Не устоял на рельсах

Interfax-Russia.ru – Грузовой поезд, перевозивший нефтепродукты, сошел с рельсов в Приморье. Причиной аварии стал заводской брак при изготовлении деталей вагона.

Очередная авария произошла на Транссибе: семь вагонов с нефтепродуктами сошли с рельсов в районе железнодорожной станции Ружино, недалеко от города Лесозаводск (Приморский край).

"Инцидент случился утром в среду около 06:00 (хбр). Опрокидывания цистерн не произошло, утечки нет, возгорания нет", - сообщил агентству "Интерфакс-Дальний Восток" представитель пресс-службы ГУ МЧС по Приморскому краю.

"Движение на данном участке временно приостановлено. По информации РЖД, задержек в движении поездов дальнего следования нет", - добавил собеседник агентства.

Авария, к счастью, обошлась без человеческих жертв - пострадали только железнодорожные пути.

"В результате схода были повреждены несколько опор, из-за чего нарушена контактная сеть на станции и упавшими балками перекрыто движение по нечетному пути. Кроме этого повреждено около 30 метров железнодорожного полотна четного пути", - сообщает Дальневосточный региональный центр (ДВРЦ) МЧС России.

На место происшествия выехали восстановительные поезда со станций Ружино, Бикин, Сибирцево, а также более сотни специалистов – спасателей и железнодорожников. Поднять цистерны с горючим грузом им удалось только спустя 8 часов.

"Работы по подъему всех вагонов завершены в 7:17 мск. Сейчас на месте аварии восстанавливается электроснабжение", - сообщила пресс-служба Дальневосточной железной дороги (ДВЖД).

После этого движение поездов на аварийном участке вновь восстановили. "Движение на участке Губерово - Сибирцево в Приморском крае осуществляется по обоим путям на тепловозной тяге", - пояснили в пресс-службе ДВЖД.

За время ремонта выбился из расписания только один пассажирский поезд, и то пригородный. Он следовал по маршруту Ружино - Сибирцево - Владивосток и отправился в итоге с получасовой задержкой.

Уже известно, что вагоны сошли с рельсов из-за заводского брака - повреждения боковой рамы тележки одной из цистерн. Сначала об этом заявила Дальневосточная транспортная прокуратура, которая по факту аварии организовала комплексную проверку. Затем эту версию подтвердили и сами железнодорожники.

"Причина схода - излом боковой рамы тележки, изготовленной на ОАО "АзовЭлектроСталь" в 2010 году", - сообщила служба корпоративных коммуникаций ДВЖД.

Отметим, именно из-за подобного брака за последнее время на железной дороге произошло сразу несколько серьезных аварий. Во-первых, это недавнее крушение грузовых поездов в Еврейской автономной области. 11 марта там столкнулись два состава, перевозившие уголь, автотехнику и древесину. Сначала один из них сошел с рельсов, а потом его "зацепил" товарняк, который шел по встречному пути. В общей сложности тогда сошли с путей почти три десятка вагонов.

"Сход грузовых вагонов произошел из-за излома боковой рамы тележки, изготовленной в 2010 году ПАО "Кременчугский сталелитейный завод" (Украина)", - завили тогда в РЖД. Уже после этого случая железнодорожники отметили резкое увеличение числа аварий, связанных с эксплуатацией грузовых вагонов, укомплектованных литьем украинских производителей - ЗАО "АзовЭлектроСталь" и ПАО "Кременчугский сталелитейный завод".

"В текущем году произошло уже 12 случаев излома боковых рам тележек грузовых вагонов. В 4 случаях тележки были изготовлены ЧАО "АзовЭлектроСталь", еще 4 случая - ПАО "Кременчугский сталелитейный завод", - отметили после той аварии в РЖД. В 2011 году таких ЧП тоже было очень много - 25, что, по сути, рекорд для статистики в этой сфере.

А 31 января опять же в Приамурье сошел с рельсов поезд "Сковородино (Амурская область) - Находка (Приморский край)", перевозивший нефтепродукты. 17 из 68 цистерн с горючим опрокинулись, а потом 13 из них еще и загорелись – из-за обрыва контактного провода. Площадь возгорания составила почти 600 кв. метров. В итоге в районе аварии разлилось более 100 тонн нефти. Тогда, как заключила специально созданная комиссия РЖД, подвела грузовая тележка производства ЧАО "АзовЭлектроСталь".

13 февраля из-за аналогичного дефекта украинского литья на 7797 километре участка "Ледяная - Усть-Пера" Забайкальской железной дороги с рельсов сошел полувагон грузового поезда, перевозивший угольный концентрат. Эта авария, правда, была гораздо менее масштабной, чем упомянутые выше. Ликвидация ее последствий заняла чуть более двух часов.

А в Вологодской области 26 января из-за излома боковой рамы одного из вагонов с путей сошли 13 цистерн с нефтепродуктами. Хотя вагон был почти новым – его изготовили в 2010 году на заводе ОАО "Азовобщемаш". Четыре цистерны в результате аварии опрокинулись, а из двух вытекло топливо.

Получается, что поезда в последнее время терпят крушение из-за брака украинских производителей уже не то что бы часто, а скорее регулярно. Но как изменить эту ситуацию, пока непонятно.

Так, после аварии в Приморье недалеко от Лесозаводска железнодорожники направили генеральному прокурору Юрию Чайке открытое письмо с просьбой принять меры для обеспечения безопасности движения.

"Наносится ущерб не только РЖД, но и экономике страны в целом. Под угрозу поставлена безопасность движения поездов - во всех случаях лишь по счастливой случайности удалось избежать жертв. Необходимо срочно принимать меры!", - заявили они в своем обращении, размещенном на профессиональном интернет-форуме.

Под текстом письма подписались около 70 человек. По их мнению, руководство РЖД не принимает достаточных мер, чтобы исключить аварии из-за технического брака тележек.

"В стране продолжают курсировать потенциально опасные вагоны, которые имеют брак в изготовлении. Речь идет о тележках, изготовленных на заводах Украины (ЧАО "АзовЭлектроСталь" и ПАО "Кременчугский сталелитейный завод"). Судите сами, из 36 случаев излома боковых рам тележек в 22-х (61%) причиной схода был брак в изготовлении тележек вышеуказанными заводами", - подчеркивают авторы письма.

Они также отмечают, что ситуация усугубляется из-за сокращения численности осмотрщиков вагонов на перегонах и в пунктах техосмотра вагонов.

"Даже несмотря на бдительность работников вагонного хозяйства, вовремя выявляющих в ряде случаев неисправности тележек, все подобные неисправности, при осмотре состава сходу, выявить физически не представляется возможным", - подчеркивают железнодорожники.

Они попросили Юрия Чайку "незамедлительно принять срочные меры прокурорского реагирования к недопущению дальнейшей эксплуатации неисправных единиц подвижного состава на территории России, которые могут привести к страшной трагедии".

В то же время руководство РЖД утверждает, что корпорация не способна самостоятельно справиться с проблемой некачественных крупногабаритных деталей. Об этом президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин заявил в январе на заседании правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.

"Из 25 литых деталей, которые не прослужили и 3 лет при нормативе 32 года, более 45% - это 14 случаев брака, к сожалению, поступили с заводов Украины. При расширении интеграционных процессов необходимо предпринимать какие-то меры для того, чтобы защищать своего пользователя, потребителя этой услуги от бракованных изделий, которые приходят к нам извне", - отметил он.

"Лучше пойти по пути установления определенных норм, которые могли бы заставить производителя отвечать за брак, который может привести к весьма тяжелым последствиям", - добавил Владимир Якунин.

Обозреватель Вера Широкова