Interfax-Russia.ru — Пункт пропуска на границе РФ и КНР "Нижнеленинское-Тунцзян" могут открыть уже в ноябре. Решение за китайской стороной.
Власти России и Китая ведут переговоры по открытию пункта нового пропуска "Нижнеленинское-Тунцзян" в ноябре, сообщил глава Минтранса РФ Виталий Савельев.
"(…) Отдельно хотел бы отметить открытие железнодорожного пункта пропуска Нижнеленинское и железнодорожного мостового перехода через реку Амур, которые позволят увеличить грузооборот между Россией и Китаем более чем на 5 млн тонн в год. В настоящий момент ведем переговоры с китайской стороной по открытию движения на данном участке в ноябре текущего года", — сказал он.
По словам министра, российская сторона завершила все приготовления к открытию пункта пропуска еще в августе.
"Мы ждем решения китайской стороны", — подчеркнул Савельев.
Чиновник напомнил, что протяженность российско-китайской границы составляет 4 тыс. 200 км, при этом на ней оборудовано всего 28 пунктов пропуска.
"За 2022 год возобновили движение в шести смешанных пунктах пропуска и одном речном, ранее закрытых китайской стороной из-за "ковидных" ограничений", — добавил глава Минтранса.
Также открытия пункта пропуска "Нижнеленинское-Тунцзян" ждут в РЖД.
"(…) Мы тоже рассчитываем, что в ближайшее время этот пункт пропуска железнодорожный, абсолютно новый мост заработает, мы готовы. Китайские коллеги проводят последние приготовления, он заработает", — сообщал глава РЖД Олег Белозеров.
Он также считает, что на границе РФ и Китая необходимо больше пунктов пропуска.
"Это один из основных элементов, сдерживающих сейчас наши двусторонние связи", — отметил Белозеров.
Так, по его словам, в 2021 году российско-китайский товарооборот по железной дороге вырос на 35%, превысив 8,5 трлн рублей, или 970 млрд юаней.
"По этому (2022 – ИФ) году (…), с нашей точки зрения мы видим все предпосылки и создадим все условия, показатель (объем товарооборота — ИФ) достигнет 12 трлн руб. или 1 трлн 380 млрд юаней", — сообщил топ-менеджер.
Строительство российской части железнодорожного перехода через Амур в районе села Нижнеленинское (Россия, Еврейская автономная область (ЕАО)) и города Тунцзян (КНР, провинция Хэйлунцзян) было завершено 27 апреля 2022 года. Стоимость проекта — более 9 млрд рублей.
Строился железнодорожный мост с 2008 года с двух сторон. В марте 2019 года специалисты соединили его пролеты. Длина моста составляет 2 тыс. 209 метров, 309 из них приходится на сторону РФ. Общая длина российской части моста с подходами составляет 5 тыс. 272 м (длина железнодорожных подходов — 4 тыс. 963 м). Сооружение стоит на 21 опоре и имеет два судоходных пролета. Он рассчитан на поочередный пропуск поездов по железнодорожному пути с колеей двух стандартов: шириной 1 тыс. 520 мм для российского подвижного состава и 1 тыс. 435 мм для китайского.
Помимо сооружения самого моста и подъездных путей проект предусматривает строительство новой железнодорожной станции "Михайло-Семеновская" ("Ленинск-2") и железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска "Нижнеленинское", а также реконструкцию действующей железнодорожной станции "Ленинск-1". Специалисты уже построили данный пункт пропуска и реконструировали "Ленинск-1". Китайская сторона же сообщала, что строит дезинфекционное сооружение.
По новому железнодорожному мосту через Амур планируется экспортировать в КНР железную руду, минеральные удобрения, уголь и продукцию лесопереработки. По оценкам специалистов, грузооборот после ввода всех объектов составит до 20-24 млн тонн в год в обе стороны. Также мост позволит сократить путь продукции дальневосточных предприятий до потребителей в КНР и Юго-Восточной Азии на 700 км.
Замминистра транспорта РФ Валентин Иванов, выступая 7 октября на форуме "Угольная промышленность: новые реалии" в Кемерово, сообщал, что запустить движение по мосту планируется в октябре, однако, несмотря на то, что объект уже введен в эксплуатацию, этого так и не произошло.
В середине октября губернатор ЕАО Ростислав Гольдштейн пояснил, что мост "Нижнеленинское-Тунцзян" технически готов, однако существующие пункты пропуска на российской стороне пока обеспечивают потенциальную возможность только экспорта грузов из России, импорт по-прежнему невозможен.
"До настоящего времени на железнодорожной станции "Ленинск-2" в пункте пропуска "Нижнеленинское" отсутствует инфраструктура для приемки и оформления широкой номенклатуры экспортных и импортных грузов. Инфраструктура, которая здесь сегодня существует, позволяет досматривать только насыпные грузы на экспорт. Прием импортных грузов в настоящее время невозможен. Необходимо принять исчерпывающие меры для создания транспортной инфраструктуры для досмотра и обработки широкой номенклатуры грузов", — сказал глава региона.
Гольдштейн напомнил, что с 2016 года вице-премьер-полпред президента в ДФО Юрий Трутнев дал Минтрансу РФ 6 поручений по решению этой проблемы, но ни одно из них так и не было выполнено. Затем, в 2021 году полпред предлагал забрать право строительства соответствующего транспортно-логистического центра у подрядчика — ООО "Гарант", но и это сделано не было.
Кстати, у "Гаранта" недавно сменился собственник — теперь компания принадлежит ООО "Запсибспецсервис". По данным ЕГРЮЛ, владелец данного общества — ОАО "Запсибгазпром"; согласно списку аффилированных лиц уже этой компании на 30 июня 2022 года, ее основной владелец (77,866% УК) — ИФК "Метрополь", принадлежащая, по данным ЕГРЮЛ, Михаилу Слипенчуку.
"Мы стали собственниками ООО "Гарант" совсем недавно, это произошло буквально на прошлой неделе. Мы заключили непосредственно все договоры, подписали все документы. Отсыпано порядка 25% на объекте, мы, зная и понимая это, заключили договоры с крупным подрядчиком — "Запсибгазпром", и мы в ближайшее время, буквально в течение месяца, будем готовы выходить на отсыпку", — сообщил в ходе совещания советник председателя "Запсибспецсервиса" по стратегическому развитию Рустем Шиянов.
По его словам, целевые показатели строительства логоцентра остаются прежними (мощность 5,6 млн тонн в год), однако меняются приоритеты: первой будет запущена перевалка контейнеров.
"Развивать будем в три этапа. Первый предусматривает перевалку 1,2 млн тонн грузов. Если раньше были контейнеры, крупный негабаритный груз и металлопрокат, то сегодня мы говорим только о контейнерах. Потому что мы это можем запустить быстро. Если говорить о сроках, то через год с момента начала отсыпки мы уже заработаем по перевалке контейнеров", — сказал Шиянов, добавив, что уже подписан договор с FESCO о перевалке 150 тыс. TEU в год через логистический центр.
При этом он попросил Трутнева содействовать в работе с РЖД по продлению технических условий, которые просрочены на год. Без продления этого документа перевалка невозможна.
Еще одной проблемой, которая, по словам Гольдштейна, мешает запуску моста "Нижнеленинское-Тунцзян", является пропускная способность существующей ж/д ветки "Биробиджан - Нижнеленинское-1". Она ограничена 9 млн тонн.
"До 2030 года (запланировано увеличение грузооборота на мосту — ИФ) до более 20 млн тонн, и необходимо, на мой взгляд, уже сейчас принимать меры по скорейшему выведению на полную мощность (…) Если посмотреть только наш Кимкано-Сунтарский ГОК, это сразу от объема 6 млн тонн. И те запросы, которые сегодня делают по перевозке контейнеров, они огромны. FESCO запрашивает 140 тыс. контейнеров, "Трансконтейнер" — 320 тыс.", — сказал Гольдштейн.
По словам губернатора, при дефиците пропускной способности железнодорожной ветки везти грузы придется по региональной автомобильной дороге Биробиджан-Унгун-Ленинское (ранее Трутнев давал поручения Минтрансу о принятии этой автотрассы в федеральную собственность или выделении средств на ее восстановление, однако пока решения не было).
Присутствовавший на совещании заместитель министра транспорта Валентин Иванов уточнил, что начальная заявка на пропускную способность линии "Биробиджан - Нижнеленинское-1" составляла 10,6 млн тонн. Если необходимо ее увеличение, то следует подать соответствующую новую заявку.
"Если мы видим, что в перспективе этот грузооборот будет больше, то соответствующим образом также заявку нужно получить, вместе с РЖД отработаем, посмотрим, какие мероприятия нужно будет делать. Для этого, прежде всего, надо определить, какая номенклатура грузов будет ехать. Исходя из этого, посмотрим, нужны ли будут какие-то мероприятия на этой железнодорожной нитке", — сказал замминистра.
Юрий Трутнев со своей стороны напомнил об общей загруженности Восточного полигона, сказав, что "надо найти правильные решения, все непросто". Он также отметил, что разбирать сложившуюся ситуацию в текущем формате "не очень продуктивно", поэтому для решения проблем будет создана рабочая группа, в которой также примет участие Генпрокуратура РФ.
"Мы создадим рабочую группу из представителей Минвостокразвития, региона, вас туда включим (Минтранс России — ИФ), и попросим поучаствовать в этой работе Генпрокуратуру РФ", — сказал Трутнев.
Он отметил, что в настоящее время Россия находится в достаточно сложном положении, поэтому оценивать работу чиновников необходимо со всей серьезностью.
"Поэтому если сегодня бездействие чиновника наносит ущерб государству, если мост построен, а железнодорожный пункт пропуска не пропускает необходимую номенклатуру грузов, то наносится ущерб государству. И если это есть, то будете отвечать перед правоохранительными органами", — резюмировал полпред президента в ДФО.