемены.
В центре внимания Владивосток
Пожалуй, самым ярким событием не только для Дальнего Востока, но и для всей страны в 2012 году стал саммит АТЭС, который прошел во Владивостоке в начале сентября. Россия принимала у себя лидеров стран Азиатско-тихоокеанского экономического содружества впервые, а вот для самой организации эта встреча стала уже 24-й по счету. Но, как отметил президент РФ Владимир Путин, саммит – "не статусное мероприятие, а важный проект по развитию Дальнего Востока России и Приморского края".
К приезду больших гостей Приморский край готовился основательно. В рамках федеральной целевой программы "Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР" власти построили и реконструировали около 100 объектов: аэропорт Кневичи и его взлетно-посадочную полосу, 150 километров дорог, кампус (22 здания) Дальневосточного федерального университета, а также мосты через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог. Последние, кстати, стали новыми символами столицы Приморья. А мост через пролив Босфор Восточный на остров Русский побил сразу несколько мировых рекордов – у него самый длинный центральный пролет (1 тыс. 104 м), самый высокий пилон (324 м) и самые длинные ванты (580 м). Кроме того, мост возвели в рекордно короткие для подобных сооружений сроки – всего за 4 года.
Также в рамках подготовки к саммиту строители реконструировали автомагистраль до аэропорта Кневичи, построили новую автомобильную дорогу от станции Санаторная до Золотого моста и дорогу от поселка Новый к бухте Патрокл. Правда, еще до того, как дорогу к бухте сдали в эксплуатацию, ее частично размыл ливень.
Строители экстренно восстановили разрушенный участок полотна, но после саммита история повторилась – на трассе произошел оползень. Тогда федеральные власти заявили о неудовлетворительном качестве дорог, построенных к саммиту АТЭС.
"У меня много нареканий к качеству дорог. По многим участкам дорог нужно будет доделать, кое-что переделать, некачественно сделано", - сказал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
Смущал чиновников и тот факт, что саммит обошелся России в 660 млрд рублей. Причем объем прямого федерального финансирования составил 202 млрд рублей. Позже выяснилось, что из этой суммы таинственным образом исчезли более 90 млн рублей. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ст.159 УК РФ (мошенничество).
Несмотря на все это, глава государства отметил, что само мероприятие прошло успешно, и в рамках АТЭС состоялось более 100 различных мероприятий.
"Мы надеемся, они позволили партнерам не только убедиться в технологических и инвестиционных возможностях России, но и лучше узнать ее культуру, традиции, людей. Наша страна на деле подтверждает приверженность идеалам и целям АТЭС, готовность и далее продолжать конструктивное сотрудничество со всеми нашими партнерами" – добавил глава государства.
В свою очередь полномочный представитель президента РФ в ДФО Виктор Ишаев отметил, что прошедший во Владивостоке саммит АТЭС создал хороший моральный и экономический климат для развития всего Дальнего Востока.
Он также добавил, что дальневосточники надеются на дальнейшее сотрудничество с партнерами по АТР, например, при строительстве второй очереди Байкало-Амурской магистрали, совместном развитии портовой инфраструктуры, туризма
Пост сдал - пост принял
Еще одно яркое политическое событие 2012 года – отставка старого и назначение нового губернатора Приморского края.
29 февраля Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост главы государства, подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Приморья Сергея Дарькина. На этом посту он находился целых 11 лет – в 2001 году выиграл выборы, набрав более 40% голосов избирателей, а затем его дважды переназначали по представлению президента РФ – в 2005 и 2010 годах.
"Дарькин написал заявление по собственному желанию, в том числе по состоянию здоровья", – заявила журналистам 28 февраля пресс-секретарь президента Наталья Тимакова.
Временно исполнять обязанности губернатора назначили ректора Дальневосточного федерального университета Владимира Миклушевского, а 16 марта он официально вступил в новую должность.
Вслед за губернатором в 2012 году поменялся и спикер Законодательного собрания Приморского края. Выборы, кстати, оказались формальными – глава краевого Заксобрания Виктор Горчаков стал единственным претендентом на этот пост, поскольку представители других фракций отказались выдвигать своих кандидатов.
Собственное министерство
Весной президент России Владимир Путин подписал указ о создании министерства по развитию Дальнего Востока. Новая структура должна следить за выполнением государственных и федеральных целевых программ, управлением федеральным имуществом (исключая лесной фонд, особо охраняемые природные территории федерального значения и имущества ВПК), а также работой органов власти субъектов РФ. Возглавил министерство полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев.
По словам экспертов, понять, насколько региону нужно было свое министерство, можно только после того, как оно примет программу развития Дальнего Востока. С этим как раз и возникла загвоздка: несмотря на поручение президента, в 2012 году правительство так и не разработало конкретных предложений. И на заседании президиума Государственного совета по вопросам развития Дальнего Востока 29 ноября Владимир Путин обратил особое внимание на этот факт.
"Правительство должно было разработать для нее (программы - ИФ) новые содержательные предложения. Это поручение до сих пор не выполнено", - подчеркнул президент, заметив, что создать программу все равно придется. По словам главы государства, работы над документом должны завершиться не позднее I квартала 2013 года.
Первые шаги на пути к развитию
Несмотря на то, что программа по развитию Дальнего Востока в 2012 году не была сформирована, некоторые шаги на пути развития этих территорий правительство все же предприняло. Прежде всего, речь идет о запуске второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО-2), ставшим последним аккордом в создании единой нефтепроводной системы от Балтики до Тихого океана.
"Этот проект существенно расширяет инфраструктурные возможности дальневосточных регионов России. Это и новые рабочие места, это заработная плата для людей, это технологическое развитие и новые возможности для развития производительных сил", - заявил президент России Владимир Путин.
Еще один чуть менее глобальный, но не менее значимый проект был реализован в Якутии. В конце декабря местные власти запустили в эксплуатацию первую в республике волоконно-оптическую линию связи.
"Запустив сегодня сеть ТТК ("Транстелеком" - ИФ), мы положили начало созданию масштабной современной инфраструктуры связи в Якутии, которая станет основой дальнейшего экономического и социального развития нашей республики", - сказал президент Якутии Егор Борисов.
В свою очередь, министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров отметил, что запуск оптической линии связи - важный шаг на пути преодоления цифрового неравенства в России.
"Я уверен, что примеру ТТК последуют и другие операторы связи. В настоящее время Минкомсвязью России совместно с рядом федеральных ведомств прорабатывается пилотный проект, в рамках которого мы планируем создать единую сеть передачи данных федеральных органов власти в нескольких регионах РФ, в том числе и в Якутии", – пояснил министр.
По его словам, проект позволит госорганам оптимизировать расходы на телекоммуникационные услуги, а операторам связи обеспечит конкурентную среду в сфере госзакупок услуг передачи данных.
В плену морском
Год Черного водяного дракона оказался богат не только на экономические и политические события, но и на морские катастрофы.
Первым в 2012 году в беду попал рефрижератор "Ирина", получивший пробоину возле Курильских островов.
Сигнал бедствия судно подало 4 января, но из-за сильного шторма спасатели не смогли сразу приблизиться к рефрижератору. Поэтому было решено сначала эвакуировать его экипаж, а уже потом буксировать в порт.
Моряков с "Ирины" взял к себе на борт транспортный рефрижератор "Татарстан". Он же потом и доставил их в Южно-Курильск. Сделано это было как нельзя вовремя – вскоре после завершения операции волны сорвали "Ирину" с якоря и унесли в океан. Отбуксировать рефрижератор удалось только 8 января, и через два дня спасенную "Ирину" доставили в Южно-Курильск.
В феврале у берегов Японии затонул российский теплоход "Таня Карпинская", возвращавший с Камчатки в страну восходящего солнца "фонящие" иномарки, которые не прошли радиационный контроль. Перешвартовываясь с одного причала на другой, теплоход столкнулся с сингапурским контейнеровозом Kota Duta и в течение получаса затонул в акватории порта Восточная Ниигата. К счастью, ЧП обошлось без жертв – команду спасла японская береговая охрана.
В том же месяце произошла еще одна морская катастрофа, серьезную угрожавшая экологии. Танкер "Каракумнефть" перевозил нефть из Приморского края в Курильск. Во время его загрузки начался шторм, и танкер ушел в открытое море, чтобы переждать непогоду. На выходе из портпункта Китовый (недалеко от острова Итуруп) судно село на мель и получило 11 пробоин. Экипаж спасатели эвакуировали сразу, а вот с нефтепродуктами им пришлось изрядно повозиться. По оценке специалистов, в море вылилось около 300 кубометров дизельного топлива. Очистку акватории от нефтепродуктов завершили только в начале марта, однако на этом история не завершилась.
В мае очередная комиссия обнаружила, что в трюмах осталось достаточно много топлива. И если судно проржавеет или попадет в сильный шторм, его содержимое может попасть в акваторию и спровоцировать не только экологическую, но и экономическую катастрофу на Итурупе.
Танкер решили утилизировать, но и здесь все оказалось не так просто – судовладелец отказался от своих прав на корабль в пользу страховой компании. А страховщики не стали финансировать утилизацию. В итоге эта задача легла на плечи мэрии Курильского района. Впрочем, вопрос утилизации до сих пор не решен. И пока власти ищут пути решения проблемы, экологическая бомба замедленного действия тихонько лежит и ждет своего часа у Курильских берегов.
На этом череда морских катастроф в 2012 году на Дальнем Востоке не закончилась. 26 мая в Беринговом море после столкновения с льдиной затонул большой морозильный рыболовецкий траулер "Капитан Болсуновский". В момент крушения на борту судна, занимавшегося промыслом минтая, находился 91 член экипажа. Все они благополучно спаслись - проходящее мимо судно "Дерсу Узала" взяло их на борт. Однако пробоину в трюме не смогли заделать, и в течение часа "Капитан Болсуновкий" ушел на дно.
Следователи установили, что кораблекрушение произошло по вине капитана судна, и в сентябре следственные органы Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта). Спустя месяц суд обязал капитана выплатить штраф в размере 140 тыс. рублей.
2 июля на дно пролива Лаперуза ушла рыболовецкая шхуна "Аргонавт". Экипажу удалось высадиться на спасательные плоты, и позже их подобрал камбоджийский теплоход "Тис-1". По факту крушения шхуны Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР начало проверку. К расследованию также подключилась и специальная комиссия, сформированная из сотрудников Госморнадзора, Российского морского регистра судоходства и Сахалинрыбвода.
По версии комиссии, в гибели судна виновен не только капитан, но и судовладелец вместе с заместителем по безопасности морплавания. Однако установить виновника инцидента так и не удалось "из-за отсутствия достоверных фактов того, что же на самом деле произошло с судном".
Очередное кораблекрушение произошло 23 сентября – в Охотском море затонул траулер "Вест". Экипаж судна состоял из десяти человек. Восемь из них спаслись на плотах, еще двух моряков найти так и не удалось.
По факту крушения было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Следователи считают, что судно перевернуло волной. Вместе с тем к крушению могли привести не только ошибки экипажа и плохие метеоусловия, но и неисправность судна или его перегруз.
Завершило череду морских катастроф крушение в Охотском море сухогруза "Амурская", перевозившего 700 тонн золотосодержащей руды. 28 октября судно подало сигнал бедствия и пропало вместе с девятью членами экипажа. Позднее спасателям все-таки удалось обнаружить затонувший сухогруз, в одной из жилых кают которого водолазы нашли тело человека. Судьба остальных моряков по-прежнему не известна.
В целом, по количеству кораблекрушений 2012 год превзошел предыдущий. Радует лишь одно - все-таки большая часть из них обошлась без человеческих жертв.
Пошли под откос
Сложным 2012 год оказался не только для моряков, но и для железнодорожников. Первое ЧП на железной дороге произошло 31 января. В этот день в Приамурье 17 вагонов с нефтью сошли с рельсов, и 13 из них загорелись. К счастью, пожарные подоспели вовремя, и происшествие обошлось без жертв и пострадавших.
11 марта два поезда столкнулись в Еврейской автономной области. Тогда с рельсов сошли почти три десятка вагонов. В результате железнодорожной аварии травмы получили два человека - машинист и его помощник.
В том же месяце грузовой поезд, перевозивший нефтепродукты, сошел с рельсов в Приморье. ЧП произошло в районе железнодорожной станции Ружино, недалеко от города Лесозаводск. Под откос пошло семь вагонов. В аварии пострадали только железнодорожные пути.
А вот летом железнодорожники столкнулись с другой проблемой – в июле проливные дожди размыли часть пути на Дальневосточной железной дороге, и из-за этого временно перестали ходить пассажирские поезда. Но вскоре движение было восстановлено.
Не долетел
К сожалению, не обошлось в уходящем году и без авиакатастроф. Трагедия произошла 12 сентября, когда в районе поселка Палана (Камчатский край) разбился самолет Ан-28. В момент крушения на борту воздушного судна находилось 14 пассажиров. В живых осталось только четверо - две женщины, мужчина и 13-летний подросток.
Как позже рассказал один из выживших Владимир Шабалков, все они находились в хвосте самолета, и во время падения их выбросило из салона лайнера.
13 сентября в регионе был объявлен днем траура по погибшим. Следователи начали проверку трех основных версий произошедшего: к крушению могла привести техническая неисправность судна, плохие погодные условия или ошибка экипажа. По факту авиакатастрофы следственные органы Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета России возбудили уголовное дело по ч. 3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Как выяснили следователи, экипаж был полностью здоров и подготовлен к полету. При этом виновными в катастрофе считают именно экипаж. По словам руководителя Росавиации Александра Нерадько, чтобы сэкономить время, летчики заходили на посадку "не по схеме". Кроме того, судмедэксперты обнаружили в крови пилотов следы этилового спирта. Однако утверждать, что летчики вышли в рейс нетрезвыми, нельзя.
"Катастрофа в Палане выявила факт личной недисциплинированности членов экипажа в сочетании с отсутствием контроля командно-руководящего состава авиапредприятия за работой экипажей воздушных судов, которые систематически нарушали схемы захода на посадку", – приводит слова Нерадько пресс-служба правительства Камчатского края.
Циклон за циклоном
Традиционно сюрприз дальневосточникам преподнесла и погода.
Уже в новогодние праздники Дальний Восток оказался во власти сильнейших морозов – в отдельных районах температура воздуха опускалась ниже 50 градусов. Следом за суровыми холодами в регион пришли обильные снегопады. И если морозы местные жители пережили без особых приключений, то снежный циклон доставил им массу неприятностей. Например, на Сахалине метель на несколько дней заблокировала автомобильную дорогу, а на Камчатке непогода ненадолго нарушила авиасообщение.
Следующий мощный циклон пришел на Дальний Восток в конце марта. Тогда из-за сильного ветра и снегопада в Хабаровском крае и Еврейской автономной области пришлось остановить движение междугородних пассажирских автобусов. В других регионах погода также оставляла желать лучшего - сильные снегопады прошли в Приморье, в Сахалинской области и на Камчатке.
Большое количество осадков стало причиной весенних паводков. Прежде всего, эта проблема коснулась Якутии - подтопленными оказались сразу несколько населенных пунктов республики.
Летне-осенний период на Дальнем Востоке также был неспокойным. После продолжительных пожаров 29 августа на регион обрушился тайфун "Болавен". Тогда без света остались несколько населенных пунктов Приморья. Из-за обрыва контактной сети в районе одной из железнодорожных станций вблизи Владивостока на несколько часов было остановлено движение поездов по Транссибу, и временно прекратилось паромное сообщение.
"Наломав дров" в Приморье, "Болавен" направился в Еврейскую автономную область, а затем и в Хабаровский край, где также обесточил несколько поселков. Отголоски тайфуна ощутили и на Колыме - там сильные дожди размыли несколько дорог и подъездов к мостам.
Не успели дальневосточники перевести дух, как вслед за "Болавеном" пришел новый тайфун – "Санба".
17 сентября он накрыл Приморский край и Сахалинскую область. Начавшийся вечером ливень к утру затопил несколько улиц Владивостока и парковку перед аэропортом. Обильные осадки спровоцировали два оползня, которые повредили недавно построенную к саммиту АТЭС автодорогу "поселок Новый - бухта Патрокл".
Как всегда, не скучали и энергетики - из-за разгулявшейся стихии без электричества временно оставались более тысячи жителей Приморья и Сахалина.
Зиму Дальний Восток вновь встречал со снежным циклоном. Сильная метель, начавшаяся 3 декабря, на несколько дней парализовала работу транспорта, оставила без электричества тысячи человек и подарила детям внеплановые каникулы. В середине месяца на Дальний Восток пришли лютые морозы. В некоторых регионах столбик термометра вновь опустился ниже минус 50 градусов.
Неожиданное пробуждение
Если изменчивая погода для Дальнего Востока - дело более-менее привычное, то пробуждения вулкана Плоский Толбанчик, спавшего почти 40 лет, точно никто не ожидал.
Извержение вулкана началось 27 ноября. Сначала Толбанчик выбросил несколько столбов пепла на высоту около 7 км, после чего из трещины на вершине исполина показалась раскаленная лава. О пробуждении вулкана жители окрестных поселков узнали по небольшому слою пепла, который они обнаружили на окраинах населенных пунктов.
У кратера вулкана образовалось два лавовых потока. Один из них уничтожил вулканологическую базу "Ленинградская" и туристическую базу "Толбачинская", находившиеся у его подножия (к счастью, людей на базах не было), а другой поджег лес и перекрыл одну из ближайших дорог.
В течение месяца интенсивность извержения не изменилась, и 18 декабря у Толбанчика взорвался шлаковый конус. Остается только гадать, когда закончится извержение, а пока весь мир с восторгом наблюдает за уникальным природным явлением.
Подводя итоги
Впрочем, запомнился уходящий год не только катастрофами и природными катаклизмами, но и положительными изменениями в экономике и социальной сфере. Об этом Interfax-Russia.ru рассказали губернаторы дальневосточных регионов.
"Для сахалинцев и курильчан 2012 год во многих отношениях стал особенным, как в части состоявшихся важных общественно-политических событий федерального и регионального масштаба, так и принятых ключевых решений в экономике и социальной сфере. В 2012 году регион стабильно развивался, мы поступательно реализовывали все намеченные планы", - рассказал Interfax-Russia.ru губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.
В частности, одними из наиболее важных общественно-политических событий для региона он назвал визит на Сахалин председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и встречу сахалинской делегации с президентом РФ Владимиром Путиным.
"Оба мероприятия стали знаковыми для нас не только в плане поддержки и внимания к Сахалинской области, но и, самое главное, в решении серьезнейших вопросов. Они касаются дальнейшей реализации Курильской программы, развития устойчивого транспортного сообщения с материком, включая организацию мостового перехода через пролив Невельского, строительства Сахалинской ГРЭС-2, Центра зимних видов спорта, развития рыболовства и новой отрасли – марикультуры", – сказал Хорошавин.
Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, подводя итоги 2012 года, также обратил внимание на развитие инфраструктуры региона.
"Я бы сказал, что для Камчатки уходящий год стал годом крупных инфраструктурных проектов. Прежде всего, мы начали реконструкцию взлетно-посадочной полосы в единственном аэропорту, который связывает край с материком. Наряду с реконструкцией аэродрома мы начинаем строить современный аэропорт, дан старт строительству морского вокзала, налажено альтернативное грузовое сообщение вдоль побережья полуострова", – сообщил глава региона Interfax-Russia.ru.
Вместе с тем, Владимир Илюхин рассказал, что в 2012 году на Камчатке многое было сделано и для развития наземного транспорта.
"Благодаря федеральной поддержке мы серьезно продвинулись в вопросах развития дорожной сети края: сдан мост через крупнейшую реку Камчатки; началось строительство еще трех мостовых переходов на трассе в Усть-Камчатский район; строится автозимник, который свяжет север и юг полуострова", - отметил губернатор.
Кроме того, в 2012 году началась масштабная реконструкция исторического центра Петропавловска-Камчатского.
"Говоря об итогах, хочется отметить, что этот год стал годом стабильного развития. Нам удалось воплотить в жизнь многие проекты: мы строили новое жилье, детские сады и школы, мы уделяли много внимания развитию наших северных территорий, развивали производство и социальную сферу. И самое главное для нас – сохранить эту тенденцию. Судя по прошедшему Государственному совету по развитию Дальнего Востока, 2012 год даст толчок экономическому росту дальневосточных территорий, станет заделом на новый 2013 год", - подчеркнул губернатор Камчатского края.
В оценке уходящего года со своим коллегой солидарен и глава Приморского края Владимир Миклушевский.
"Главным положительным итогом, безусловно, стоит считать прошедший во Владивостоке саммит АТЭС. В рамках подготовки к нему столица региона была серьезно преобразована. Приморский край получил новую инфраструктуру, социальные и культурные объекты – кампус ДВФУ, аэропорт, современные дороги и уникальные мосты. Все это не только существенно изменило жизнь местного населения, но и стало основательной базой для позиционирования Приморского края как региона, инфраструктурно готового к реализации крупных инвестиционных проектов", - заявил Interfax-Russia.ru губернатор Приморья.
Он также отметил, что саммит стал толчком для развития экономики края.
"Могу отметить, например, строительство завода по производству сжиженного природного газа совместно с ОАО "Газпром", развитие автомобильного кластера на базе предприятия Sollers, модернизацию судостроительного завода "Звезда", создание инновационного агрокомплекса "Зеленые листья", строительство технопарка в бухте Троица и многие другие", - пояснил глава региона.
Среди прочих достижений региона в уходящем году губернатор назвал разработку нового бюджета края, рассчитанного на три года.
"Одна из его отличительных черт – социальная направленность. В основу бюджета заложены 17 государственных программ, в которых определены приоритеты развития региона в ближайшее время. В первую очередь, они предусматривают развитие социальной сферы – повышение зарплат работникам здравоохранения, учителям и сотрудникам других бюджетных сфер. Эти программы рассчитаны на пять лет и должны полностью решить проблемы в различных сферах жизни края", - сказал Владимир Миклушевский.
Глава Приморья также отметил, что документ еще не вступил в силу, но региональное правительство уже начало подготовку к реализации программы.
"В Приморье уже проводится последовательная работа по увеличению заработной платы бюджетников до уровня средней по экономике региона (в 2012 году она составила 26 тыс. 200 рублей). В частности, по состоянию на октябрь 2012 года, заработная плата педагогических работников общего образования уже составляет 26 тыс. 12 рублей. С 1 января 2012 года она выросла на 25%", - уточнил губернатор.
Еще одно новшество 2012 года – создание Общественных советов в Приморье.
"Мы формируем Общественные экспертные советы, восемь из которых начнут работать уже в этом году: совет по инвестициям, развитию малого и среднего бизнеса, здравоохранению и другие. Второй шаг в этом направлении – создание в Приморье молодежного правительства. Его состав будет утвержден до конца года", - добавил Миклушевский.
О положительных итогах уходящего года рассказал и губернатор Амурской области Олег Кожемяко.
"В целом, мы создали тот запас прочности, который позволяет Приамурью уверенно вступать в новый год. Укрепили позиции на продовольственном рынке, собрав хороший урожай зерновых и сои, несмотря на сложные погодные условия. Это дает импульс развитию мясного и молочного животноводства", - сказал глава региона.
Среди достижений в сфере сельского хозяйства губернатор отметил упрощение лизинговой системы закупки аграриями техники, обновление парка сельхозмашин, ввод региональных льгот для аграриев, а также открытие новых зерносушильных комплексов.
По данным губернатора, в 2012 году в области будет сдано около 300 тысяч квадратных метров жилья – это в 2 раза больше, чем в 2010 году.
Также Олег Кожемяко отметил работу золотодобывающих предприятий региона, созданного дорожного фонда, достижения в сфере медицины и образования, а также наращивание темпов строительства космодрома "Восточный".
Вместе с тем губернатор напомнил, что в 2012 году область попала в число 25 лучших субъектов России, которые поощрили за эффективную экономическую деятельность.
Позитивную оценку уходящему году дал и губернатор Магаданской области Николай Дудов.
"Объем валового регионального продукта за 2012 год увеличится до 79,7 млрд рублей, прирост в сопоставимых ценах к предыдущему году составит 4%", - сообщил глава региона.
Вместе с тем он подчеркнул, что основные экономические показатели Магаданской области значительно выросли по сравнению с прошлым годом. В качестве примера губернатор привел рост уровня золотодобычи на Колыме. По его данным, в 2012 году будет добыто на 2,3 тонны золота больше, чем годом ранее, – недропользователи региона отчитались о 20,5 тоннах драгоценного металла против 19,8 тонн ожидаемых. То есть, рост золотодобычи составил 12,6%, хотя ранее он прогнозировался на уровне 8,8%.
"Объем добычи серебра ожидается на уровне 830 тонн. Прирост к предыдущему году составит 52,2 тонны или 6,7%. Предполагалось, что в серебряной копилке Колымы в 2012 году окажется не более 785 тонн. В целом, по итогам 2012 года объем производства по добыче полезных ископаемых в сопоставимых ценах увеличится на 7,3%", - уточнил Николай Дудов.
Также он сообщил, что объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в 2012 году составит 67,6 млрд рублей. А индекс промышленного производства будет равен 106%.
Что касается президента Якутии Егора Борисова, то к подведению итогов он подошел более глобально и перечислил достижения республики за несколько лет.
"Во-первых, мы гордимся тем, что добились устойчивого естественного прироста населения в республике. Во-вторых, нам удалось диверсифицировать экономику: на территории нашего региона успешно реализуются масштабные проекты, доходы бюджета республики стабильно растут. В-третьих, мы успешно реализуем социальные проекты, развиваем жилищное строительство. Ежегодно в республике строится не менее 10 школ", - сообщил в интервью агентству "Интерфакс – Дальний Восток" глава республики.
Он уточнил, что только в период с 2010 по 2012 год в Якутии было построено 35 школ, а за последние несколько лет – более 100.
"В-четвертых, благодаря нашей инвестиционной активности Якутия имеет хорошие международные кредитные и инвестиционные рейтинги", – пояснил Егор Борисов.
Отдельно он рассказал о Международных спортивных играх "Дети Азии", которые проводятся в республике раз в четыре года.
"Это уникальный социальный проект. В уходящем году мы принимали у себя на "Детях Азии" около 2 тысяч спортсменов из 28 стран и многих регионов России", - сообщил глава региона.
"Год был удачным и результативным. Самое главное, мы заканчиваем этот год большими экономическими победами. Впервые республика преодолевает 500-миллиардный рубеж по объемам валового регионального продукта. Повышаются заработные платы. Достигнуты хорошие результаты и по другим отраслям. Инвестиции в экономику республики, определяющие будущее ее развитие, составляют сегодня порядка 6 млрд долларов", - подытожил Егор Борисов.
Обозреватель Наталья Пономарева