Очистят для туристов

Interfax-Russia.ru - Экологи Восточного военного округа отправятся в экспедицию на Шантарские острова. Их планируют очистить от мусора, чтобы затем развивать там туризм.

Очистят для туристов
© РИА Новости. Алексанлр Лыскин

Экологи и ученые Восточного военного округа (ВВО) в конце июля отправятся в экспедицию на острова Шантарского архипелага (Хабаровский край).

"Участники экспедиции - специалисты экологической службы штаба материально-технического обеспечения и регионального экологического центра Восточного военного округа совместно с представителями заповедника "Шантарский" - посетят четыре острова: Большой Шантар, Малый Шантар, остров Прокофьева и остров Сахарная Голова. Там в течение десяти дней они проведут оценку состояния зданий, объема работ по очистке территории островов от металлолома, а также осуществят отбор проб грунта и воды", - сообщили в пресс-службе ВВО.

К местам назначения экологов доставит гидрографическое судно Тихоокеанского флота (ТОФ).

Шантарский архипелаг включает в себя 15 островов. Все они были открыты в 1718-1719 годах в ходе экспедиции полковника Якова Ельчина. Затем на протяжении почти двух сотен лет никто особого интереса к островам не проявлял.

В XIX веке американцы случайно обнаружили, что в этой части Охотского моря обитает много китов, белух и сивучей. Охота на них китобоев всех стран продолжалась вплоть до начала XX века. Россияне в те годы даже построили на Большом Шантаре завод по переработке китового жира. Когда киты закончились, СССР организовало на острове филиал колхоза, который из-за своей удаленности от "Большой земли" оказался убыточным и вскоре был ликвидирован. После этого здесь появились метеостанция и военная часть. Солдаты построили на острове казармы и установили большой локатор для обнаружения самолетов вероятного противника. Но в начале 1990-х годов содержать военных властям страны стало накладно: в итоге солдат и часть техники вывезли, остальное просто бросили на острове.

В 1999 году Шантарские острова вошли в состав одноименного государственного заказника, который спустя 14 лет был реорганизован в Национальный парк "Шантарские острова". Общая площадь парка вместе с прилегающей к нему акваторией Охотского моря составила более 515 тыс. гектаров. Территориально острова относятся к Хабаровскому краю и приравнены к районам Крайнего Севера.

Туристическое освоение Шантар началось в 2002 году, когда группа активистов из Хабаровска впервые обошла архипелаг на небольшом парусном тримаране и успешно завершила путешествие на материке. Участники экспедиции прошли 750 км на веслах и под парусом, преодолевая сильнейшие приливные течения, а также ветра и туманы Охотского моря.

Сейчас власти региона намерены продолжить развивать на Шантарских островах туризм. Для этого администрация госучреждения "Заповедное Приамурье" намерено восстановить старый военный аэродром на острове Большой Шантар, закрытый около 25 лет назад.

"Функционировавший в 60-90-х годах прошлого века военный аэродром после восстановления сможет принимать самолеты малой авиации типа Ан-2, которые будут доставлять туристов, предположительно, через Николаевск-на-Амуре", - сообщал агентству "Интерфакс - Дальний Восток" руководитель филиала "Шантарский" ФГБУ "Заповедное Приамурье" Валентин Козловский.

По его словам, сейчас аэродром сильно зарос ягодниками и кустами. Поэтому первое, что потребуется сделать для его модернизации, - это расчистить от растений взлетно-посадочную полосу (ВВП, 650 метров). Затем в организации хотят обновить основное оборудование аэродрома и пригласить специалистов, которые уже выдадут допуск к его эксплуатации.

"Начать работы планируется в конце июля - начале августа 2016 года во время предстоящей поездки на Шантарские острова сотрудников "Заповедного Приамурья" и волонтеров. Стоимость работ по восстановлению составит около полумиллиона рублей", - уточнил Козловский.

Он добавил, что в тот же период планируется очистить остров Большой Шантар от мусора и полуразрушенных строений, оставшихся там после военных (объемы работ как раз оценит экспедиция ВВО), после чего на остров завезут шесть модульных домов для сотрудников нацпарка и туристов. Кроме того, в 2018 году организация намерена открыть в заливе Якшина открытый Музей китобойного промысла.

Тем временем, военные Восточного военного округа вместе с учеными Русского географического общества (РГО) продолжают исследовать курильский остров Матуа, который в перспективе может стать новым местом базирования сил Тихоокеанского флота (ТОФ) ВМФ России.

"Проведено исследование юго-восточной части острова по оценке современного ландшафта. Изучено происхождение низменных поверхностей и возвышенностей до 200 метров. Проведены земляные работы по зачистке серии береговых обрывов высотой до 30 метров, закладке опорных разрезов (бурение шурфов) глубиной до 4 метров для определения возраста острова. Общая протяженность маршрута исследований составила около 300 километров", - сообщил "Интерфаксу-АВН" представитель ВВО полковник Александр Гордеев.

По его словам, обнаружены древние лавы и коры выветривания, возраст которых, по мнению ученых, составляет не менее нескольких десятков тысяч лет. Также научно-изыскательскими группами определено, что остров Матуа за время своего существования подвергался воздействию не менее 30 цунами.

В настоящее время, по словам полковника, участники экспедиции уже приступили к инженерным работам в прибрежной зоне бухты Айну. В частности, как пояснил военный, специалисты обследуют участки на возможность "подхода большого десантного корабля, а в перспективе – строительства пирсовых зон". Параллельно с этим, по его словам, продолжается подготовка бухты Двойная. Туда корабль подойдет для погрузки техники и материальных средств.

Кроме того, как сообщил Александр Гордеев, на Матуа уже подготовлен аэродром для посадки вертолетов.

"На острове уже развернуты мобильные аэродромные комплексы для обеспечения полетов летательных аппаратов. Расчищена дренажная система и завершена подготовка для посадки вертолетов любых типов", - сказал он.

Таким образом, как сообщил бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко, остров Матуа теперь может также стать точкой базирования боевых и военно-транспортных вертолетов.

"Если там разместят боевые машины, они смогут выполнять, в том числе, противодесантные задачи. А военно-транспортные вертолеты смогут выполнять задачи по быстрой доставке какого-то контингента войск с материковой части", - пояснил он "Интерфаксу".

Напомним, что экспедиция Минобороны РФ, Русского географического общества, Восточного военного округа и Тихоокеанского флота прибыла на остров Матуа 14 мая. В ее составе - 200 человек. Руководит экспедицией заместитель командующего ТОФ вице-адмирал Андрей Рябухин.

Остров Матуа относится к островам Большой Курильской гряды. Его длина с северо-запада на юго-восток составляет около 11 км, ширина - 6,4 км. На острове находится действующий вулкан Сарычева высотой 1446 м и одноименный заброшенный поселок.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook