Interfax-Russia.ru - Суд приговорил к 4 годам колонии майора Матвеева – автора видеоролика о нарушениях в воинских частях Приморья. Офицер-правдоруб признан виновным в избиении сослуживцев.
Приговор майору Игорю Матвееву вынес Владивостокский гарнизонный военный суд. Офицера взяли под стражу прямо в зале судебных заседаний. Согласно приговору, майору предстоит провести 4 года в колонии общего режима.
Суд признал Матвеева виновным по п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). Одновременно со свободой офицер лишился звания майора и права занимать государственные должности в течение трех лет.
Суд установил, что в феврале 2011 года майор, будучи начальником службы войск и безопасности военной службы штаба одной из военных частей Владивостока, избил своего подчиненного - прапорщика Павла Луканина. Он приказал ему принять "упор лежа", а потом ударил ногой. Позже в этот же день на КПП он якобы отвесил затрещину еще одному подчиненному - сержанту Сергею Чернакову.
Ко всему прочему Игорю Матвееву придется выплатить Чернакову и Луканину компенсации морального вреда - 10 и 15 тыс. рублей соответственно.
Напомним, что майор Внутренних войск Игорь Матвеев стал известным после того, как в мае нынешнего года выложил на YouTube видеообращение к президенту России, в котором просил остановить "беспредел", творящийся в армии. Он, в частности, утверждал, будто в воинских частях под Владивостоком живут гастарбайтеры из Китая, а солдатам под видом тушенки дают корм для собак.
Откровения майора вызвали серьезный резонанс – столь нелицеприятные подробности армейских будней шокировали общественность. В упомянутых им частях начались проверки. Как оказалось, Игорь Матвеев не лгал.
Так, в июне военная прокуратура Восточного военного округа подтвердила: в отдельном батальоне Внутренних войск Владивостока в марте-апреле действительно в течение двух недель жили строители из Китая.
"13 апреля 2011 г. иностранные граждане выдворены с территории воинской части, а командир соединения и два его заместителя привлечены к дисциплинарной ответственности. Командиру соединения, командиру воинской части, входящей в состав указанного соединения, в которых выявлены нарушения закона, объявлены предостережения о недопустимости их нарушения", - сообщила пресс-служба прокуратуры.
История с собачьими консервами также оказалось невыдуманной. Выяснилось, что начальник продовольственного склада попросту украл нормальную тушенку, которая предназначалась для солдат, и чтобы скрыть свое преступление, подменил ее кормом для четвероногих.
"Он похитил продовольствие на сумму свыше 1 млн рублей, в том числе консервы "Говядина в собственном соку". Чтобы скрыть недостачу продовольствия, прапорщик Вячеслав Герцог отпечатал 1,5 тыс. этикеток с надписью "Говядина тушеная", которые наклеил на банки с кормом для собак", - поясняется в пресс-релизе военной прокуратуры.
В правоохранительных органах, правда, заявили, что сомнительные консервы на солдатский стол попасть не успели.
По итогам проверки восемь должностных лиц привлекли к дисциплинарной ответственности, а похитивший тушенку прапорщик стал фигурантом уголовного дела.
Но борьба за правду оказалась делом небезопасным. По крайней мере, майору Матвееву она вышла боком. После обличительного заявления против него неожиданно ополчились сослуживцы. Сначала упомянутые им в обращении к президенту воинские части и лично командир одной из них полковник Валентин Султанбеков подали в суд иски о защите чести и достоинства, а потом Матвеев и вовсе стал обвиняемым по делу об избиении своих подчиненных.
Позже производства по всем трем гражданским искам к офицеру по разным причинам были прекращены. Иск воинской части, где служил майор, например, отклонил суд. Военная часть, дислоцированная в Чугуевке, та самая, где произошла история с подменой консервов, свой иск отозвала сама. А иск полковника Султанбекова не стали рассматривать из-за неявки истца на процесс. Но вот уголовное дело, где главным фигурантом оказался сам Игорь Матвеев, для него закончилось совсем неблагополучно – тюрьмой, лишением звания и денежным штрафом.
Впрочем, свою вину теперь уже бывший майор на суде так и не признал. Словно подтверждая уже прочно закрепившуюся за ним репутацию борца за правду, он заявил, что продолжит сражаться за справедливость и после того, как выйдет на свободу.
"Я долго думал, какой наглости надо было набраться лжепотерпевшим и командованию Внутренних войск, чтобы вменить мне события, которые никогда не имели место. Превышения должностных полномочий с применением физического насилия с моей стороны не было", - сказал он в своем последнем слове. - Есть свидетели, которые могли бы дать правдивые показания в суде, но они сейчас служат. И я обещал их не вмешивать. Придет время, они уволятся и тогда смогут рассказать правду".
"Я знаю, что признание смягчило бы вину, и я сам бы ушел из армии, получил бы квартиру и хорошую пенсию. Но я этого не делал", - подчеркнул Игорь Матвеев.
Он напомнил, что 17 лет носит погоны, а требование обвинения лишить его звания "майор" внесено лишь для того, чтобы "посильнее уколоть".
"Свое звание "майор" я подтвердил на войне. При этом никогда не гонялся за орденами и медалями. Я никогда не буду считать себя бывшим майором", - заявил он.
Между тем, у майора еще остается шанс избежать наказания - он может использовать свое законное право на обжалование приговора. Его адвокат Маргарита Люденко уверена: шансы выиграть дело, если удастся добиться его повторного рассмотрения, есть.
"Сегодня мы напишем предварительную жалобу, утверждение суда о виновности Матвеева не соответствует действительности", - сообщила она журналистам, добавив, что в ходе процесса было допущено огромное количество процессуальных нарушений. Нельзя не признать, что приговор, который Владивостокский гарнизонный суд вынес офицеру, рассказавшему правду об армейских порядках, а точнее сказать, беспорядках, довольно суров. Он фактически полностью удовлетворил требования гособвинителя. С той лишь разницей, что сторона обвинения просила посадить Матвеева не ровно на четыре года, а на четыре года и три месяца. И право майора занимать госдолжности она предлагала ограничить не на три, а на два года.
Хотя, возможно, большую роль сыграла отрицательная характеристика, которую дали обвиняемому на службе. Кроме того, как выяснилось, у него уже есть две судимости, одна из которых до сих пор не погашена. В 2004 году его судили за угрозу убийством, а в 2008 году – за оскорбление начальника.
Сам майор утверждает, что пострадал за правду – якобы дело против него сфабриковали специально, чтобы наказать за то, что он всей стране открыл скандальные, "неудобные" факты. Как бы то ни было, скорее всего, в его истории пока рано ставить точку. "Прославив" на всю страну своих нечистых на руку сослуживцев, Игорь Матвеев продемонстрировал, что умеет добиваться своего. Так что, не исключено, что его попытка обжаловать приговор все же увенчается успехом.
Обозреватель Вера Широкова