Interfax-Russia.ru – Рыболовецкая шхуна "Нарвал" потерпела крушение у берегов Камчатки. Экипаж судна благополучно эвакуировали.
Российское рыболовецкое судно "Нарвал" (порт приписки – Владивосток, судовладелец ООО "Интеррыбфлот") село на мель между мысом Шипунский и бухтой Бечевинка в акватории Авачинского залива в ночь на 1 марта. Никто из 27 моряков (23 россиянина и 4 иностранца), находившихся на борту шхуны, не пострадал. Однако судно получило пробоину, через которую в его корпус начала поступать вода, а значит, действовать нужно было как можно скорее.
Первый раз эвакуировать попавших в беду рыбаков камчатские спасатели попытались утром 1 марта, однако из-за сильного ветра им так и не удалось поднять людей на борт вертолета. 2 марта, переждав непогоду, сотрудники МЧС снова отправились к "Нарвалу". На этот раз спасательная операция прошла успешно: сначала с помощью специального устройства вертолет поднял на борт 14 членов экипажа, а затем вернулся за их 13 товарищами. В дальнейшем всех моряков доставили в аэропорт "Халактырский" в Петропавловске-Камчатском, где их уже ждали медики специализированной пожарно-спасательной части, психологи МЧС России, а также представитель компании-судовладельца.
"Состояние всех 27 человек удовлетворительное, от медицинской и психологической помощи они отказались. После оформления документов в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского экипаж будет временно размещен в двух гостиницах города", - сообщила пресс-служба ГУ МЧС по Камчатскому краю.
Вместе с тем, как отметили в ведомстве, спасатели не забыли и про аварийное судно. Так, в частности, к "Нарвалу" подошел морской военный буксир МБ-105, который должен изучить обстановку и выбрать оптимальный способ спасения севшей на мель шхуны. Также к месту происшествия направляется спасательное судно "Справедливый". Ожидается, что к "Нарвалу" оно прибудет 3 марта.
На ЧП со шхуной обратили внимание и следственные органы. Так, в частности, проверку по факту случившегося начало Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР.
"Предстоит выяснить все обстоятельства происшествия и установить: виновен или нет в крушении капитан "Нарвала". По результатам проверки будет вынесено процессуальное решение", – сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель ведомства Оксана Полшакова.
Она отметила, что первым делом следователи намерены опросить членов экипажа "Нарвала", поскольку работать непосредственно на месте происшествия для них пока слишком опасно.
Между тем, как рассказал Interfax-Russia.ru инструктор морского учебно-тренажерного центра Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова Игорь Злодеев, существует три основных причины, из-за которых судно может сесть на мель.
"Первая причина - это ошибка в судовождении. К примеру, капитан знает, что судно должно двигаться строго посередине бухты, однако под влиянием ветра или течения его снесло в какую-то сторону, в тоже время приборы показывают, что оно находится на верном пути, а на самом деле оно продолжает двигаться к мелководью. Вторая причина – это погода. Например, судно может попасть в сильный шторм или в тяжелый лед, тогда его просто снесет с безопасного маршрута на мель, и команда ничего не сможет сделать", - рассказал специалист.
Также, по словам Злодеева, судно становится беспомощным перед стихией и после поломки двигателя. В этом случае, как и если бы оно было сковано льдами, его может унести течением практически в любом направлении.
"Для того чтобы всего этого не произошло, важно, конечно, следить за техническим состоянием судна. Кроме того, команда должна регулярно получать прогнозы погоды и знать, что будет в ближайшее время происходить в том или ином районе. Тогда капитан сможет либо изменить курс, чтобы обойти место шторма, либо зайти в порт-убежище, или же, как у нас говорят, "встретить волну и ветер носом вперед" (то есть заранее отойти подальше от района мели). С другой стороны, человек не всегда может справиться со стихией. Кроме того, могут подвести и синоптики – поздно прислать прогноз погоды или же ошибиться в расчетах", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.
Вместе с тем, отметил Игорь Злодеев, посадка на мель не всегда является для судна совсем уж безвыходной ситуацией.
"Здесь нужно смотреть по обстоятельствам - как и насколько глубоко судно село на мель (это называется потерей плавучести), технические возможности корабля, получил ли он какие-то повреждения корпуса. Например, если судно село на мель в период отлива, при этом оно целое, пробоин нет, потеря плавучести небольшая, то с приливом оно может самостоятельно попытаться сняться с мели. А вот если корабль в полном грузу (очень глубоко засел), да еще получил какие-то повреждения, тогда лучше вообще ничего не предпринимать, подавать сигнал SOS и ждать помощи спасателей", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Впрочем, посадка на мель – это лишь одна из многих неприятностей, с которыми могут столкнуться мореплаватели. К примеру, по словам Злодеева, судно может случайно налететь на подводные скалы или же на обломки затонувшего корабля.
"Порядка 85% всех аварий приходятся именно на человеческий фактор. Во-первых, в последнее время сильно упал уровень подготовки капитанов – к примеру, некоторые даже из них не умеют нормально пользоваться приборами, поэтому допускают ошибки при определении местоположения своего судна. Во-вторых, сейчас многие суда находятся в частной собственности. Их владельцы стремятся сэкономить и сокращают моряков, полагая, что, обладая современным оборудованием, смогут обойтись меньшим числом работников. В итоге у оставшихся членов экипажа, в том числе и у капитана, выполняющего слишком широкий круг задач, просто накапливается усталость, и ошибки допускаются уже из-за невнимания", - рассказал Игорь Злодеев.
Впрочем, по мнению специалиста, не стоит списывать со счетов и изменчивость природы.
"К примеру, с течением времени там, где раньше было глубоко, появилось мелководье или же раньше на каком-то участке не было подводных препятствий, но затонул какой-то корабль, и они появились. Но обо всем этом в соответствующие службы не сообщили, и как результат такая информация в соответствующих документах не отобразилась", - сказал он.
"Поэтому, я считаю, нужно чаще проводить корректуру карт. Этим занимаются гидрометеорологические предприятия, которые время от времени должны делать промеры, выявлять какие-то мелководные районы, какие-то подводные опасности. Вообще Дальний Восток довольно-таки тяжелое место для навигации, и здесь к безопасности мореплавания нужно подходить очень ответственно и в комплексе", - заключил инструктор морского учебно-тренажерного центра Государственного университета морского и речного флота.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"