Interfax-Russia.ru – Российская яхта "Элфин", ранее задержанная пограничниками КНДР в Японском море, прибыла во Владивосток. Как считают моряки, их могли перепутать с южнокорейскими шпионами.
Корабль береговой охраны КНДР 13 мая задержал в Японском море российскую спортивную яхту "Элфин", возвращавшуюся из южнокорейского Пусана во Владивосток после участия в международной регате, и отбуксировал ее в порт Кимчак. В тот момент на борту судна находилось 5 членов экипажа – все граждане нашей страны.
Данный инцидент не остался без внимания. Узнав о случившемся, российский МИД направил КНДР ноту с требованием объяснить причины задержания российской яхты в Японском море. Также произошедшее прокомментировали и в Совете Федерации.
"Задержав без всяких объяснений российскую яхту "Элфин" со спортсменами, северокорейские власти уподобились сомалийским пиратам. Мягко говоря, очень странное решение. Тем более что это не первый такой случай", - заявил тогда первый заместитель главы комитета по обороне и безопасности Совфеда Франц Клинцевич.
Он также отметил, что Россия, по сути, является единственной в мире страной, которая поддерживает с Северной Кореей нормальные отношения.
А уже 15 мая власти КНДР проинформировали российских дипломатов, что российской яхте "Элфин" разрешено покинуть порт Кимчак.
"15 мая российская яхта "Элфин" вышла из северокорейского порта Кимчак и вязла курс на Владивосток. Генеральный консул России в городе Чхонджин Юрий Викторович Бочкарев доехал до города Кимчак и лично убедился в том, что яхта вышла из порта", - заявлял пресс-атташе посольства РФ в Пхеньяне Денис Самсонов.
При этом по его словам, каких-либо официальных объяснений, по какой причине судно было задержано, правительство Северной Кореи пока так и не представило.
"Мы до сих пор ждем официальных объяснений северокорейской стороны", - сказал "Интерфаксу" Самсонов.
Тем не менее, как отметил российский дипломат, северокорейская сторона оперативно отреагировала на просьбу РФ отпустить судно, и "инцидент был исчерпан в течение нескольких дней". В целом же, по его мнению, задержание "Элфин" вряд ли может серьезно повлиять на отношения Москвы и Пхеньяна, поскольку "вопрос этот не настолько глобальный".
"У нас добрососедские отношения, и любые не совсем гладкие моменты мы будем внимательно изучать и проговаривать с северокорейской стороной", - сказал Самсонов.
Как сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" пресс-секретарь яхт-клуба "Семь футов" Яна Коноплицкая, "Элфин" прибыла во Владивосток утром 17 мая. Тогда же состоялась и пресс-конференция с членами экипажа, которые поведали журналистам подробности задержания судна.
"Шли примерно 90 миль от берега, даже перекрывая не то что территориальные воды, а еще и экономические зоны по всем регламентам. Другое судно подошло к нам с кормы. Нам пришлось застопорить ход, так как они начали давить нам лодку. С борта корабля по-русски потребовали передать им капитана яхты и закрепиться на месте. Была конкретная угроза жизни", - рассказал прессе старший помощник капитана яхты Сергей Домовидов.
По его словам, "борьба" в море продолжалась около полутора-двух часов.
"Мы пару раз пытались от них уйти, но скорость их корабля в два раза выше", - отметил он.
Более того, по словам Домовидова, позднее к задержанию также подключился и быстроходный катер, что уже не оставило российскому судну никаких шансов оторваться от своих преследователей.
"Догнали нас. С катера нам на головы посыпались камни, обломки, бутылки. Стали бортовать нашу яхту: помяли рейлинг, стойки, фальшборт. Били по корпусу конкретно. Мы были в шоке, уже думали, как (спасательный - ИФ) плот сбрасывать, если яхту раздавят ", - сказал яхтсмен.
При этом, как отметил моряк, он до сих пор не уверен, что яхту задержали именно северокорейские пограничники.
"Я не знаю, как выглядят пограничники КНДР, они все в какой-то форме - и военные, и нет, гражданские. Но они не выглядели как нормальные военные. Была просто какая-то агрессивная толпа. Человек 40. Судно, которое больше, все ржавое, метров 30 в длину", - пояснил он.
Кроме того, как отметил Домовидов, на корабле не было никаких опознавательных знаков. Сами же пограничники морякам вообще ничего не говорили, вместо этого устроив небольшую потасовку на яхте. Никаких объяснений, по его словам, позднее не последовало и от властей КНДР уже после досмотра яхты в северокорейском порту.
"Ночь с пятницы на субботу (с 13 на 14 июня - ИФ) мы практически не спали, они (представители КНДР - ИФ) не сходили с борта. Телефоны досматривали, все вещи перерыли", - рассказал другой член экипажа Андрей Сигида.
15 мая, по его словам, пришел переводчик, сказал, что все хорошо, и поступила команда выпустить судно. После этого яхта "Элфин" взяла курс на Владивосток.
"Никаких международных требований мореплаваний мы не нарушали. И я планшет свой веду, там есть прокладка курса, и капитан. У нас все точно. Нам никто ничего не объяснил. Это потом только мы поняли, что нас спутали с южнокорейскими шпионами", - отметил Домовидов.
Он также добавил, что члены экипажа понесли не только имущественный ущерб, который они оценили в 10-12 тыс. долларов США, но и моральный.
"Моральный ущерб я бы оценил тысяч в 600 долларов", - сказал яхтсмен, добавив, что теперь придется ходить по маршруту, который ближе к берегам Японии.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook