Interfax-Russia.ru – Дальний Восток в 2011 году, несмотря на отдаленность от центра России, оказался в самой гуще общественно-политических и экономических событий.
365 дней развития
Специально для Interfax-Russia.ru итоги минувшего года подвел полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. Он, в частности, отметил, что все эти 365 дней округ не стоял на месте. Дальний Восток, по его словам, непрерывно развивался, преодолевая последствия мирового финансового кризиса и закладывая фундамент для дальнейшего экономического роста.
"День за днем мы развивали ту обширную территорию, на которой живем, и где хотим, чтобы благополучно жили наши дети и внуки. Мы вместе преодолевали множество экономических проблем, делали все возможное для сокращения задолженности по заработной плате, создавали новые рабочие места", - заявил полпред.
"Уходящий год – год послекризисный, когда Дальний Восток и Россия в целом преодолевали последствия мирового экономического кризиса. Несмотря ни на что мы завершаем год с положительными социально-экономическими результатами", – подчеркнул он.
По словам Виктора Ишаева, индекс промышленного производства на Дальнем Востоке по итогам 10 месяцев 2011 года составил 109% к этому же периоду 2010 года.
"Причем, мы отмечаем так называемый "рост к росту", поскольку в январе-октябре 2010 года к 10 месяцам 2009 года индекс промпроизводства составил 107,8%. Инвестиции в основной капитал в среднем по округу выросли на 33,1%. Добыча полезных ископаемых в этом году увеличилась на 8,5%, а обрабатывающие производства увеличили свои объемы на 15,9%", - отметил полномочный представитель президента.
Более того, дальневосточные регионы демонстрировали высокие результаты и в сельском хозяйстве. Например, валовой сбор урожая зерновых и зернобобовых по сравнению с прошлым годом увеличился на 75%. А урожай сои превысил 1 млн тонн - это почти в 2 раза больше прошлогодних показателей.
Положительная динамика есть и в транспортной сфере.
"Грузооборот вырос на 4%, увеличилось число перевозимых пассажиров воздушным – на 4% и морским транспортом – на 6,3%. Увеличено финансирование и расширены маршруты полетов в центральные части страны и внутри Дальнего Востока для льготных категорий пассажиров", - рассказал Виктор Ишаев.
"Много было трудных дней в этом году, но хочется вспомнить те яркие события, которые заложили базу для дальнейшего экономического роста, чтобы поблагодарить всех дальневосточников за вклад в развитие региона во имя процветания России", - отметил вместе с тем глава дальневосточного полпредства.
В числе таких событий он назвал развитие Курил, окончание строительства железнодорожного пути, соединившего населенный пункт Беркатит на БАМе с Нижним Бестяхом, работы по освоению Эльгинского угольного месторождения, строительство в Якутске нового здания аэропорта, плавательного бассейна, футбольного манежа с искусственным покрытием и ледового дворца спорта. Все эти объекты строятся в республике к V Международным играм "Дети Азии", которые пройдут там в 2012 году.
"На Камчатке впервые за многие годы началось бурное жилищное строительство в связи с реализацией федеральной программы по сейсмоусилению. В Приморье появились новые автомобильные дороги и скоростная железнодорожная ветка, связывающая аэропорт с краевым центром, практически завершено строительство корпусов Дальневосточного федерального университета на острове Русский", - добавил также полномочный представитель президента.
Не забыл он упомянуть и о том, что в 2011 году первую продукцию выпустил завод по производству древесноволокнистых плит MDF/THDF в поселке Хор Хабаровского края, а перинатальный центр в Благовещенске принял первых пациентов. В Амурской области, в свою очередь, активизировались подготовка к строительству космодрома "Восточный", а в Магаданской продолжились строительство нового моста через Колыму, а также реконструкция аэропорта Магадана и федеральной автомобильной дороги "Колыма". В свою очередь в Еврейской автономной области началось строительство обогатительной фабрики Кимкано-Сутарского ГОКа, который в будущем должен стать основой металлургического кластера.
От первого лица
Главы дальневосточных регионов в оценке уходящего года солидарны с полпредом президента Виктором Ишаевым. Они также говорят об оживлении как в экономической жизни субъектов округа, так и в общественно-политической.
Так, например, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт сообщил Interfax-Russia.ru, что одной из главных задач на 2011 год для региона была борьба с последствиями экономического кризиса, и она оказалась успешной.
"Главными задачами этого года было снижение последствий мирового финансового кризиса, выполнение всех социальных обязательств перед жителями. Нам это удалось. Дважды за год повышался размер минимальной заработной платы, сейчас это 6 тыс. 700 рублей. Увеличена зарплата учителей, уменьшены долги по заработной плате предприятий. Поступательно снижалась напряженность на рынке труда. За последние три месяца у нас один из самых низких показателей безработицы по Дальнему Востоку - 2,35%", - заявил он.
Рассказал Вячеслав Шпорт и о решении других важных для края проблем.
"Уходящий год я бы назвал знаковым в социальной сфере. Принята программа модернизации системы здравоохранения. Подписан закон о краевом материнском капитале, у многодетных семей появилась возможность бесплатно получить в собственность земельные участки. В ноябре я предложил полностью гасить ипотеку за счет средств краевого бюджета при рождении в семьях третьего ребенка", - отметил губернатор.
Отвечая на вопрос Interfax-Russia.ru о том, какие события уходящего года стали наиболее значимыми для Хабаровского края, Вячеслав Шпорт упомянул в первую очередь прошедшее в Хабаровске заседание Госсовета.
"Уходящий год был насыщен событиями не меньше, чем предыдущий. В плане экономики и политики это, конечно же, заседание Государственного совета в Хабаровске под председательством главы государства, и V Дальневосточный международный экономический форум. Традиционно первые лица нашей страны обсуждают в Хабаровске вопросы развития Дальнего Востока", - рассказал он.
Отметил Вячеслав Шпорт и начало продаж российского регионального лайнера "Сухой Суперджет-100", серийное производство которого налажено в Хабаровском крае, и закладку моста на Большой Уссурийский остров. Проект по строительству мостового перехода должен положить начало масштабным преобразованиям на острове, где планируется создать туристско-рекреационную зону России и Китая. Напомнил он и о совместной работе РЖД и регионального правительства по увеличению грузопотока к северным портам края: в июне в Ванинском районе завершилась проходка основной штольни Кузнецовского тоннеля. Реализация этого проекта позволит значительно увеличить пропускную способность железной дороги.
Президент Якутии Егор Борисов, поводя итоги 2011 года, также обратил внимание на подъем республиканской экономики.
"Мы сохранили лидирующие позиции среди регионов ДвФО по основным макроэкономическим показателям. Базовые отрасли вышли на докризисные уровни. Международные рейтинговые агентства повысили прогнозы по кредитному рейтингу республики со "стабильного" на "позитивный", - заявил Егор Борисов в послании Государственному собранию республики.
"Экономика республики, как и экономика всей страны, вступила в период перехода к новой инновационно-ориентированной модели развития", - подчеркнул он.
Егор Борисов напомнил, что для Якутии важнейшей задачей остается привлечение в региональную экономику отечественных и зарубежных инвестиций.
"Что сделано в этом контексте в 2011 году? Прежде всего, утверждена программа по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории республики. В рамках программы предусмотрено создание таких региональных институтов развития, как Агентство по привлечению инвестиций, Фонд прямых инвестиций, Центр государственно-частного партнерства, Венчурный фонд", - пояснил он.
Итоги социально-экономического развития Камчатского края, в свою очередь, обнародовала пресс-служба правительства региона.
"Объем произведенного валового регионального продукта по Камчатскому краю в 2011 году оценивается на уровне 111,8 млрд рублей с приростом к 2010 году на 3,3%. Индекс промышленного производства в 2011 году к уровню 2010 года составил 120%," - говорится, в частности, в сообщении пресс-службы.
Общий объем инвестиций в основной капитал Камчатки в 2011 году составит, по предварительным оценкам, более 33,2 млрд рублей, что составляет 102,5% к итогу 2010 года.
"В целях поддержки реального сектора экономики Камчатского края и развития приоритетных направлений региона продолжалось привлечение средств иностранных инвесторов. Поступление иностранных инвестиций в экономику региона оценивается в 2011 году в объеме 40,2 млн долларов США, что выше уровня 2010 года (33,4 млн долларов США)", - отмечает пресс-служба.
"В целях стабилизации ценовой ситуации на продовольственном рынке в Камчатском крае в 2011 году начал реализовываться комплекс мероприятий, направленных на сдерживание роста потребительских цен на социально значимые продовольственные товары", - сообщается в пресс-релизе краевого правительства.
Так, в 2011 году местная власть оговорила с торговыми и сельскохозяйственными предприятиями Камчатки максимальную величину торговых надбавок на ряд продуктов. Кроме того, заработали социальные магазины, в которых социально-незащищенные жители могут покупать продукты по сниженным ценам. В свою очередь производителям хлеба власти начали субсидировать транспортные расходы на доставку муки, а предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности – тарифы на электроэнергию.
Наряду с этим на Камчатке стабилизировалась ситуация на рынке труда – официально зарегистрированный уровень безработицы снизился с 2,6% в 2010 году до 2,4% в 2011 году.
Это официальные итоги года. Ознакомившись с ними, самое время вспомнить уходящий год и с обывательской точки зрения. Interfax-Russia.ru предлагает краткую подборку наиболее важных событий, которые волновали и радовали жителей Дальнего Востока в минувшем году.
Политическая жизнь
В 2011 году продолжилась дискуссия по очень важному для Дальнего Востока вопросу о принадлежности Курильских островов: ставшее уже привычным японско-российское противостояние по этому поводу несколько раз серьезно обострялось.
Сначала поводом для этого стало заявление официального Вашингтона, в котором говорилось, что США признает японский суверенитет над островами Курильской гряды. После этого американского посла в Москве вызывали для беседы в российский МИД.
Потом бурное недовольство Японии вызвала поездка на Курилы вице-премьера РФ Сергея Иванова. МИД Японии тогда заявил, что готов объявить по этому поводу официальный протест.
Впрочем, какого бы то ни было сдвига в разрешении территориального спора между Россией и Японией так и не наметилось.
Другим ярким событием в политической жизни Дальнего Востока стала смена губернатора на Камчатке. После того, как прежний глава региона Алексей Кузьмицкий ушел в отставку по собственному желанию, этот пост занял врио главы Камчатского края Владимир Илюхин. 3 марта его кандидатуру абсолютным большинством голосов утвердило камчатское Законодательное собрание.
Жертвы морей
Минувший год был довольно сложным для дальневосточных моряков. С серьезных происшествий на море он начался, ими же и закончился.
Череду трагедий еще в новогодние праздники открыло крушение шхуны "Партнер" в Татарском проливе Охотского моря. 7 января она подала сигнал бедствия, а затем бесследно исчезла. Ее экипаж успел сообщить, что судно идет ко дну, а спасательных плотов у них нет. Поиски шхуны результатов не дали – спасатели не смогли обнаружить ни ее саму, ни даже следов кораблекрушения. Судно, скорее всего, затонуло из-за обледенения. Зато тела моряков с "Партнера" находили в море и на побережье еще несколько месяцев. Экипаж шхуны состоял из 13 россиян, по большей части жителей Дальнего Востока. Обнаружить удалось тела лишь девяти из них, остальные члены экипажа до сих пор считаются пропавшими без вести.
Тогда же, в новогодние каникулы, параллельно с поисками экипажа "Партнера" в Охотском море полным ходом шла спасательная операция по освобождению из ледового плена сразу нескольких судов - рефрижератора "Берег Надежды", научно-исследовательского судна "Профессор Кизеветтер" и плавбазы "Содружество". Их экипажам и Новый год пришлось встречать в море – 30 декабря они зашли в один из заливов, чтобы выгрузить пойманную рыбу, и пока шла выгрузка, воду сковало льдом. В итоге им почти месяц пришлось ждать помощи в виде мощных ледоколов.
В феврале в Японском море у берегов Южной Кореи затонул теплоход "Александра" с 12 моряками на борту из Хабаровского края, Приморья и Амурской области. Причиной трагедии стало, предположительно, столкновение теплохода с южнокорейским контейнеровозом. Единственный выживший в аварии матрос "Александры" утверждает, что после столкновения с теплоходом контейнеровоз даже не остановился и скрылся с места происшествия.
Потом бесследно исчез в Охотском море траулер-краболов "Аметист", принадлежащий Камчатскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИИРО). Судно даже не подавало сигнал бедствия – оно просто внезапно перестало выходить на связь. Поисково-спасательная операция результатов не дала: траулер не нашли до сих пор, а 23 человека, которые были на его борту, числятся без вести пропавшими.
Отдельно стоит остановиться на крушении в Охотском море плавучей буровой платформы "Кольская". Это ЧП стало одной из самых масштабных трагедий на воде в России за последние несколько лет. Платформа перевернулась и утонула 18 декабря, когда два других судна буксировали ее с Камчатки на Сахалин. Из 67 человек, которые находились на платформе, спастись удалось лишь 14.
По факту аварии возбудили уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Официально следователи пока не сообщают о предварительных итогов расследования, но в СМИ уже появилась информация о том, что компания, которой принадлежала буровая, вывела ее в море в нарушение всех правил, без разрешения контролирующих органов. Якобы об опасности этого мероприятия было известно заранее, но риск владельцев "Кольской" не остановил. Правда это или нет, станет известно уже в следующем году.
Завершило череду трагических происшествий на воде крушение промысловой шхуны Gingo в проливе Лаперуза 25 декабря. В сильнейший шторм ее экипаж подал сигнал SOS, но когда спасатели прибыли на место ЧП, шхуна уже затонула. Вместе с судном погибли пять членов экипажа.
Моря всегда таили в себе много опасностей, а профессия моряка испокон веков считалась очень рискованной, но уходящий год, увы, оказался особо богат на кораблекрушения.
Зубастая угроза
Наряду с крупными авариями водная стихия в этом году преподнесла дальневосточникам и другие неприятные сюрпризы. Так, например, большой неожиданностью для отдыхающих в Приморье стало появление в Японском море акул-людоедов. Зубастые хищницы дали знать о себе в самый разгар купального сезона: с интервалом в несколько дней они трижды нападали на людей. В итоге купание в Приморье запретили и объявили охоту на акул. Поймать рыбу-людоеда пытались специалисты Росрыболовства, ученые и просто любители экстремальной рыбалки. Нескольких крупных акул они выловили, но вот большая белая акула, которая предположительно нападала на людей и была целью охоты, так и "не клюнула". "На удочку" попались неопасные для человека виды.
Интернет-скандалы
Весьма бурной выдалась в 2011 году "виртуальная" жизнь на Дальнем Востоке: в интернете страсти кипели ничуть не меньше, чем в реальной жизни.
Сначала в центре внимания интернет-пользователей России оказался выложенный на популярном видеохостинге ролик владивостокских таможенников об их "красивой жизни". В клипе они распивали шампанское в рабочих кабинетах, купались в таможенных декларациях и разъезжали на дорогих автомобилях. Многие из посмотревших видеоролик заподозрили таможенников в коррупции и нарушении служебной этики. Бурный общественный резонанс заставил обратить внимание на оригинальное видео и руководство ФТС, и прокуратуру. Но в итоге таможенники отделались лишь строгими выговорами и лишились премии.
В следующий раз интернет взорвало видеообращение к президенту майора Игоря Матвеева из Приморья. Он пожаловался на командование части, в которой служил. В частности, Матвеев утверждал, что в части вместе с военными живут китайские гастарбайтеры, а солдат под видом тушенки кормят кормом для собак. Некоторые факты из его рассказа подтвердились, но после того, как наказали ответственных за это начальников, на майора ополчились сослуживцы. Им также было что припомнить офицеру-правдорубу. Его, например, обвинили в избиении подчиненного. Дело дошло до суда, и в сентябре Владивостокский гарнизонный военный суд приговорил майора к 4 годам колонии за это преступление.
"Прославил" интернет и начальник ГИБДД Приморья полковника Александра Лысенко: в сеть попало видео, на котором он избивал местного стритрейсера. Теперь Лысенко фигурант уголовного дела. Недавно он, кстати, подал рапорт об увольнении из органов МВД.
ЧП в воздухе
Увы, не обошелся уходящий год и без серьезных авиакатастроф. Август, например, запомнится аварийной посадкой Ан-24 в Благовещенске. При посадке в аэропорту этого города воздушное судно, выполнявшее рейс Иркутск-Чита-Благовещенск-Хабаровск, выехало за пределы взлетно-посадочной полосы. Пострадало 15 человек.
9 августа в районе прииска "Джульетта" Омсукчанского района Магаданской области разбился Ан-12, выполнявший коммерческий рейс Комсомольск-на-Амуре-Магадан-Кепервеем (Чукотка). Произошла утечка топлива, загорелся двигатель самолета, что и привело к авиакатастрофе. Погибли 11 человек – все, кто находился на борту. На месте аварии следователи собрали 35 кг деталей и частей самолета. Расследование обстоятельств трагедии продолжается.
Авиаинцидент в Благовещенске и крушение Ан-2 произошли с интервалом всего в один день.
Еще три человека погибли при крушении Ми-8 в чукотском поселке Биллингс. При посадке у вертолета отказал двигатель – винтокрылая машина упала и загорелась.
А в октябре ЧП случилось с военным самолетом в Амурской области – бомбардировщик Су-24 разбился при заходе на посадку. По предварительной версии, ЧП случилось из-за поломки стойки шасси. Экипаж – пилот и штурман – катапультироваться не успел.
…
Это, конечно, далеко не все яркие эпизоды уходящего года. И наверняка у каждого из жителей Дальнего Востока останутся об уходящем годе свои, особенные впечатления. В любом случае хочется верить, что хороших воспоминаний будет все-таки больше, чем плохих.
Обозреватель Вера Широкова