Interfax-Russia.ru - Жвачку с опасными заданиями изымают из продажи сразу в нескольких регионах РФ. В Приморье по факту распространения такой продукции начали доследственную проверку.
В марте на прилавках российских магазинов появилась очень странная жевательная резинка. На обратной стороне ее упаковки производитель предлагает сыграть в игру "Five. правда или действие", в которой призывает, в частности, сделать селфи в экстремальных условиях и тем самым "бросить вызов своим друзьям в социальных сетях".
Одними из первых тревогу забили жители Краснодарского края. Опасаясь за жизнь и здоровье своих детей, они обратились к местным властям с просьбой немедленно изъять из продажи сомнительную продукцию. Теперь департамент потребительской сферы края совместно с правоохранительными органами выявляет такую жвачку во всех торговых точках и оптовых складах региона.
"Проявите свою гражданскую позицию. Если у вас есть такой товар на прилавках, убирайте его незамедлительно. Мы не имеем права рисковать нашими детьми. Если есть даже малейший намек на опасный контекст, эту жвачку нужно снимать с продажи", - обратился к руководителям торговых сетей вице-губернатор края Юрий Гриценко.
Затем сообщения о коварной жвачке, призывающей сыграть в опасную игру, начали поступать из Оренбургской области. В настоящее время правоохранители в рамках рейдов по торговым точкам региона изымают из продажи сомнительную продукцию.
"Проведены начальные мероприятия: в магазинах изъято свыше 80 образцов жвачек. Предстоит дать процессуальную оценку деятельности распространителей таких товаров. Решения о мере наказания в отношении производителей товара и продавцов будут приняты позднее. Параллельно с этим правоохранители блокируют аналогичные запрещенные материалы в сети Интернет", - сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье" в прокуратуре области.
Примерно в это же время жевательная резинка со странными заданиями появилась на прилавках магазинов в Сахалинской области.
"Под ее упаковкой жвачки содержатся, к примеру, такие задания, так улыбнуться незнакомцу или же забраться на самую высокую точку в общественном месте и сделать селфи. Детям и подросткам, а именно они являются основными потребителями такой продукции, также предлагается задуматься о том, что нужно обязательно сделать перед смертью", - уточнили в пресс-службе правительства региона.
В общей сложности, по информации областного министерства торговли и продовольствия, в регион поступило 92 ящика жевательной резинки "Five. Правда или действие" (или почти 16,6 тыс. пачек). Производитель резинки - компания Wrigley (входит в Mars Inc.) - уже изымает из продажи партию своей продукции с неоднозначной промоакцией. В настоящее время на опечатанном складе официального дистрибьютора в Сахалинской области находятся почти 15,4 тыс. пачек резинки.
"Всего в регионе реализовано населению или находится где-то в продаже 1 тыс. 171 пачка. Налажено оповещение всех торгующих организаций о том, куда они могут обратиться, чтобы вернуть жевательную резинку. Взамен они получат деньги или другой качественный товар", - сообщает пресс-служба областного правительства.
Также поиски сомнительной жвачки ведет и региональная полиция. Правоохранители к настоящему времени проверили более 160 торговых точек области, изъяли из оборота 84 упаковки, в которых находятся 1,5 тыс. блоков данной жевательной резинки.
Кроме того, как выяснилось, жевательную резинку "Five. правда или действие" продавали и в нескольких магазинах Астрахани. В настоящее время жвачка изъята.
"Жвачки были приобретены предпринимателями в оптовом магазине, где продукция уже снята с продажи. По данному факту полицией проводится проверка", - сообщила пресс-служба УМВД по Астраханской области.
Между тем, опасная жвачка также успела попасть на прилавки и некоторых приморских магазинов. К настоящему времени полицейские проверили в регионе 156 торговых павильонов, и в 10 из них обнаружили эту опасную продукцию. Поиск жвачки продолжается, почти 2,5 тыс. предприятий региона получили рекомендации незамедлительно приостановить реализацию данного товара.
"Люди, которые пытаются подстегнуть наших детей к опасным поступкам, становятся все более изобретательными. Призывы к суициду можно встретить уже не только в интернете, но и на упаковках популярных у детей товаров - сегодня это жевательная резинка, а завтра может быть что-то другое. Этот вопрос затрагивает каждого из нас не как представителя государственной структуры, а как родителя - у меня у самого трое детей. В таких нестандартных ситуациях мы должны действовать очень быстро и слаженно. Работа с предприятиями торговли должна быть продолжена до полного прекращения реализации опасного продукта", - заявил вице-губернатор Приморья Денис Бочкарев.
Вместе с тем, подозрительной жевательной резинкой заинтересовались и в региональном следственном управлении СК России. По факту ее реализации проводится доследственная проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение.
"Ситуация с этими жвачками, я считаю, более чем серьезная. Психика ведь вещь индивидуальная. Один ребенок не побежит выполнять эти задания, а другой побежит. Такие технологии воздействия (как в случае с этой жвачкой) рассчитаны как раз на самый сложный подростковый возраст 12-14 лет. У ребенка в это время идут бурные процессы формирования идентичности, когда он психологически от родителей оторвался, а другую идентичность пока не сформировал. Любое побуждение к насилию или агрессии в этом возрасте – очень большая угроза", - сообщила Interfax-Russia.ru доцент кафедры психологии развития и консультирования Института педагогики, психологии и социологии (ИППС) Сибирского федерального университета (СФУ), директор университетской психолого-педагогической клиники Екатерина Потапова.
По ее словам, в 2017 год количество детских суицидов в России увеличилось на 57%.
"Проблема в том, что государственные структуры, задействованные сегодня в образовании и становлении наших детей, "не попадают в возраст" – иными словами, там, в рамках этих структур, с подростком не разговаривают на его языке, не предлагают ему хорошие, интересные формы взаимодействия, которые бы могли вовлечь его в какие-то позитивные процессы. А вот все эти жвачки с заданиями, "синие киты" (название "групп смерти" в социальной сети ВКонтакте - ИФ) как раз адаптированы под ребенка такого возраста. Они не говорят ему "делай так и не делай вот так, и будет такой-то результат", а, напротив, подстегивают его любопытство, поэтому дети и попадают в эту ловушку", - пояснила специалист.
При этом, как отметила Потапова, на такие опасные игры одинаково легко могут "подсаживаться" дети как из благополучных, так и не благополучных семей.
"Сценарии формирования идентичности могут быть очень разными. Да, могут и кризисными быть ситуации, но это не значит, что у ребенка плохие родители, или он сам какой-то плохой. Это просто такая особенность возраста. Плюс у детей в это время еще достаточно романтические представления о жизни и смерти, а если еще добавить к этому тот факт, что ребенок хочет самоутвердиться, показать другим, какой он крутой… И вот этим всем злоумышленники очень грамотно пользуются", - сказала психолог.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook