Путь через реку

Interfax-Russia.ru - Китай завершил основные работы по строительству своей части российского-китайского моста через Амур. Россия строить свою часть моста еще не начала.

Китайские строители установили все стальные балки своей части трансграничного железнодорожного мостового перехода через реку Амур между городом Тунцзян (КНР) и селом Нижнеленинское в Еврейской автономной области (ЕАО).

"Установка стальных балок моста была завершена в конце октября. На это ушло 10 месяцев. По плану, все строительные работы главной части моста будут завершены в текущем году", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" председатель Ассоциации прикладной экономики провинции Хэйлунцзян Чжан Чуньцзяо со ссылкой на официальные источники.

В дальнейшем, по ее словам, специалисты приступят к строительству сопутствующих сооружений, разборке временных конструкций, а также подготовке моста к укладке путей. Также в течение 2016 года Китай планирует построить подходы к главному мосту, примыкающий мост "Саньцунь", станционные площадки и заасфальтировать дорожное полотно. Общая стоимость китайской части проекта, реализуемой "Железнодорожной компаней Тунцзян" (входит в корпорацию China Railways, КНР), составит 2,7 млрд юаней (27,18 млрд руб.)

Российскую же часть моста "Тунцзян - Нижнеленинское", как заявлял летом вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев, начнут строить до конца 2015 года. На ее возведение, по оценкам чиновника, уйдет примерно 12 - 16 месяцев.

"Строительство пойдет за счет средств Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ, доля участия 25% - ИФ) и Российского фонда прямых инвестиций (75% - ИФ). Общая стоимость моста составит 10 млрд рублей. Решение (правительственной комиссией - ИФ) принято, работы будут начаты в этом году", - сказал Юрий Трутнев.

Изначально за строительство российской части мостового перехода через Амур отвечало ООО "Рубикон", принадлежащее одновременно Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ), Фонду развития Дальнего Востока ("дочка" ВЭБа) и China Investment Corporation.

Однако в октябре губернатор Еврейской автономной области (ЕАО) Александр Левинталь заявил о планах передачи этого проекта генподрядчику китайской части объекта - компании China Civil Engineering Construction Company.

"На встрече с руководством города Тунцзян и строительной компании, которая возводит мост на территории КНР, мы обсудили, насколько быстро китайские строители могли бы возвести часть мостового перехода на российской стороне, так как в ближайшее время ожидается подписание контракта, по которому эта же подрядная организация (China Civil Engineering Construction Company - ИФ) начнет работу в России", - сообщил глава региона.

По его словам, такое решение также устраивает и китайскую сторону.

"Сейчас мы помогаем оформить документы делегации КНР, которая отправится в ЕАО, чтобы осмотреть строительную площадку, а также познакомиться с ходом подготовительных работ. Серьезное продвижение есть, и я думаю, что в ближайшее время мы уже увидим результаты", - сказал Левинталь.

Согласно проекту, общая протяженность ветки между городом Тунцзян и селом Нижнеленинское составит 2,2 км, из которых 1,9 км железной дороги будут относиться к китайской стороне и 0,3 км - к России. По расчетам китайской стороны, мост сократит расстояние через провинцию Хэйлунцзян до Хабаровска и Москвы на 500 км и уменьшит время перевозок на семь часов. Соответственно расходы на транспортировку тонны груза с вводом объекта уменьшатся на 6 долларов (около 37,5 юаня), что приведет к ежегодной экономии в 300 млн юаней (2,4 млрд руб.).

Кроме того, как ожидается, международный железнодорожный переход через Амур позволит компании IRC (структура Petropavlovsk, единственный производитель железной руды на Дальнем Востоке России) поставлять продукцию на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Руководство организации уже заявило о своем намерении создать в регионе горно-металлургический кластер, куда войдут Олекминский, Кимкано-Сутарский и Гаринский горно-обогатительные комбинаты, а также, в перспективе, Дальневосточный металлургический комбинат.

Вместе с тем, как сообщила Чжан Чуньцзяо, по завершении строительства объекта на прилегающих к мосту территориях (31,5 кв. км в КНР, 6 кв. км – в РФ) будут созданы так называемые зоны транзитного экономического сотрудничества, которые также будут способствовать активному развитию этих регионов.

Между тем, еще один трансграничный мостовой переход через реку Амур, который соединит города Хэйхэ (КНР) и Благовещенск, планируется в скором времени построить также и на территории соседней Амурской области.

"Создание пограничного мостового перехода позволит увеличить объем грузовых потоков с 300 тыс. тонн в 2014 году до 2,7 млн тонн после завершения строительства. Постепенно к 2020 году можно ожидать увеличения потока до 3 млн тонн, а еще через пять лет - до 4 млн тонн", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" глава региона Александр Козлов.

По его словам, добиться таких показателей поможет территория опережающего развития "Приамурская", которая создавалась специально под реализацию данного проекта. Эта площадка, как полагает губернатор, станет своего рода транспортно-логистическим центром Благовещенска, что позволит вывести столицу Приамурья из "транспортного тупика", в котором она невольно оказалась после появления Транссибирской магистрали, которая проходит, минуя Благовещенск.

В целом же, как напомнил губернатор, идея построить мост через Амур между Благовещенском и Хэйхэ возникла еще в 1995 году. Тогда власти РФ и Китая даже подписали соответствующее межправительственное соглашение, однако до его реализации дело так и не дошло. Проект реанимировали лишь в сентябре текущего года, когда стороны внесли изменения в вышеуказанный документ на встрече в Пекине.

Первый этап реализации проекта предусматривает строительство автомобильного моста, на втором этапе к нему добавят железнодорожный переход. По оценке экспертов, строительство мостов приведет к резкому росту объемов приграничной торговли.

Общая стоимость проекта составит более 16,2 млрд рублей. Как пояснили в правительстве Приамурья, расходы по строительству китайской половины моста, а также подходов к нему на территории КНР несет китайская сторона. Российская же часть моста будет строиться за счет средств, которые привлечет специально созданная российко-китайская компания. Компенсировать расходы компания планирует за счет взимания платы за проезд по мосту.

Кроме того, как сообщил Козлов, в начале сентября РФ и КНР также подписали соглашение о строительстве через реку Амур канатной дороги "Благовещенск - Хэйхэ".

"Амурская область является фасадом страны. У Приамурья - самая большая протяженность границы с Китаем- 1250 км. Мы должны это использовать. В этом году на 47% увеличился поток китайских туристов в Приамурье. Регион занимает третье место в стране после Москвы и Приморья по числу туристов из КНР. Раньше дальневосточные регионы не рассматривались как туристические территории, Благовещенск вообще был закрытым городом. Однако сегодня ситуация меняется", - заявил глава региона.

Согласно расчетам специалистов, трансграничная канатная дорога позволит увеличить въездной турпоток из КНР до 1 млн человек в год сразу после завершения строительства, впоследствии - до 1,5-2 млн человек к 2025 году. Данный проект - якорный для новой насыпной территории набережной реки Амур (комплексного инвестиционного проекта "Золотая миля"), создаваемой за счет средств федерального бюджета.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook