Interfax-Russia.ru – Особую экономическую зону создадут на Курильских островах. С помощью ОЭЗ российские власти намерены развивать эти территории и подчеркнуть их принадлежность к РФ.
Закон принят
Госдума РФ приняла в третьем чтении закон о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) на Курильских островах.
Соответствующий законопроект (N1148254-7) правительство внесло в Госдуму 22 февраля. В рамках первого чтения документ упрощал работу свободной таможенной зоны в рамках ОЭЗ, в том числе, и в Магаданской области.
27 февраля комитет Госдумы по бюджету рекомендовал принять законопроект во втором чтении с рядом поправок. Их на заседании представил директор департамента таможенной политики Минфина РФ Никита Золкин. Он отметил, что документ предлагает распространить на участника особой экономической зоны на Курилах те же таможенные упрощения, которые действуют в территориальной ОЭЗ в Магадане.
"Это большой блок поправок по Курилам, они вносятся в закон об ОЭЗ в Магадане. Почему туда вносятся, почему это не отдельный закон новый делается? Потому что в соответствии с правом ЕАЭС (Евразийского экономического союза - ИФ) территориальных зон (созданных на основе отдельных законов - ИФ) может существовать только три штуки, соответственно, это - Крым, Магадан и Калининград, они уже определены, поэтому здесь мы были вынуждены присоединить Курилы к Магадану, чтобы они получили весь спектр послаблений таможенных, который предусмотрен для территориальных зон", - пояснил представитель Минфина суть поправок.
В принятом законе речь идет о создании особой экономической зоны и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области. Предполагается, что ОЭЗ на Курилах будет функционировать до 31 декабря 2046 года.
"Вводится новое понятие участника. То есть это не резидент в привычном понимании, то есть то, что он должен получать какие-то разрешительные документы. Тут, по сути, он реализует право на освобождение от налога на прибыль, дополнительно получает льготы по таможенному оформлению товаров и применению процедуры свободной таможенной зоны", - объяснил Золкин.
Принятый закон также уточняет использование пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов на территории Калининградской области.
Закон вступит в силу через 30 дней после официального опубликования.
Ранее президент РФ Владимир Путин сообщал о введении на Курильских островах преференциального налогового режима сроком на 10 лет. Такое заявление глава государства сделал на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в сентябре 2021 года. В частности, президент пообещал освободить компании, реализующие свои проекты на Курилах, от уплаты ключевых налогов: на прибыль, на имущество, земельного и транспортного налога, а также распространить на всей территории островов режим свободной таможенной зоны. Так, по его словам, инвесторам будет проще и удобнее ввозить товары, оборудование и вывозить готовую продукцию. При этом президент РФ подчеркнул, что воспользоваться налоговыми, таможенными и административными преимуществами смогут не только отечественные компании, но и иностранные инвесторы.
Вместе с тем, отметил Путин, преференциальный режим не будет распространяться на работу посредников, производство подакцизных товаров, добычу и переработку углеводородов, а также вылов ценных водных биоресурсов.
Как рассказывал в интервью ГТРК "Владивосток" полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев, через введение преференциального режима правительство хочет "освоить" Курильские острова за пять лет.
Также в 2021 году встал вопрос о создании на южных островах Курильской гряды особой экономической зоны, причем международной: поучаствовать в проекте российские власти тогда предлагали Японии. Однако на переговорах с главой МИД РФ Сергеем Лавровым теперь уже бывший министр иностранных дел Японии Тосимицу Мотеги (занимал пост до ноября 2021 года) сообщил, что в Токио не могут принять такое предложение, поскольку такая схема предполагает применение на островах российских законов. Говоря о реализации совместных проектов на островах, он отметил, что они "должны осуществляться без ущемления правовой позиции Японии".
В 2022 году правительство РФ на фоне ухудшения отношений с Японией из-за специальной военной операции России на Украине объявило о прекращении работы по налаживанию совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. Также РФ вышла из диалога с Японией по мирному договору. Помимо этого, как сообщил замглавы МИД РФ Андрей Руденко, актуальность в свете последних событий утратил проект российско-японской дорожной карты по активизации российско-японского торгово-инвестиционного сотрудничества. Этот документ должен был включать комплекс практических шагов и конкретных задач для правительств и деловых кругов двух стран.
Экспертное мнение
Ведущий научный сотрудник Центра японских исследований Института Китая и современной Азии Российской академии наук (ИКСА РАН), заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов считает, что власти РФ, создавая ОЭЗ на Курильских островах, преследуют сразу несколько целей.
"Во-первых, Курильские острова - это депрессивный район, требующий особого внимания, требующий развития, инвестиций; это район с особыми условиями - не только хозяйственными, но и жизни. Поэтому он сегодня пользуется особым приоритетом в экономической политике правительства. И объявление Курил особой экономической зоной в этом смысле является естественным шагом. (Власти хотят – ИФ) показать, что это не забытый богом край, а район, который является такой же территорией РФ, как и другие территории, и жители его не обделены вниманием государства", - сказал эксперт Interfax-Russia.ru.
Во-вторых, по его словам, создание особой экономической зоны позволит привлечь на острова иностранных инвесторов – прежде всего, из КНР и Южной Кореи, чьи проекты будут способствовать социально-экономическому развитию региона.
"Это также шаг, направленный на подтверждение статуса Курил как российских территорий, которые не являются какими-то спорными территориями и которые отвязаны от двухсторонней повестки с Японией", - добавил Стрельцов.
Эксперт уточнил, что в рамках ОЭЗ на Курилах могут быть реализованы проекты в сфере добычи и переработки рыбных ресурсов, сельского хозяйства, переработки мусора, туризма.
"Это все такой широкий комплекс мер, направленный на социальное освоение этого региона, создание здесь рабочих мест, повышение уровня жизни местного населения", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Вместе с тем, эксперт считает, что Японии скорее всего не понравится создание ОЭЗ на Курилах.
"Я думаю, что если будет реакция (интерес) со стороны Китая, Южной Кореи, третьих стран, то, конечно, японское правительство выразит свое неудовлетворение, потому что Южные Курилы являются объектом территориальных притязаний Японии, и появление там инвесторов из других стран, с точки зрения Японии, - это нарушение их суверенитета", - пояснил востоковед.
В настоящее время Япония претендует на четыре южных острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы же состоит в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними сомнению не подлежит. В Токио в свою очередь продолжают считать, что заключить мирный договор стороны смогут только после решения проблемы так называемых "северных территорий", которые, по мнению Японии, "находятся под оккупацией".
В свою очередь профессор Центра математических методов народнохозяйственного прогнозирования и программирования Передовой инженерной школы Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Института математики и компьютерных технологий (ИМКТ) вуза Александр Абрамов считает, что закон об ОЭЗ направлен прежде всего на решение проблемы потери населения Курил.
"В постсоветское время Курилы потеряли больше 25% своих постоянных жителей. Сейчас гражданское население островов стабилизировалось, и сегодня колеблется между 19 тыс. и 21 тыс. человек. В зависимости от ситуации на рынках и спроса на рабочие руки год от года оно то немного падает, то растет, но молодежь все равно уезжает", - сообщил Абрамов Interfax-Russia.ru.
Вторая проблема, как отметил профессор, - это "хроническое недофинансирование" программ развития Курил.
"В 1994-2005 годы первая федеральная целевая программа развития островов была профинансирована только на 18%. Согласно третьей программе, принятой в 2015 году и рассчитанной до 2025 года, в развитие островов ежегодно "вливается" уже 3,9 - 9,2 млрд руб., что значительно больше, чем в 90-х годах", - рассказал специалист.
Благодаря этим средствам, по его словам, была модернизирована энергетика, порты и аэропорты Курил, улучшено сообщение с Сахалином и материком.
"А в 2017 году на Курилах была учреждена территория опережающего развития, дающая инвесторам большие налоговые льготы. Крупнейшая из строек, которые уже начались, - модернизация рыбокомбината "Островной" на Шикотане", - уточнил Абрамов.
Действующая же программа социально-экономического развития этих территорий завязана уже на новую модель экономики Курил, которая подразумевает переход от компенсационной модели к модели опережающего роста. В рамках этой модели и принят новый закон об ОЭЗ Курил, отметил эксперт.
Кроме того, по его словам, население островов до последнего времени ощущало некоторую "двойственность" в позиции России по Курилам, но после принятия в июле 2020 года поправок к Конституции, в которых есть положение о нерушимости границ, она ушла.
"Еще одной важнейшей проблемой является введение санкций недружественными государствами в отношении России в целом и Курильских островов, в частности, а также развивающийся мировой экономический кризис, которые оказывают отрицательной воздействие на экономику Курил. Такова новая реальность, которую необходимо учитывать. Создание на Курилах ОЭЗ, надеюсь, шаг в этом направлении", - добавил Абрамов.
Вместе с тем, как полагает эксперт, привлечение прямых зарубежных инвестиций в развитие Курил в связи с новым законом об ОЭЗ вряд ли возможно в ближайшем будущем.
"Мировая экономическая система в данным момент находится в состоянии реформирования: формируется новый экономический уклад, изменяются границы технологических зон, формируются новые валютные зоны. Поэтому в краткосрочной перспективе вряд ли прямые зарубежные инвестиции появятся. Впрочем, они не очень и нужны, скорее нужна новая отечественная кредитно-денежная, тарифная, бюджетная политика, направленная на развитие Курил, тогда появятся российские прямые инвестиции, которые и обеспечат здесь реализацию новой экономической модели, направленной на самообеспечивающий экономический рост этой территории", - заключил Абрамов.