Дальний Восток / Точка зрения 21 сентября 2016 г. 18:25

Новый дом для ларги

Interfax-Russia.ru – Сахалинские экологи нашли новый дом для трех тюленят, спасенных ими в этом году.

Новый дом для ларги
© РИА Новости. Виталий Аньков

За 2016 год сотрудники фонда "Зеленый Сахалин" спасли в общей сложности 19 детенышей ларги (вид тюленей, обитающий на Дальнем Востоке России), оказавшихся на волосок от гибели. Малышей, обнаруженных в самых разных точках региона, выхаживали в специально приспособленном помещении в портовом городе Холмске. Затем, уже по завершению полного курса реабилитации, большинство тюленят выпустили обратно в море. Еще одного неадаптивного детеныша забрал к себе Приморский океанариум. Сейчас на передержке в Холмске осталось три маленьких ларги, которым экологи также уже подыскали новый дом.

"Одна из этих ларги поступила к нам в месячном возрасте около полугода назад. У нее была прокушена переносица, не было глазика, был сильный недобор веса – порядка 50%. То есть изначально детеныш весил 7 кг, а сейчас уже около 25. Эту ларги спасли от собак, и если бы не человеческое вмешательство, она бы погибла", - рассказал Interfax-Russia.ru руководитель фонда Александр Иванов.

У второго тюлененка (тоже самочки), как рассказал зоолог, была серьезная травма задних конечностей. Когда эта ларги только попала к экологам, она не могла передвигаться, сейчас же ее ласты работают.

"С помощью массажа и лекарств мы восстановили работу ее задних конечностей до 60%, но этого все-равно не достаточно для выживания в естественной среде. Кроме того, у этой малышки при поступлении была пневмония, которую мы также вылечили", - уточнил собеседник Interfax-Russia.ru.

Третий тюлененок, которого спасли экологи, был младше двух предыдущих ларги как минимум на 2-3 месяца. Он был очень слаб и также был болен пневмонией.

"Мальчишка" из всех них самый молодой. Мы еще будем выяснять, откуда он взялся. Дело в том, что поступил он к нам в июле с лактательным рефлексом. Но такой период у тюленей, как правило, проходит еще на льдине, то есть к июлю, по идее, малыш уже должен был давно начать питаться самостоятельно. Мы подозреваем, что этот феномен связан либо с адаптацией животных к изменениям климата, либо это какая-то островная форма тюленей", - сказал руководитель фонда.

По словам ученого, у тюлененка есть некоторые проблемы с развитием.

"У него недобор веса и по сей день, и в отличие от "девчонок" он до сих пор он не ест с воды", - добавил зоолог.

В силу указанных проблем со здоровьем, как отметил собеседник Interfax-Russia.ru, все эти ларги выжить в естественной среде уже не смогут, поэтому экологи и искали для них дом, где бы о них могли должным образом заботиться.

"Всех троих малышей мы отправим в один океанариум, уже нашли человека, который готов их принять и у которого есть большой опыт работы с этими ластоногими. Океанариум мы выбирали очень тщательно, нам его порекомендовали люди, которым мы в прошлом году уже отвезли одного тюленя. Сейчас для наших малышей там уже готовят вольеры. В ближайшее время повезу их туда самолетом", - сказал Александр Иванов.

Вместе с тем, зоолог пока предпочел не называть регион, куда именно отправятся жить маленькие ларги. Перевозка тюленят, по его словам, вместе со стоимостью специальных переносок (одна – примерно 45 тыс. рублей) обойдется минимум в 250 тыс. рублей. Осуществлять транспортировку ларги Иванов планирует за свой счет, однако, по его словам, не будет возражать, если вдруг кто-то также решит поучаствовать в судьбе тюленят. Реквизиты фонда указаны на его официальной странице в "Одноклассниках".

"На счет фонда за все время существования нашей организации от неравнодушных граждан поступило порядка 120 - 140 тыс. рублей. На слепого тюленя, которого мы в том году отправляли в океанариум, 104 тыс. нам прислали. А вообще на спасение животных у меня только в этом году ушло уже около 400 тыс., это личные средства. Дело это, как видите, не прибыльное, но очень нужное", - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.

Напомним, что Александр Иванов также недавно принимал участие в спасении малого полосатика – кита, выбросившегося на отмель Татарского пролива. Зоолог не только сумел успокоить животное, но и вывел его обратно на глубину, где кит больше не будет ударяться о камни.

"Кит по-прежнему находится в Бухте, на глубине. Мы за ним наблюдаем. Если через неделю он оттуда сам не уйдет, будем предпринимать какие-то меры. Видимых повреждений у животного нет, возможно, есть какие-то внутренние – например, от удара о камни – и сейчас он приходит в себя", - сообщил специалист.

Как рассказал Иванов, несмотря на обширный опыт общения с самыми разными морскими животными, именно кита он спасал впервые.

"Здесь нет инструкции. Работа с такими животными – это постоянная импровизация, подкрепленная какими-то знаниями и большим желанием им помочь. Как вы понимаете, есть определенные места, где таких животных можно трогать, а где нет. Например, из запрещенного - к киту ни в коем случае нельзя подплывать сзади и уж тем более хватать его за хвост. От этого животное только еще больше разнервничается и просто-напросто ударит вас хвостом. Но если вы, наоборот, погладите там, где следует, вы успокоите животное и установите с ним контакт", - рассказал зоолог.

Затем, по его словам, после того как кит поймет, что вы ему друг, можно уже проявить определенную настойчивость и направить его куда нужно.

"Прежде всего, надо было снять кита с камней – то есть заставить его как бы сдать немного назад. Однако киты в принципе работают хвостом только вперед, поэтому развернуть его в правильном направлении должен был именно я, при этом сделав так, чтобы во время движения его задний плавник был неподвижен. Кит весит порядка 5-6 тонн, я - 80 кг, но законы физики никто не отменял, так что его вес в воде я не чувствовал. Тут главное, чтобы животное тебе доверяло, тогда начинаешь двигаться с ним в унисон, ловишь волну, которая набегает, и потихоньку начинаешь его выталкивать", - продолжил Иванов.

В общей сложности разворачивать испуганного кита зоологу пришлось трижды, но потом животное все-таки окончательно успокоилось и последовало за своим спасителем.

"Я просто держал его за заднюю челюсть и вел на глубину, кит порой, конечно, пытался подрулить, но чувствовал мое сопротивление, понимал, что нам туда не надо, и мы плыли дальше. В конце он даже позволил на себя сесть и немного прокатил", - рассказал зоолог.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook