Interfax-Russia.ru - Около 300 кубометров нефтепродуктов могло попасть в море с аварийного танкера "Каракумнефть", севшего на мель возле Курил.
По факту аварии танкера "Каракумнефть", севшего на мель недалеко от острова Итуруп (Средние Курилы), Дальневосточное следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба).
По данным следствия, в момент аварии на борту судна находилось более 1 тыс. 200 тонн топлива. Около 300 кубометров из них могло вылиться в море.
"Танкер получил пробоину в корпусе. По предварительным данным, через пробоину в море вылилось более 300 кубических метров топлива", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" официальный представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ Наталья Салкина, отметив, что сейчас следователи устанавливают все обстоятельства случившегося, в том числе и размер причиненного окружающей среде ущерба.
"В ходе обследования участков вдоль береговой полосы ближайших населенных пунктов на протяжении 10 км выявлены следы присутствия нефтепродуктов", - добавила Н.Салкина.
Танкер "Каракумнефть" сел на мель 15 февраля. Он привез топливо для электростанции Курильска и стоял на разгрузке в портпункте. Но начался сильный шторм, и экипаж судна решил переждать непогоду в море. На выходе из акватории портпункта его выбросило на мель.
Первоначально было непонятно, судно повреждено или нет. В частности, комиссия Курильского района по чрезвычайным ситуациям, в которую вошли представители местной администрации, МЧС и портовых властей, 17 февраля обследовала его и заявила, что танкер не пострадал.
"Комиссия по ЧС только что обследовала танкер. Осмотрела внутренние помещения судна. Визуально пробоин и запаха нефтепродуктов они не обнаружили", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель морского спасательного подцентра (МСПЦ) "Южно-Сахалинск".
В то же время сотрудники Дальневосточной транспортной прокуратуры утверждали, что в танкере пробоина.
Кстати, и информация о попадании топлива в воду тоже была противоречивой. В МСПЦ, например, опровергли информацию о том, что топливо попало в воду.
"Была информация о том, что в акватории видны следы нефтепродуктов. Но, судя по размерам (ширина пленки не более 1 метра) и толщине маслянистой пленки, скорее всего, это остатки нефтепродуктов, которые были на палубе судна, смытые волнами. Судно захлестывает волнами. В случае пробоины выбросы топлива в море были бы более мощными", - пояснил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель спасательного центра.
Не подтвердил факт утечки нефтепродуктов агентству и глава Курильского района Тигран Авенян, который заявил, что у него таких сведений нет. Тем не менее, на том, что топливо с танкера все же попало в воду, настаивают не только правоохранительные органы.
"Произведено обследование танкера "Каракумнефть", севшего 15 февраля на мель в Курильском заливе. В результате выявлен недостаток ГСМ в танках аварийного судна, объем которого устанавливается. На побережье выявлены следы присутствия нефтепродуктов", - сообщила в свою очередь пресс-служба ГУ МЧС по Сахалинской области.
Говорят о загрязнении природы нефтепродуктами и жители Итурупа.
"… съездил, посмотрел, по берегу походил, везде от Китового, Ванночки до Рыбаков выброс ГСМ вперемешку с шугой", - пишет, например, один из посетителей форума острова.
"B сети есть информация, что у "Каракумнефть" несколько пробоин, в море вылилось 300 тонн нефтепродуктов. Но кто знает, может и больше, если учесть, что солярка по всему побережью, и запах аж за Курильском стоит", - предполагает другой форумчанин.
Позже сведения об утечке топлива агентству "Интерфакс - Дальний Восток" подтвердил руководитель Сахалинского филиала Балтийского бассейнового аварийно-спасательного управления Вячеслав Филиппов.
"На берегу действительно есть запах нефтепродуктов. Обнаружены небольшие следы топлива на берегу. Но там к берегу прибивает шугу, скорее всего, вытекшее в море топливо находится под этой шугой", - отметил он, добавив, что морские спасатели выставляют на берегу бонновые ограждения.
В любом случае первоочередная задача сейчас – это откачать с "Каракумнефти" топливо.
Как сообщили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в МСПЦ "Южно-Сахалинск", из 1 тыс. 275 тонн нефтепродуктов, находящихся на борту судна, только около 900 предназначалось для местной электростанции. Этот объем и необходимо снять с танкера. Остальное топливо предназначено непосредственно для нужд судна, и его откачивать пока не планируется.
К месту аварии "Каракумнефти" уже прибыло спасательное судно "Атлас" Сахалинского филиала Балтийского бассейнового аварийно-спасательного управления. Кроме того, 18 февраля вертолет Ми-26 Дальневосточного авиационно-спасательного центра МЧС России доставил на Итуруп несколько тонн специализированного оборудования, необходимого для перекачки топлива, и 26 пассажиров - специалистов по ликвидации аварийных разливов нефти, спасателей Сахалинского поисково-спасательного отряда имени В.А.Полякова и оперативную группу ГУ МЧС по Сахалинской области.
"Откачку оставшихся на аварийном танкере "Каракумнефть" нефтепродуктов планируется произвести в резервуары, расположенные на берегу. Работы будут проведены с использованием мобильных насосов, которые будут установлены на танкере и рукавной линии, протянутой от танкера к берегу", - пояснили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в пресс-службе ГУ МЧС по Сахалинской области.
Непосредственно к перекачке топлива специалисты приступили 19 февраля, и по данным на утро 20 февраля, в танках "Каракумнефти" оставалось еще около 800 тонн нефтепродуктов.
"Спасатели продолжают снимать с борта танкера топливо, эти работы проводились всю ночь. В настоящий момент откачано на берег 127 кубометров дизтоплива. Топливо откачивают в бензовозы на берег, а они перевозят его на склад нефтепродуктов", - заявил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" капитан-координатор морского спасательного подцентра (МСПЦ) "Южно-Сахалинск".
Прибывшие бортом МЧС на Курилы водолазы обследовали "Каракумнефть" со стороны левого борта и обнаружили в корпусе судна шесть пробоин. Когда стало известно о повреждениях, топливо из танков, расположенных в левой части судна, перекачали в центральные, поскольку заделать пробоины, даже на время, пока невозможно. Что касается дальнейшего обследования танкера, то сделать это не позволяет сильное волнение моря. Не исключено, что правый борт судна также поврежден.
Впрочем, как бы то ни было, сейчас самое главное, чтобы ничто не осложнило откачку нефтепродуктов. Между тем, помешать этой работе может ухудшение погоды.
Обозреватель Вера Широкова