Путь для нефти

Interfax-Russia.ru – ОАО "АК "Транснефть" запустило вторую очередь нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", позволяющую вдвое увеличить мощность системы.

Запуск второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО-2) состоялся 25 декабря. Торжественная церемония прошла в Хабаровске в здании ООО "Дальневосточные магистральные нефтепроводы" (входит в ОАО "АК "Транснефть"), сначала выступавшего в роли инвестора проекта, а затем ставшего эксплуатирующей организацией ВСТО. Символичную кнопку запуска нажал президент "Транснефти" Николай Токарев. За несколько минут до этого по видеосвязи с торжественным событием присутствующих поздравил президент России Владимир Путин.

"Этот проект существенно расширяет инфраструктурные возможности дальневосточных регионов России. Это и новые рабочие места, это заработная плата для людей, это технологическое развитие и новые возможности для развития производительных сил", - заявил глава государства.

Он уточнил, что нефть по ВСТО будут поставлять в Японию, Китай, США, Южную Корею, Филиппины, Сингапур, Тайвань.

"У нас появилась новая смесь на нефтяном рынке - смесь ВСТО", - добавил Путин.

В свою очередь, глава "Транснефти" Николай Токарев сообщил, что с вводом ВСТО-2 в эксплуатацию "завершено строительство единой нефтепроводной системы от Балтики до Тихого океана".

По его словам, за 7 лет построено около 5 тыс. км линейного трубопровода, 20 нефтеперекачивающих станций, тысячи километров ЛЭП, дорог. В бюджеты регионов поступило 43 млрд рублей налогов.

"Американский рынок через конечную точку ВСТО - порт Козьмино - получает 35% нефти, еще около 30% - Япония, Китай - 25-28%, остальное - Сингапур, Малазия и Южная Корея. Я думаю, что такие пропорции сохранятся", - сказал президент "Транснефти".

По его словам, для того, чтобы нефть, поставляемая по ВСТО, стала маркерным сортом, необходимо увеличить объем поставок по этому нефтепроводу до 30 млн тонн.

"Если это получится в ближайшей перспективе, то можно будет смело говорить, что в мире появится новый сорт нефти. И нам за него не стыдно", - заявил глава трубопроводной компании.

Нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" общей протяженностью 4 тыс. 739 км призван обеспечить доставку углеводородов в страны АТЭС, а также закрыть потребности внутреннего российского рынка. Решение о создании нефтепровода правительство приняло в 2004 году. Строительство объекта началось уже на следующий год.

Первую очередь системы - трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до поселка Сковородино (Приамурье) длиной 2 тыс. 694 километра, а также нефтеналивной терминал Козьмино на побережье Тихого океана - "Транснефть" ввела в эксплуатацию 28 декабря 2009 года.

Вторую очередь - трубопровод длиной 2 тыс. 46 километров от Сковородино до спецнефтепорта Козьмино в Приморском крае – строители начали в январе 2010 года и закончили в сентябре 2011 года. Технической нефтью участок заполнили в начале 2012 года. Кстати, всего на стройках и объектах ВСТО за весь период строительства работало 23 тыс. человек.

Предполагается, что ввод в эксплуатацию второй очереди нефтепровода позволит увеличить количество отгружаемой в Козьмино нефти в два раза - до 30 млн тонн в год. Так, объемы экспорта нефти через Козьмино в 2012 году могут составить 15,6-16 млн тонн, в 2013 году - 21 млн тонн. С учетом направления на Китай (около 15 млн тонн) по ВСТО в 2013 году будет прокачано 36 млн тонн. Перевалка через Козьмино в 2014 году может составить 24-25 млн тонн, в 2015 году - 30 млн тонн. В дальнейшем мощность нефтепровода ВСТО может быть доведена до 80 млн тонн нефти в год. Токарев уточнил, что доставлять нефтепродукты в Козьмино, как и раньше, будут по железной дороге.

Глава компании подчеркнул, что возможностей у порта Козьмино достаточно, чтобы обеспечить надежность поставок нефти партнерам из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

"Нужно, чтобы в Козьмино российские производители наращивали объемы, а "Транснефть" наращивала мощности, что мы и делаем. 25 декабря был введен в эксплуатацию второй причал, который позволяет наливать в танкера дедвейтом 120 тыс. тонн, первый причал позволяет 100 тыс. тонн. Резервуарный парк увеличен до 30 млн тонн, поэтому за считанные годы мы серьезно укрепили наш потенциал в Козьмино", - сказал Токарев.

Он уточнил, что рынок АТР достаточно емкий. Например, в минувшем году в Китай было поставлено около 20 млн тонн нефти, из них 15 млн - по трубе через Сковородино и 4 млн тонн - через Козьмино.

Что касается внутренних потребителей, то, по словам главы компании, нефть из системы ВСТО сначала получит Хабаровский НПЗ, затем Комсомольский НПЗ. Отвод от нефтепровода "Восточная Сибирь-Тихий океан" до первого завода может быть построен уже в 2014 году, до второго - в 2015 году.

"Хабаровский НПЗ первым получит качественную нефть, так как первый начал реконструкцию своего завода, внедрение технологий, снижающих содержание примесей. И они профинансировали инфраструктуру, чтобы подать нефть от ВСТО к заводу", - пояснил Токарев.

Эту информацию подтвердил и министр энергетики РФ Александр Новак.

"Мы совместно с компанией "Транснефть" рассматриваем в рамках развития восточной программы нефтяной отрасли отводы на "Хабаровский НПЗ", что позволит уже к 2014 году выйти на 6 млн тонн поставки трубопроводным транспортом нефти на "Хабаровский НПЗ", а к 2015 году выйти на поставки на "Комсомольский НПЗ" сначала 4,5 млн тонн и к 2016 году выйти на 7,5 млн тонн", - сказал он.

Министр добавил, что запуск второй очереди ВСТО-2 позволит также ввести в разработку новые месторождения в Восточной Сибири. "По предварительным балансам ВСТО-2, ресурсная база будет увеличиваться, и мы видим, что с 2014 года уже будет дополнительно 6 млн тонн в качестве ресурсной базы на входе ВСТО-2, к 2015 году - 35,5 млн тонн. Это те месторождения, которые планируется разрабатывать в Восточной Сибири", - отметил Александр Новак.

Между тем, по словам Николая Токарева, запуск ВСТО и развитие месторождений станут, в свою очередь, существенным фактором для развития всей нефтяной отрасли региона.

"Нефтяники получают доступ к новым месторождениям Юрубчено-Тохомской группы Куримпинских месторождений, Заполярье-Пурпе. И по мере нарастания добычи мы данную схему генерального развития отрасли видим в том, что к 2018 году ВСТО будет обеспечивать передачу мощностями всего этого прироста", - сообщил президент компании.

Он отметил, что в схеме развития "Транснефти", утвержденной советом директоров компании, помимо Комсомольского и Хабаровского НПЗ подача нефти до 2018 года также предусмотрена и на Восточный нефтехимический комплекс, который ОАО "НК "Роснефть" планирует строить в районе Находки.

"Так что мы абсолютно уверены, что ВСТО будет полностью обеспечивать потребности нефтяников. И, конечно, это дополнительный стимул для развития экономики региона", - подчеркнул Токарев.

Что касается поставщиков нефтепродуктов, то о своих планах по загрузке ВСТО на 2013 год уже заявили представители ОАО "Газпром нефть". В середине декабря компания возобновила поставки в нефтепровод "Восточная Сибирь-Тихий океан", которые были прекращены в конце 2011 года из-за недостаточных технических возможностей трубопровода.

По словам представителя "Газпром нефти", к настоящему времени получено подтверждение на прокачку в I квартале 2013 года 300 тыс. тонн нефти в порт Козьмино с месторождений компании в Томской и Омской областях. В перспективе "Газпром нефть" планирует наращивать объемы поставок по ВСТО.

Что касается еще одного амбициозного проекта "Транснефти" – нефтепровода "Юг", то, по словам Николая Токарева, пока этот вопрос не рассматривается.

Глава "Транснефти" пояснил, что рабочая группа из чиновников и представителей нефтяных компаний при Минэнерго, созданная для выработки решений по данному нефтепродуктопроводу, решила, что реализация проекта не начнется до тех пор, пока нефтяные компании не определяться с источниками финансирования проекта и гарантиями загрузки нефтепровода.

"Вывод такой - пока не определятся с экономической целесообразностью строительства этого продуктопровода, с источниками его финансирования, гарантиями загрузки со стороны нефтяных компаний, переходить к каким-то практическим шагам пока преждевременно", - сказал президент "Транснефти".

Он добавил, что пока гарантии по загрузке данного нефтепродуктопровода смогло предоставить только ОАО "ЛУКОЙЛ". С "Роснефтью" возникли разногласия по источникам финансирования строительства.

"Роснефть" хотела бы, чтобы "Транснефть" построила за свой счет. Но мы считаем это абсурдным, потому что строить нефтепродуктопровод только для одной компании, а там полторы тысячи километров, за счет "Транснефти" было бы не совсем эффективно", - заявил Токарев.

Как известно, нефтепродуктопроводный проект "Юг" предусматривал строительство магистрального нефтепродуктопровода Сызрань-Саратов-Волгоград-Новороссийск. Проект нефтепродуктопровода "Юг" предполагает экспорт дизельного топлива Евро-5 в объеме до 8,1 млн тонн и поставки на внутренний рынок в объеме до 600 тыс. тонн. Протяженность трассы проекта "Юг" составит 1 тыс. 465 тыс. км. Конечным пунктом предполагалась сделать перекачивающую базу Грушовая с обеспечением отгрузки на причалах в Новороссийске.

Первоначально к этому проекту проявляли интерес "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", ТНК-BP, "Башнефть" и НПЗ в Краснодарском крае. Однако в этом году "Роснефть" обратилась к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой включить в генеральный план развития "Транснефти" строительство продуктопровода от самарских заводов на туапсинский терминал.

Стоит отметить, что в сентябре этого года "Транснефть" провела предварительную оценку возможных вариантов строительства нефтепродуктопровода "Юг".

Как сообщил Агентству нефтяной информации (АНИ) пресс-секретарь компании Игорь Демин, по предварительным расчетам, стоимость строительства нефтепровода от группы самарских НПЗ до Новороссийска может составить около 90 млрд рублей. Строительство нефтепродуктопровода до Туапсе оценивается в 105 млрд руб., так как в этом случае маршрут удлинится на 200 км. В случае реализации проекта с двумя конечными точками - в Новороссийске и Туапсе - потребуется примерно 117 млрд руб. Ожидается, что окончательное решение о строительстве нефтепродуктопровода будет принято в 2013 году.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".