Пограничная ТОР

Interfax-Russia.ru - РФ планирует создать территорию опережающего развития на границе с Китаем.

Пограничная ТОР
Фото официального сайта Минвостокразвития РФ

Россия планирует создать на границе с Китаем трансграничную территорию опережающего развития (ТОР) в районе пунктов пропуска Пограничный – Суйфэньхэ.

"ТОР объединит территорию в 413 га (233 га с российской стороны и 180 га с китайской). Здесь будет работать режим беспошлинной торговли, кроме того, российские и китайские резиденты этой зоны смогут без ограничений поставлять свою продукцию на рынки обеих стран", - сообщили в Минвостокразвития РФ.

Инвестиционный потенциал трансграничной территории опережающего развития российские и китайские инвесторы оценивают в 1,5 млрд долларов США.

"Для проработки вопросов, связанных с организаций новой ТОР, предполагается организовать межправительственную российско-китайскую комиссию по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона РФ и Северо-Востока Китайской Народной Республики (КНР)", - сообщила пресс-служба Минвостокразвития.

В настоящее время на Дальнем Востоке России функционируют 18 территорий опережающего развития. Среди них "Индустриальный парк "Кангалассы", "Южная Якутия" (Якутия); "Беринговский" (Чукотский автономный округ); "Белогорск", "Приамурская", "Свободный" (Амурская область); "Хабаровск", "Комсомольск", "Николаевск" (Хабаровский край), "Надеждинская", "Большой Камень", "Михайловский", "Нефтехимический" (Приморский край); "Камчатка" (Камчатский край); "Южная", "Горный воздух", "Курилы" (Сахалинская область), "Амуро-Хинганская" (ЕАО).

"ТОРы являются стратегическим инструментом развития инвестиционного сотрудничества России со странами Восточной Азии и с зарубежными партнерами в целом. Главная их цель – это, конечно, привлечение инвестиций, которые дадут новый импульс развитию регионов Сибири и Дальнего Востока. Поэтому решение о создании еще одной – трансграничной – ТОР я нахожу очень правильным. Китай является нашим ключевым партнером в Восточной Азии, ни одна страна в мире не может сравниться с КНР по объему инвестиций в Россию за последние несколько лет", - заявил Interfax-Russia.ru заведующий кафедрой востоковедения факультета международных отношений МГИМО Дмитрий Стрельцов.

По его мнению, создавая трансграничную ТОР с Китаем, правительство РФ также, возможно, хочет подчеркнуть особый статус КНР как ключевого партнера России на Дальнем Востоке.

"Я знаю, что этот район (рядом с пунктами пропуска Пограничный – Суйфэньхэ) очень важен с точки зрения приграничной торговли. Однако, что конкретно планируется разместить на территории новой ТОР, я сейчас сказать не могу. Скорее всего, она будет обслуживать какие-то региональные проекты", - сказал Дмитрий Стрельцов.

В целом же, отметил он, в настоящее время Россия сотрудничает с Китаем по самым разным направлениям.

"Это и торговля, и инвестиционное сотрудничество, и ряд крупных проектов в финансовой сфере. Торговый оборот, конечно, очень высокий, речь идет почти о сотнях миллиардов долларов, около 80 где-то точно – в любом случае, это больше, чем с любой другой страной Восточной Азии после 2014 года. Инвестиции привлекаются не так активно, как хотелось бы России, но процесс идет. Также сейчас у нас становится все больше совместных инфраструктурных проектов", - рассказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Так, к примеру, на днях Китайская корпорация China Railway International Group (CRIG, входит в China Railway Group Limited) официально подтвердила свое намерение участвовать в строительстве новых автомобильных дорог в Приморском крае.

"Мы понимаем, насколько важны проекты, касающиеся развития транспортных коридоров между Россией и Китаем, не только для конкретных регионов, но и для обеих стран в целом. В прошлом году делегация нашей корпорации посещала Приморский край и изучала дороги, ведущие к портам. Сегодня мы готовы приступить к проектированию и строительству конкретных участков трасс", - заявил директор департамента CRIG Лян Эньгуан на встрече с главой Приморья Андреем Тарасенко в Харбине.

Вместе с тем, как отметил глава корпорации, со своей стороны CRIG также готова вести переговоры с банками КНР о привлечении инвестиционных средств, но сначала, по его словам, партнерам нужно будет определиться с моделями финансирования проектов. К слову, интерес к российско-китайскому проекту уже проявил представитель Банка развития Китая И Чунь, также присутствовавший на встрече.

Помимо этого, свое намерение вложить 300 млн долларов США в развитие крупного инвестиционного проекта в Дальневосточном федеральном округе подтвердил и китайский агрохолдинг "Чжундин Дайри Фармин".

"Суть проекта заключается в строительстве животноводческих комплексов с общим поголовьем 50 тыс. голов крупного рогатого скота, и развитие собственной кормовой базы на площади 50 тыс. гектар. Инвестпроект предполагает создание более 2 тыс. рабочих мест, из которых только 300 займут китайские специалисты, на остальных будут работать жители дальневосточных регионов", - сообщила пресс-служба Минвостокразвития РФ.

На сегодняшний день, по данным министерства, в рамках проекта создано уже 70 рабочих мест, 40 из них занимают местные жители, 30 – китайские специалисты.

Вместе с тем, как отмечают в Минвостокразвития РФ, соседство с Китаем помогает развитию также и туристической отрасли Дальнего Востока. Так, к примеру, в 2017 году Приморье посетило 420 тысяч граждан КНР.

"Более половины китайских туристов – почти 213 тыс. – прибыли в рамках безвизовых обменов. Это стало возможным благодаря соглашению о безвизовых групповых туристических поездках, заключенному между правительством России и Китая. По сравнению с 2016 годом число туристов в рамках безвизовых обменов выросло на 10%", - рассказали в Минвостокразвития РФ.

По прогнозам, в 2018 году число туристов, пребывающих в Россию в рамках безвизового обмена, увеличится на 70%. Только в январе Приморье в рамках безвизового обмена посетило уже более 4 тысяч граждан КНР.

В настоящее время китайцы могут приехать в Приморье и по электронной визе. Таким образом с августа 2017 года в край прибыло 3,3 тысяч граждан КНР.

"С 1 января 2018 года для въезда по электронной визе открыты дополнительные пункты пропуска. Теперь в Приморье можно въехать через морской пункт пропуска во Владивостоке, международный аэропорт Кневичи, железнодорожные пункты пропуска "Пограничный", "Хасан", "Махалино", автомобильные пункты пропуска "Полтавка", "Турий Рог", морские пункты пропуска "Зарубино" и "Посьет", - сообщили в министерстве по развитию Дальнего Востока РФ.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook