Незапланированная посадка

Interfax-Russia.ru – Из-за отказа двигателя самолет Ан-2 совершил вынужденную посадку в лесу в Хабаровском крае. Пятеро человек, находившихся на борту, получили легкие травмы.

Сообщение о том, что близ села Некрасовка (Хабаровский район) совершил аварийную посадку самолет Ан-2, поступило спасателям днем 28 июня. На борту воздушного судна находилось девять человек: два члена экипажа и семь пассажиров.

"При аварийной посадке пострадало 5 человек. Все они были доставлены в Хабаровск в первую и вторую краевую больницу на вертолете Ми-8 авиакомпании "Восток". По информации врачей, серьезных повреждений люди не получили. Пострадавшие отделались небольшими переломами и ушибами. Все они находятся в сознании", - сообщила Interfax-Russia.ru представитель пресс-службы Дальневосточного регионального центра МЧС РФ.

Что касается самой машины, то, по словам собеседницы Interfax-Russia.ru, она была частично разрушена.

"Самолет совершил жесткую посадку в лесу. Машина как бы висит на деревьях. Возгорания не было", - сказала она.

Она уточила, что в настоящее время спасатели уже завершили работу на месте происшествия. Сейчас там остается оперативная группа ГУ МЧС по Хабаровскому краю, комиссия ДОСААФ, а также группа военных следователей, которые проводили по данному факту доследственную проверку.

Так, изучив обстоятельства случившегося, военный следственный отдел СКР по Хабаровскому гарнизону принял решение о возбуждении по факту авиационного происшествия с самолетом Ан-2 уголовного дела по части 2 статьи 263 УК РФ.

"Происшествие квалифицировано как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека", - уточнила пресс-служба СКР.

Следствие установило, что самолет Ан-2, принадлежащий негосударственному образовательному учреждению "Хабаровский краевой аэроклуб им. летчиков-героев спасания Челюскинцев" общероссийской общественно-государственной организации Хабаровский краевой АК ДОСААФ России, выполнял коммерческий рейс по маршруту аэропорт "Динамо" (Хабаровск) - посадочная площадка Самарга (Приморский край). Примерно на 50 минуте полета командир воздушного судна по радиосвязи сообщил диспетчеру об отказе двигателя и совершении вынужденной посадки в лесополосе между поселками Дружба и Некрасова Хабаровского района.

"В настоящее время проводится осмотр места происшествия, из НОУ Хабаровский краевой аэроклуб ДОСААФ России изымается документация, касающаяся организации полетов и подготовки к ним, допрашиваются должностные лица и очевидцы произошедшего", - отмечается в сообщении ведомства.

Между тем, по данным официального сайта Общероссийской общественной организации "Федерация любителей авиации России" (ФЛА), данный самолет семь лет назад уже попадал в аварию из-за проблем с двигателем. В частности, инцидент с Ан-2 с таким же бортовым номером произошел 3 марта 2006 года.

"На самолете Ан-2 N00408, принадлежащем авиации РОСТО ("Полина Осипенко"), совершена вынужденная посадка. При выполнении полета возникла тряска двигателя. Экипаж и воздушное судно не пострадали", - говорится в сообщении организации.

К слову, похожая ситуация но уже с другим Ан-2 произошла в марте этого года и на Кубани. 23 марта самолет Ан-2, выполнявший работы сельхозназначения, совершил вынужденную посадку близ станицы Веселая (Краснодарский край).

"Около 16:00 мск самолет Ан-2 взлетел для выполнения работ сельхозназначения, однако спустя несколько минут после взлета приборы зафиксировали падение мощности двигателя. Командир экипажа принял решение о вынужденной посадке. В 16:10 мск самолет приземлился в поле близ станицы Веселая. Экипаж во время посадки не пострадал", - сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в экстренных службах Краснодарского края.

К сожалению, на этом история с аварийным самолетом не закончилась. Некоторое время спустя с разрешения технических специалистов пилоты решили своим ходом перегнать Ан-2 на ремонтную стоянку.

"Техническая группа, осмотревшая самолет накануне после вынужденной посадки, пришла к выводу, что он своим ходом может добраться до спецплощадки, расположенной в населенном пункте Восточное. Однако, поднявшись в воздух, самолет из-за повторного отказа двигателя потерял крейсерскую скорость и упал в болото", - сообщил собеседник агентства.

Он добавил, что пилоты вновь пытались осуществить аварийную посадку, но из-за топкой местности им это сделать не удалось.

"При этом командир самолета погиб, захлебнувшись в нахлынувшей в кабину воде, второй пилот госпитализирован в тяжелом состоянии", - сообщил источник.

В свою очередь в МЧС РФ уточнили, что катастрофа произошла в Усть-Лабинском районе Краснодарского края в 3 км от станции Восточная. Причиной падения самолета стала потеря мощности двигателя. На земле жертв и разрушений нет.

Впрочем, как рассказал Interfax-Russia.ru один из членов Федерации, в целом, Ан-2 – машина надежная. Ее взлетный вес составляет 5250 кг, вместимость – 10-12 человек.

"Ан-2 – хорошая рабочая машина. Я сам на такой отлетал 7 лет. Раньше вообще вся страна на короткие расстояния только на Ан-2 и летала", - сказал специалист.

По его словам, сейчас самолеты данной серии в России уже давно не выпускают. Те, что сегодня находятся в эксплуатации, - старые машины, обычно прошедшие через капитальный ремонт.

Как известно, Ан-2 или как его еще иначе называют "кукурузник" наши соотечественники начали выпускать еще в 40-х годах прошлого столетия. Во времена СССР самолет действительно широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов (часто на линиях, связывавших областные центры с районными, а также селами), выполнения авиационных химических работ и пр.

Народное название "кукурузник" самолет получил в наследство от другого самолета По-2, поскольку заменил предшественника на сельскохозяйственных работах в период массового засева полей кукурузой. Будучи простым в эксплуатации, обладая малым разбегом и пригодным для взлета и посадки на неподготовленные грунтовые площадки, он был незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера и Средней Азии, где применялся повсеместно.

Между тем, достоинства данной модели оценили и другие страны, две из которых - Польша и Китай - даже наладили у себя собственное производство Ан-2. Притом, если поляки уже прекратили полномасштабный выпуск данной модели, то в Китае он продолжается и по сей день. Кстати, именно благодаря этому Ан-2 попал в Книгу рекордов Гинесса, как единственный в мире самолет, который выпускается уже более 60 лет.

В наши дни многие страны, в том числе и Россия, по-прежнему продолжают использовать Ан-2 для сельскохозяйственных работ, в военных целях, а также для перевозки грузов и пассажиров. Более того, в 2012 году Министерство транспорта РФ сообщило о разработке программы глубокой модернизации от 500 до 800 этих самолетов, включающей замену двигателей и аэронавигационной аппаратуры. Модернизация одного самолета будет стоить от $600 тыс. до 850 тыс. Начало реализации программы намечено на 2015 год.

Обозреватель Наталья Пономарева