Interfax-Russia.ru – Южнокорейский рыболовный траулер "Орионг-501" затонул у берегов Чукотки. Погибло 27 моряков, еще 26 пропало без вести.
Рыболовный траулер "Орионг-501" затонул в Беринговом море вечером 1 декабря. При выборке трала в контур судна случайно попала забортная вода, в течение получаса она заполнила весь контур, а затем "утащила" изрядно потяжелевшую шхуну на дно. В момент крушения на борту "Орионга" находилось 60 человек - граждане Южной Кореи, из которых состоял весь командный состав, несколько рыбобработчиков из Индонезии и Филиппин, а также инспектор-наблюдатель Рыбнадзора.
Восьмерых человек (в том числе нашего соотечественника) в тот же день эвакуировали на борт двух российских судов "Каролина-77" и "Залив Забияка". Позднее один из них (предположительно, гражданин Южной Кореи) скончался от переохлаждения. Остальных членов экипажа стали искать спасатели. К настоящему времени удалось обнаружить тела 26 рыбаков. Еще 26 человек все еще числятся пропавшими без вести.
Как рассказал начальник морского координационно-спасательного подцентра ФГУ "Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский" Артур Рец, в настоящее время пропавших рыбаков активно ищут четыре корейских судна: "Оянг 96", "Жун Сунг Хо", "Намбухо" и "Йун Сунг". Одно из них, возможно, доставит на родину выживших моряков.
"Мы обсудим эту возможность с правительством Кореи и сообщим официальную позицию российской стороне. Тела и выжившие моряки находятся на судне в исключительно экономической зоне России. Если спасательное судно не будет заходить в территориальное море РФ, то оно беспрепятственно может забрать всех найденных и уйти", - сообщил глава Генерального консульства Кореи во Владивостоке Ко Кен Бон.
Представители посольств Индонезии и Филиппин не стали возражать против такого развития событий. Российская же сторона, в свою очередь, выразила надежду на то, что впредь Южная Корея будет более ответственно относиться к безопасности своих мореплавателей.
"В настоящее время у берегов Дальнего Востока работает шесть южнокорейских судов. Гидрокостюмы для экипажей есть только на одном из них. На двух судах спасательные плоты не соответствуют количеству членов экипажей", - сообщил официальный представитель погрануправления ФСБ РФ по Камчатскому краю Дмитрий Гинзбург.
Он отметил, что, по словам выжившего в крушении траулера "Орионг-501" российского инспектора, в момент, когда судно начало тонуть, на палубе оказалось всего четыре гидрокостюма. Один он надел на себя, другим воспользовался гражданин Южной Кореи. Остальные гидрокостюмы никто не взял.
В 2014 году уже происходили серьезные кораблекрушения у российских берегов Тихого океана. Так, 4 сентября в Японском море перевернулся камбоджийский лесовоз "Полайн". На его борту находилось десять моряков – девять россиян и один гражданин Украины. Девятерым из них удалось перебраться на спасательные плоты. Позднее их подобрали проходившие мимо теплоход "Алдан" Сахалинского морского пароходства (СахМП), южнокорейское судно "Голден шейк" и китайский сухогруз "Ханджин Ньюпорт". К сожалению, один из моряков скончался на руках у спасателей. Также погиб старший помощник капитана. Его тело участники поисково-спасательной операции обнаружили в море 5 сентября.
"Сначала мы считали, что кораблекрушение могло произойти из-за шторма, однако по информации судовладельца, ночью высота волны в месте крушения теплохода не превышала и 1,5 метров. Тем не менее, какой-то удар о борт все-таки произошел, груз сместился, лесовоз получил крен, и в течение двух часов судно затонуло. Выходит, лесовоз погиб не в борьбе со стихией, а по не очень понятным причинам", - высказал предположение президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.
В то же время, как считают некоторые эксперты, погубить камбоджийское судно могла так называемая волна-убийца. Как утверждают ученые, она способна перевернуть не только небольшой лесовоз, но и целую буровую платформу.
"Волна-убийца – явление пока еще малоизученное. Однако известно, что такая волна возникает в спокойном океане, море или на побережье. Причем по своим размерам она в несколько раз превосходит окрестные волны. Кроме того, возникает такая волна совершенно внезапно. На ее появление не влияет ни шторм, ни подводные землетрясения. Скорее всего, к возникновению таких волн-убийц приводит нелинейная динамика океана", - сообщил Interfax-Russia.ru научный руководитель научного центра по изучению волн-убийц Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН Роман Шамин.
По его словам, до недавнего времени волны-убийцы считались исключительно выдумками моряков. Однако с развитием технического прогресса ученым удалось найти подтверждение существования этого необычного природного явления. Вместе с тем, ученый подчеркнул, что волны-убийцы не следует путать с цунами. Последние почти всегда являются следствием подводного землетрясения, а появление волны-убийц не зависит ни от геологической активности, ни от конкретной точки, ни от погоды.
Впрочем, из-за чего на самом деле перевернулся "Полайн", экспертам еще только предстоит выяснить.
Серьезные морские происшествия случались на Дальнем Востоке и ранее. Так, к примеру, в январе этого года справиться со стихией не смогли 10 сахалинских пограничников, утонувших при задержании браконьерского судна.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"