Мост между странами

Interfax-Russia.ru – Китайская сторона приступила к строительству своей части пограничного железнодорожного моста через реку Амур.

"Железнодорожная компания Тунцзян" приступила к строительству китайской части пограничного железнодорожного мостового перехода через реку Амур между китайским городом Тунцзян провинции Хэйлунцзян и селом Нижнеленинское в Еврейской автономной области. На эти цели организация взяла у Экспортно-импортного банка КНР кредит в 400 млн юаней.

"Об этом говорилось в Харбине на встрече губернатора провинции Хэйлунцзян Лу Хао с исполняющим обязанности директора Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона господином Евгением Сидоренко. Цель встречи в том, чтобы продвинуть строительство моста Тунцзян - Нижнеленинское. Лу Хао заявил, что китайская сторона строго выполнит свои обязательства, в данный момент строительную работу уже начали на месте", - сообщила "Интерфаксу" председатель Ассоциации прикладной экономики провинции Хэйлунцзян Чжан Чуньцзяо.

По ее словам, глава китайской провинции выразил надежду на то, что российские партнеры смогут преодолеть все трудности, связанные с реализацией данного проекта, в том числе "доказать противопаводковую способность моста и усилить техническое обеспечение". И, кроме того, ускорить темпы строительных работ на своей территории.

"Когда мост будет построен, все железные дороги Китая и России будут соединены, проблемы с перевозкой и расстоянием будут одновременно разрешены. Тунцзянский китайско-российский мост сократит расстояние перевозок через провинцию Хэйлунцзян до Хабаровска, Москвы на 500 км, уменьшит время перевозки на 7 часов. Расходы на перевозку тонны груза с вводом объекта уменьшатся на $6 (около 37,5 юаней), что приведет к ежегодной экономии в 300 млн юаней ", - отметила собеседница агентства.

Как известно, к строительству пограничного железнодорожного перехода через Амур ООО "Рубикон" (100%-ная "дочка" золотодобывающего альянса Petropavlovsk) и Тунцзянская железная дорога, входящая в корпорацию Chinese Railways, приступили в феврале этого года.

Мост строится на условиях государственно-частного партнерства. Частные инвестиции оцениваются в 6 млрд рублей. Они разделены поровну между российской и китайской сторонами. Еще 1,73 млрд рублей на обустройство пункта пропуска выделит федеральный бюджет.

Согласно проекту, общая протяженность ветки должна составить 2,2 км, из которых 1,9 км железной дороги будут относиться к китайской стороне и 0,3 км - к России. Завершить строительство объекта планируется в конце 2016 года.

Как ожидается, международный железнодорожный переход через Амур позволит компании IRC (структура Petropavlovsk, единственный производитель железной руды на Дальнем Востоке России) поставлять продукцию на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Руководство организации уже заявило о своем намерении создать в регионе горно-металлургический кластер, куда войдут Олекминский, Кимкано-Сутарский и Гаринский горно-обогатительные комбинаты, а также, в перспективе, Дальневосточный металлургический комбинат.

Кроме того, по словам Чжан Чуньцзяо, в ближайшее время начнется реализация и второго крупного российско-китайского проекта – строительства канатной дороги между городом Хэйхэ (Китай) и Благовещенском.

"Строительство канатной дороги через реку Хэйлунцзян (Амур) планируется начать в нынешнем году. Предварительно, во втором полугодии следующего года объект будет пущен в пробную эксплуатацию. Структура канатной дороги - двойная гондольная - копия с Зимней Олимпиады в Сочи", - сказала председатель Ассоциации прикладной экономики провинции Хэйлунцзян.

По ее словам, предполагается, что канатная дорога со стороны Китая начнется с острова Большой Хэйхэ. Длина ее составит около 1 км, время пересечения - до трех минут. В общей сложности по ней будет курсировать 12 групп гондол вместимостью до 40 человек. Таким образом, проектная мощность канатной трассы составит 2 тыс. пассажиров в час. Объект сможет выдерживать температуру воздуха до -45°С и штормовой ветер силой до 7 баллов.

Чуньцзяо напомнила, что в настоящее время транспортное сообщение между Благовещенском и Хэйхэ осуществляется судами по Амуру, зимой - по льду на глиссере с воздушной подушкой, либо по ледовой дороге или наплавному мосту.

Еще важным для Дальнего Востока проектом (правда, пока только находящимся на стадии рассмотрения) является строительство совместного транспортного коридора между Сахалином и Японией. Причем, как считают специалисты, эффект от его реализации для обеих сторон будет более чем ощутимым. К примеру, Япония, как одна из самых крупнейших экономик мира, получит прямой доступ к железнодорожной транспортной инфраструктуре Евразии, а Россия обретет экономические выгоды от увеличившегося транзита грузов по своей территории, что, в том числе позволит ей ускоренными темпами развивать дальневосточные регионы.

"Для Хабаровского края этот проект представляет очень большой интерес, это возможность создания другого качества жизни не только для сахалинцев, но и для жителей северо-восточных районов нашего края. Для нас он важен тем, что дает возможность пройти железной дорогой северо-восточные районы края, а также связать железной дорогой развивающийся порт Де-Кастри Хабаровского края", - заявил на международной конференции, посвященной строительству транспортного перехода "Сахалин-материк", первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Александр Левинталь.

Кроме того, как считает чиновник, строительство моста между Сахалином и материком даст мощный толчок освоению месторождений Хабаровского края. Так, по словам Левинталя, мостовой переход и железная дорога по северо-востоку Хабаровского края позволит привлечь к разработке богатых природных ресурсов, находящихся в этой части региона. Также, по мнению специалиста, железная дорога также даст возможность доставлять лес из северных районов Хабаровского края в его перерабатывающие центры, а не отправлять морем на экспорт, как это приходится делать сейчас.

"Прирост ВРП от реализации проекта перехода "Сахалин - материк" будет даже больше для Хабаровского края, чем для Сахалина. Это комплексный проект, который дает большие плюсы краю, обеспечивает транспортную доступность, закрывает проблему "северного завоза". Только на стадии строительства будет занято 5 тыс. человек на территории нашего края, плюс 3,5 тыс. новых рабочих мест край получит на стадии эксплуатации новых железнодорожных путей и объектов", - пояснил он.

"Так что мы полностью поддерживаем этот проект, и будем прилагать все усилия для его реализации", - заключил Александр Левинталь.

Помимо зампреда правительства Хабаровского края идею строительства транспортного перехода "Сахалин - материк" поддержали и другие эксперты, принимавшие участие в конференции. Как отмечается в ее итоговой резолюции, участники мероприятия приняли решение рекомендовать правительству России включить этот проект в перечень приоритетных инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"