Планы на Восток

Interfax-Russia.ru – Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил госпрограмму социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года.

Глава правительства России Дмитрий Медведев сообщил, что подписал государственную программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, 2 апреля, когда закрывал заседание государственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока, Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области.

Премьер-министр подчеркнул, что к реализации этой программы нужно приступить немедленно.

"Это, безусловно, не догма. В ней масса трудностей, о которых коллеги говорили. Есть и внутренние проблемы, противоречия. Есть, естественно, проблемы дефицита источников финансирования. Но мы с вами не можем бесконечно дискутировать о судьбе этой программы, о том, что там внутри, о том, хватит ли нам денег или не хватит", - сказал Медведев.

"Надо начинать работать, потому что в целом основа программы добротная", - добавил он.

Тот факт, что власти в целом довольны программой, разработанной министерством России по развитию Дальнего Востока, подтвердил и его руководитель, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев.

"Программа получила высокую оценку не только наших коллег, но и международных организаций, научных кругов, Академии наук России. Минвостокразвития проделало большую работу по созданию программы. Отмечу, что мы работали с чистого листа. Мы никакую программу не переделывали, не дорабатывали. А с нуля за три месяца создали мощную новую госпрограмму", - пояснил полпред.

По словам Ишаева, госпрограмма состоит из 12 подпрограмм и двух федеральных целевых программ (социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области и социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона).

Как сообщили в правительстве России, реализовывать госпрограмму будут за один этап.

"Полномасштабная системная реализация комплекса мероприятий, предусмотренных госпрограммой, позволит обеспечить переход к преимущественно инновационному пути развития российской экономики в целом. Будут созданы действенные стимулы для увеличения инвестиционной активности и роста производительности труда", - пояснила пресс-служба российского парламента.

В целом же документ направлен на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса, а также на обеспечение роста эффективности государственного управления.

Подписание госпрограммы – это только первый этап в подготовке законодательной базы по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Теперь Минвостокразвития предстоит разработать под эти цели конкретные проекты, часть из которых, как уже говорилось выше, будут заложены в одной из составных частей госпрограммы - федеральной целевой программе (ФЦП) "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".

"Определено, что Дальний Восток в рамках ФЦП будет получать ежегодно 100-110 миллиардов федеральных средств. Проект ФЦП уже есть. Однако будет меняться структура программы. Мы должны ее переформатировать, подобрать реально действующие проекты, которые можно начать реализовать с 2014 года. Главное – это проекты. Иногда приносят проекты, а они не готовы или экономически нецелесообразны. Сейчас начинается интересная работа по подготовке ФЦП", - заявил Виктор Ишаев.

Как пояснил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья заключается в максимальном использовании естественных преимуществ данных регионов.

"Во-первых, это непосредственный выход на динамично развивающиеся рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китая и Юго-Восточной Азии. Эти рынки суммарно составляют около 20 трлн долларов, из которых рынки Китая составляют примерно половину. И что очень важно, несмотря на кризис 2008–2009 годов, за последние пять лет они увеличились примерно в 1,5 раза", - сказал министр экономического развития России.

Вторым преимуществом вышеуказанных регионов Белоусов назвал наличие в них богатейшего ресурсного потенциала, включая запасы угля, углеводородов, гидроэнергетических ресурсов, железной руды, цветных металлов, редкоземельных металлов, лесных ресурсов и так далее.

"И третье – климатическое разнообразие, позволяющее решать практически любые задачи по развитию промышленности и сельского хозяйства", - добавил Андрей Белоусов.

Вместе с тем, глава Минэкономразвития отметил, что существуют определенные ограничения, не позволяющие в настоящее время в полной мере использовать эти преимущества.

"Это низкая плотность населения, усиливаемая неразвитостью социальной сферы, отсутствие необходимой инфраструктуры и, как следствие, неразвитость внутреннего рынка и однобокость развития экономики макрорегиона с уклоном в сырьевой сектор", - пояснил Белоусов.

По мнению министра, именно "баланс преимуществ и ограничений определяет приоритеты стратегии долгосрочного развития Дальнего Востока и Байкальского региона". Так, по словам Белоусова, для того чтобы максимально полно реализовать имеющийся потенциал и в целом обеспечить ускоренное развитие Дальневосточного макрорегиона, необходимо сконцентрировать усилия на четырех приоритетных направлениях.

"Первое – это опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. Второе – это создание условий для реализации для начала порядка 15–20 крупных комплексных инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости, с перспективой формирования на их основе новых центров развития. Третье – это формирование конкурентоспособного рынка на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Четвертое – развитие человеческого потенциала в регионе на основе создания комфортных условий для жизни граждан, развития современных образовательных и научных центров", - отметил Андрей Белоусов.

Вместе с тем, министр подчеркнул, что из всех перечисленных приоритетных задач развитие инфраструктуры является главным условием устойчивого развития макрорегиона, без которого невозможно реализовать три другие задачи. Поэтому неудивительно, что первые проекты, которые планируется включить в ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, касаются именно этой сферы экономики.

Всего, по информации министра экономического развития, в рамках ФЦП планируется реализовать около пяти системообразующих проектов по снятию инфраструктурных ограничений и созданию инфраструктурного задела, прежде всего, в транспортном комплексе и энергетике.

Первый ключевой проект будущей программы - это реконструкция и повышение пропускной способности БАМа и Транссиба. Его реализация позволит разблокировать освоение практически всех сырьевых запасов Дальнего Востока и Байкальского региона.

"В рамках проекта предполагается обеспечить пропуск грузопотоков к 2015 году до 38 млн тонн в год и к 2020 году – до 54 млн тонн в год против сегодняшних 16 млн тонн, то есть практически уже через три года предполагается удвоение провозной способности. При этом протяженность участков БАМа с дефицитом пропускной способности уже к 2015 году составит около 4 тыс. км, а к 2020 году – 4,3 тыс. км", - сказал Белоусов.

По его данным, общий объем финансирования для реализации этого проекта составит в 2013–2017 годах 980 млрд рублей, из которых 260 млрд рублей - прямое бюджетное финансирование.

Второй ключевой проект будущей федеральной программы - это развитие региональной авиации. Цель проекта – улучшить транспортную доступность дальневосточного рынка, повысить мобильность населения, без чего экономическое развитие макрорегиона практически невозможно. В рамках проекта предполагается реконструировать аэропорты в Улан-Удэ и Петропавловске-Камчатском, а также модернизировать 61 аэропорт в Якутии, Бурятии, Камчатском крае, Чукотском автономном округе, Амурской и Иркутской областях, Хабаровском, Приморском и Забайкальском краях.

"На эти цели из федерального бюджета планируется направить суммарно 101 млрд рублей", - уточнил Белоусов.

Третий проект связан с развитием сети автомобильных дорог. В рамках данного проекта предполагается реконструировать автомобильные дороги "Владивосток – Находка", "Хабаровск – Владивосток", "Братск – город Мирный", подъезды от населенных пунктов Амурской области и Забайкальского края к автодороге "Чита – Хабаровск".

"Общая потребность финансирования этих проектов за счет средств федерального бюджета составит порядка 60 млрд рублей", - сообщил министр.

Четвертый проект касается развития портовой инфраструктуры. В рамках проекта планируется реконструировать объекты федеральной собственности в портах Магадан и Певек, построить новый специализированный порт на дальневосточном побережье для малых и средних угледобывающих предприятий, а также продолжить развитие промышленно-транспортного узла "Ванино – Советская Гавань" в Хабаровском крае. На эти цели потребуется около 25 млрд рублей.

Последний, пятый проект данной федеральной целевой программы предполагает развитие электроэнергетического комплекса в регионах. Прежде всего, речь идет об объектах ТЭЦ в городе Советская Гавань, Сахалинской ГРЭС-2, Якутской ГРЭС-2, Благовещенской ТЭЦ.

"Строительство этих объектов будет осуществляться за счет средств в размере 50 млрд рублей, выделенных акционерному обществу "РусГидро" в рамках исполнения указа президента Российской Федерации от 22 ноября прошлого года", - пояснил глава Минэкономразвития.

Что касается основной программы, то, по словам Белоусова, она предусматривает строительство и реконструкцию 12 объектов локальной генерации в Сахалинской области, Хабаровском крае, в Якутии, Чукотском автономном округе и Забайкальском крае.

Обозреватель Наталья Пономарева