Interfax-Russia.ru - Администрация президента РФ одобрила концепцию закона о свободном порте Владивостока.
Государственно-правовое управление президента РФ одобрило концепцию закона о свободном порте Владивостока.
"По мнению управления, закон должен быть принят в том виде, в котором есть сейчас. Есть ряд замечаний не концептуального характера, это нормально для законотворческого процесса, и мы обязательно учтем и отработаем все детали", - сообщил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
В том, что документ уже практически готов к реализации, уверен и губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, ведь, по его словам, при составлении законопроекта учитывалось мнение всех заинтересованных сторон. Прежде всего, бизнесменов, представителей Общероссийского народного фронта (ОНФ), а также глав администраций тех муниципалитетов, которые как раз и войдут в зону свободного порта.
"Возможно, его правоприменение выявит какие-то противорчения, но мы в дальнейшем сможем их устранять – вносить изменения в закон уже по мере его реализации. Плохое администрирование законов создает риски для бизнеса, вызывает вопросы у правоохранительных органов. На мой взгляд, нам удалось преодолеть эти противоречия и создать понятный для всех документ", - отметил глава региона.
Идея предоставить столице Приморья статус свободного порта была впервые озвучена президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года. Ранее на подобные преференции могли рассчитывать лишь несколько портов Крыма и Севастополь.
"Фактически свободный порт во Владивостоке будет следующим уровнем такого института, как территории опережающего развития (ТОР)", - позднее пояснил журналистам Александр Галушка.
При этом, как отметил министр, помимо самого Владивостока статус свободного порта могут также получить Артемовский городской округ, Надеждинский, Шкотовский, Партизанский, Хасанский и Пограничный районы края (всего 13 муниципалитетов), на территории которых, как и в столице Приморья, будет создана особая система налогообложения и таможенного контроля, а также введен специальный безвизовый режим на срок до 70 лет.
Что касается резидентов новой экономической зоны, то ими, как отметили в Минвостокразвития, могут стать не только морские порты, но и другие компании, работающие в отраслях производства, переработки, транспорта, логистики и туризма, зарегистрированные на территории свободного порта и не имеющие филиалов и представительств за его пределами. Управлять же свободным портом будет специально созданный наблюдательный совет.
"Президент России Владимир Путин обратил особое внимание на то, что закон должен быть принят в весеннюю сессию Государственной Думы РФ", - отметил Александр Галушка.
Пока же, по его словам, законопроект проходит фазу согласования с федеральными органами исполнительной власти. На рассмотрение правительства он поступит до конца апреля. Местные власти в свою очередь надеются, что документ не отправят на доработку, что позволит им презентовать новые возможности своего региона уже в ходе Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке 12-15 августа.
"Мы являемся воротами для входа товаров на территорию Российской Федерации, транзитными воротами для поставки грузов в северо-восточные провинции Китая. Логистика и транспорт имеют очень важное значение для развитий экономики Приморья, Дальнего Востока и всей России", - отметил Владимир Миклушевский.
Также важность закона о свободном порте Владивостока для региона уже отметили и в научном сообществе Приморья.
"Свободный порт должен обеспечить создание на юге Приморья центра международного сотрудничества, производства, торговли и транспорта. Создание такого центра станет новой точкой связи между нашей трансазиатской сетью, сетями АТР и Северной и Южной Америки и, таким образом, обеспечит связность всей сети Дальнего Востока", - сказал ректор Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Сергей Иванец.
Такого же мнения придерживается и руководитель Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) Геннадий Лазарев.
"Одним из условий развития страны должно быть наличие сильных территорий в регионах. Приморский край - это уникальная площадка для России, благодаря которой на Дальний Восток должны идти инвестиционные ресурсы. Для этого нужно придать особый статус Владивостоку, так как это единственная территория, которая расположена в южной части Приморья - центре АТР. Однако денег на развитие у нас нет. В связи с этим возникает закономерный вопрос – где же их взять? Эту задачу и может решить порто-франко", - сообщил ученый Interfax-Russia.ru.
В тоже время, как отметил эксперт, идея превратить Владивосток и его окрестности в некое подобие особой экономической зоны сама по себе не нова. Так, в частности, как рассказал Лазарев, в городе уже существовал свободный порт, что самым положительным образом сказалось на его экономике.
"В конце XIX и начала XX века у Владивостока уже был статус открытого порта, и за эти 40 лет наш город исключительно сильно развился. Так здесь не надо оригинальничать, а стоит обратить внимание на собственную историю и перенять передовой мировой опыт", - сказал ректор.
При этом ученый обратил внимание и на то, что в нынешних экономических условиях данный закон приобретает совершенно особое значение.
"Хотелось бы отметить, что порто-франко - это не только налоговые, но и таможенные, и административные преференции. Сейчас, в условиях, когда рейтинг страны "мусорный", и в отношении России введены санкции, развивать нашу территорию будет невероятно сложно. В проекте присвоения Владивостоку статуса свободного порта мы должны прописать такие условия, чтобы инвесторы предпочли вести бизнес у нас, чем где-то в другом месте", - подчеркнул руководитель Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Как сообщалось, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, подтверждающее международный статус российских морских портов. Всего в списке значится более 50 объектов, 20 из которых находится на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО).
Среди них шесть портов Сахалинской области (Александровск-Сахалинский, Корсаков, Невельск, Поронайск, Холмск и Шахтерск); пять - Хабаровского края (Ванино, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань, Охотск); пять – Приморья (Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка и Посьет); два – Чукотки (Анадырь и Провидения); а также порты Магадан и Петропавловск-Камчатский.
"Документ фактически полностью легализует, дает ясный юридический статус всем нескольким десяткам российским морским портам, в том числе и крымским портам. Они теперь в полноценном режиме открыты для захода иностранных морских судов", - пояснил тогда решение премьер-министра полпред президента в ДФО Юрий Трутнев.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"