Interfax-Russia.ru – Траулер-краболов с 23 россиянами на борту пропал в Охотском море. Судно пока еще не нашли, но эксперты говорят, что отчаиваться рано.
SOS никто не подавал
Траулер-краболов с красивым названием "Аметист", принадлежащий Камчатскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИИРО), последний раз выходил на связь 10 февраля в 17:00 по местному времени. В тот момент судно находилось в южной части залива Шелехова Охотского моря, между Ямскими островами и мысом Южный. После этого корабль словно исчез. При этом сигналов бедствия в радиоэфире не звучало, аварийный буй также не срабатывал.
На борту траулера, по последним данным, находятся 23 человека. Все они жители Камчатского края.
По информации судовладельцев, 10 февраля на "Аметисте" оставалось около 12 тонн топлива. При суточном расходе в 3 тонны горючее на корабле уже должно было закончиться. Правда, эти расчеты актуальны, если судно не потерпело крушение и еще борется за выживание.
Поиски "Аметиста", увы, пока ничего не дают. Как сообщил 14 февраля агентству "Интерфакс – Дальний Восток" министр специальных программ региона Сергей Хабаров, последние три дня пропавший траулер искали промысловые суда "Sea Wind", "Николай Солодчук", "Бакланово" и пограничный сторожевой корабль "Анадырь". "К месту возможного нахождения судна вылетал самолет "Ил-38" авиации Войск и Сил на северо-востоке России, а также гражданский вертолет "Камчатских авиалиний", - рассказал также министр. В общей сложности, по информации МЧС на 14 февраля, к операции в Охотском море привлечены 364 человека и 11 единиц техники.
Главной проблемой пока до среды оставались тяжелые метеоусловия в районе поисков – в море бушевал шторм. Лишь утром 16 февраля к поискам смогли присоединиться военный самолет ИЛ-38, самолет ФСБ АН-72, и вертолет МИ-8 "Камчатских авиалиний", а также вертолет МИ-8 МЧС России.
Потеряли время?
Между тем, губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий заявил, что недоволен тем, что операция по поиску пропавшего траулера началась с серьезным опозданием из-за того, что владелец судна вовремя не сообщил о ЧП.
В пресс-службе губернатора агентству "Интерфакс – Дальний Восток" сообщили, что 14 февраля прошло внеочередное заседание краевой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (КЧС) по вопросу поиска пропавшего судна.
Как отметил на этом заседании Кузьмицкий, судно пропало 10 февраля, но лишь в 16:54 12 февраля сообщение о происшествии поступило в Камчатский морской спасательно-координационный подцентр. "На поиски "Аметиста" еще 10 февраля мог выйти ПСКР "Анадырь", находившийся поблизости. Но поисковые работы начались лишь спустя почти двое суток", - посетовал губернатор.
По его словам, "в регионе дислоцируются весьма серьезные силы, как у военных, так и у береговой охраны ФСБ. Ни разу не было случаев отказа в помощи. Если информация о происшествии поступает вовремя, то довольно оперативно можно скоординировать все действия".
"К сожалению, нередко экономические интересы предприятий ставятся почему-то выше вопросов безопасности людей. Вместо того, чтобы решать, кто и за что будет платить, нужно было вовремя начать поисковую операцию. Потеряли время", - сказал Кузьмицкий.
Отметим, что глава региона держит под личным контролем поиск пропавшего судна. Для координации действий всех служб при краевой КЧС на базе Камчатского морского спасательно-координационного подцентра создан оперативный штаб, в состав которого вошли представители администрации края, силовых ведомств и спасатели.
Впрочем, в КамчатНИИРО заявляют, что поиски судна начались сразу после потери с ним связи. "После того, как "Аметист" не вышел на связь, наша служба безопасности мореплавания в течение суток организовала поисковые мероприятия, используя все свои возможности. Были подготовлены обращения к капитану морского порта и в подразделение, которое занимается поиском судов", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" во вторник директор ФГУП КамчатНИРО Сергей Коростелев. Он подчеркнул, что научно-исследовательской институт предпринял все поисковые меры, в том числе и авиаоблеты, "которые проводились за счет и по инициативе КамчатНИРО". "Поэтому говорить о том, что предприятие не вовремя дало сигнал о поисковой операции, я думаю, не совсем верно", - сказал Коростелев.
Не спешите их хоронить
Вместе с тем, участники спасательной операции не берутся прогнозировать, жив ли экипаж. Как заявил в интервью телекомпании НТВ начальник камчатского филиала бассейнового аварийно-спасательного управления Андрей Сериков, наихудший вариант развития ситуации не исключается, но пока есть надежды на благополучный исход. "Самый худший вариант, что сильное обледенение, и судно потерпело крушение. Но это самый худший вариант, на который мы не ссылаемся и не хотим на него надеяться", - сказал Сериков.
Эксперты также пока не склонны драматизировать ситуацию. Возможно, что на траулере "Аметист" уже закончилось топливо, из-за чего судно обесточено и просто не может выйти на связь, предполагает издание "Морской бюллетень – Совфрахт".
"Судно ожидало бункеровки (заправки топливом – ИФ), на полночь 10 февраля оставалось 12 тонн. "Аметист" запросил топлива у находившегося поблизости траулера Sea Wind, однако перекачку не удалось осуществить по техническим причинам (по некоторым данным, на обоих кораблях не оказалось шлангов – ИФ). С 11 февраля начались поиски траулера, затрудняемые неблагоприятной погодой и крупнобитым сплоченным льдом", - сообщает сайт издания.
"Очевидно, что на траулере закончилось топливо, и скорее всего, именно поэтому он не выходит на связь, нет пока никаких оснований говорить о трагедии", - считает главный редактор "Морского бюллетеня" Михаил Войтенко.
В свою очередь гидрологи Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) предполагают, что "Аметист" обездвижен из-за обледенения и дрейфует на чистой воде. "Ситуация с судном "Аметист" в Охотском море очень тяжелая, опасная. Она может привести к трагическим последствиям, но надежда умирает последней", - заявил во вторник агентству "Интерфакс - Дальний Восток" гидролог ДВМП Николай Шаталин.
По его словам, на 10 февраля теплоход оказался далеко от берега в зоне молодого льда, толщиной 5-10 сантиметров. Через сутки в тот район пришел циклон, и под воздействием ветра и низких температур лед стал сжиматься, судно потеряло ход. "Судно, возможно, обледенело и не может двигаться самостоятельно. В таком состоянии их вполне могло оттащить в центральную часть Охотского моря. Там уже открытая волна, шторм. Скорее всего, сейчас они дрейфуют от залива Шелихова к северной части Сахалина", - предположил эксперт.
По его мнению, моряки "Аметиста", скорее всего, пытаются освободить корпус судна от налипшего льда. "Обычный контейнеровоз, когда приходит из того района, - его, как правило, не видно из-за сильнейшего обледенения", - пояснил Шаталин. "Сумели ли они справиться со штормом и обледенением - большой вопрос", - отметил гидролог. Он уточнил, что найти судно будет сложно, так как на Камчатке бушует второй циклон, видимость затруднена, и авиация и поисковые корабли не смогут работать в том районе.
Коварство северных морей
Между тем, камчатская межрайонная транспортная прокуратура начала проверку по факту пропажи траулера "Аметист", а в главном управлении МЧС по региону открылась телефонная линия для родных и близких членов экипажа судна.
"По телефонному номеру (8-4152) 300-122 люди, чьи родственники могут находиться на борту пропавшего траулера, могут узнать, значится ли их близкий человек в составе экипажа "Аметиста", - сообщила агентству "Интерфакс – Дальний Восток" сотрудница пресс-службы главного управления МЧС РФ по Камчатскому краю Юлия Самцова. Она отметила, что имена всех рыбаков с пропавшего судна известны, но МЧС эти списки пока не публикует, так как родственники людей, возможно попавших в беду, могут быть против огласки.
"Психологи приняли уже более 70 обращений от родственников исчезнувшего экипажа, люди звонят в разном состоянии - некоторые просто в панике. Для многих из них сотрудники МЧС сейчас являются, пожалуй, единственными людьми, способными помочь пережить страшные дни неизвестности", - рассказали "Интерфаксу" в региональном управлении МЧС.
В настоящее время идут полномасштабные поиски "Аметиста". Погода неожиданно дала спасателям "окно", и в МЧС очень рассчитывают успеть найти судно.
Напомним, что это уже не первое за последнее время морское происшествие на Дальнем Востоке. 9 февраля в результате столкновения крупным контейнеровозом у берегов Южной Кореи затонул теплоход с российским экипажем. Спастись удалось только одному матросу, остальные 11 членов экипажа предположительно погибли. Чуть раньше, в конце января, завершилась сложнейшая операция по выводу из ледового плена судов, застрявших в Охотском море. Месяц и более 150 млн рублей потребовалось на спасение 10 кораблей.
В начале года, 7 января, в Охотском море потерпела крушение рыболовецкая шхуна "Партнер". На ее борту было 14 россиян. Обнаружить удалось обледеневшие тела семерых из них. Поиски остальных рыбаков и самого судна до сих пор не принесли успеха.
Обозреватель Максим Кирчатов