Interfax-Russia.ru – Частный самолет разбился под Хабаровском. Пилот и единственный пассажир воздушного судна погибли.
Частный легкомоторный самолет "Аэропракт А22 L2", выполнявший рейс по маршруту Калинка-Волочаевка-2-Биробиджан, потерпел крушение рано утром 3 июня на границе Еврейской автономной области (ЕАО) и Хабаровского края. По информации Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта, полет выполнялся без уведомления органа управления воздушным движением.
"В установленное время пилот не вышел на связь. Родственники забили тревогу. И уже вылетевшие на поиски спасатели обнаружили сначала сам разбившийся самолет, а затем и тела двоих погибших: 34-летнего владельца воздушного судна (у него было при себе свидетельство пилота-любителя) и его 55-летнего пассажира", - сообщила Interfax-Russia.ru представитель Дальневосточной транспортной прокуратуры Елена Барсукова.
По ее словам, в настоящее время на место происшествия выехала следственно-оперативная группа в составе представителей следственного управления на транспорте, МЧС и транспортной прокуратуры.
"Следственное управление на транспорте проводит процессуальную проверку. Мы в свою очередь проводим проверку исполнения законодательства РФ о безопасности полетов", - уточнила собеседница Interfax-Russia.ru.
Барсукова добавила, что пока прокуратура не располагает достаточной информацией о причинах и обстоятельствах трагедии.
Между тем, как сообщил Interfax-Russia.ru источник, занимающийся информационным освещением деятельности хабаровского аэродрома "Калинка", владельца разбившегося воздушного судна звали Ефим Медведев.
"В лицо я с ним встречался буквально пару раз. Кто он и чем занимается – я не знаю. На аэродроме организована стоянка частных самолетов. Так что обычно о том, куда и с кем человек отсюда полетел, знают только его родственники и друзья", - сказал он.
По данным "Комсомольской правды", в свой последний полет Медведев отправился с другим летчиком-любителем - Константином Жигулиным. Причем, как утверждает знакомый погибшего Виктор Зарипов, в момент крушения за штурвалом воздушного судна (у самолета "Аэропракт А-22L2" сдвоенная система управления) мог находиться как Медведев, так и Жигулин.
"Константин - пилот неопытный, любитель. Летать Костя начал только год назад. Я ему много раз говорил - учись летать по приборам, а он мне все про капот и горизонт. А если плохая видимость, спрашиваю? Низкие облака? Гроза? Если бы знать точную погоду в месте катастрофы, я бы, наверное, сказал, что могло случиться. Я слышал, что погода в той местности была грозовая. Возможно, что именно неумение ориентироваться их погубило", - сказал он.
Также, по мнению Виктора Зарипова, ситуацию мог усугубить и местный ландшафт.
"Там в районе Новокаменки есть гора, и если их туманом или облаками прижало к земле, могли зацепиться за дерево или просто потерять ориентацию в воздухе. Их могло прижать облаками, они стали снижаться, чтобы ориентироваться по земле, упустили контроль за высотой и столкнулись с мачтой или деревом. С землей навряд ли - самолет небольшой, легкий, не истребитель, там секундное дело взять ручку на себя и опять выровняться", - предположил он.
Что же касается владельца легкомоторного самолета - Ефима Медведева, то, по словам Зарипова, 3 июня ему как раз должно было исполниться 35 лет. Свой самолет он купил в 2012 году в Красноярске, откуда вместе с другом перегнал его в Хабаровск. Известно, что разбившееся воздушное судно является модификацией самолета А-22 ("Летучая лисица") - двухместного сверхлегкого высокоплана, разработанного и производимого украинской компанией "Аэропракт".
За несколько дней до этого крупная авиакатастрофа произошла в Мурманской области. 31 мая там разбился вертолет Ми-8 авиакомпании "Спарк". На борту воздушного судна находилось 18 человек - 5 членов экипажа и 13 пассажиров. В результате крушения 16 из них погибло, еще 2 получили травмы.
По факту крушения вертолета следователи Северо-Западного следственного управления СК РФ возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух или более лиц).
"Среди основных версий происшествия следствие рассматривает отказ авиационной техники и то обстоятельство, что летчик попал в сложные метеорологические условия, потерял пространственную ориентировку и столкнулся с поверхностью воды", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.
Впрочем, как обещают сибирские ученые, серьезное ухудшение метеоусловий скоро перестанет быть для летчиков проблемой. Заблаговременно узнать о том, какая погода ждет их в пути, поможет новая технология измерения характеристик приграничного слоя атмосферы, разработанная специалистами Института оптики атмосферы (ИОА) им. В.Е.Зуева СО РАН (Томск).
"Совместно с коллегами из Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН создан и реализован новый метод акустического зондирования пограничного слоя атмосферы. Он позволяет одновременно дистанционно определять характеристики температуры и скорости ветра с учетом турбулентного ослабления звука и исследовать их взаимосвязь", - сообщили в центре общественных связей СО РАН.
Отмечается, что создание новой технологии стало возможным благодаря решению ученых модифицировать имеющиеся акустические радары: обычно по характеристикам звуковой волны, отраженной от неоднородностей, возникающих в воздухе, определялась либо скорость ветра, либо флуктуации температуры.
"Эти параметры взаимосвязаны, и мы впервые попытались решить задачу их одновременного дистанционного определения, синхронизировав в одном приборе разные каналы приема информации. Результаты применения разработанной технологии вдохновили нас на оформление заявки на патент", - сообщила старший научный сотрудник ИОА СО РАН Людмила Шаманаева.
По ее словам, метод предполагается использовать в аэропортах для обеспечения безопасности взлета и посадки самолетов. Он позволяет сразу, в режиме реального времени, увидеть динамику и ветровой, и температурной турбулентности в нижнем слое атмосферы, где пилот принимает решение о посадке самолета или заходе на второй круг.
"Там создаваемые турбулентностью воздушные ямы особенно опасны, поскольку нет запаса по высоте и времени для маневра, и незапланированное резкое снижение летательного аппарата может привести к катастрофе", - отметили в центре общественных связей СО РАН.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"