Ледовый капкан

Interfax-Russia.ru – Продолжается спасательная операция по вызволению из ледового плена судов, застрявших в Охотском море.

Завершившиеся новогодние каникулы были не самым легким временем для дальневосточных моряков. Вот уже более десяти дней в Сахалинском заливе Охотского моря продолжается масштабная операция по спасению судов, попавших в ледовый плен. Напомним, 30 декабря во льдах Сахалинского залива застряли рефрижератор "Берег Надежды", научно-исследовательское судно "Профессор Кизеветтер", плавбаза "Содружество". Всего в этот день оказались обездвиженными около 10 судов из Приморского края. Они вели в Охотском море промысел и на время шторма зашли в залив для перегруза выловленной рыбы на транспортные суда. Пока шла перегрузка, шуга (рыхлые скопления льда, возникающие из всплывшего на поверхность внутриводного и мелкобитого льда – ИФ) в заливе смерзлась и превратилась в лед. Семи судам удалось самостоятельно вырваться из ледового капкана, а "Берег Надежды", "Профессор Кизеветтер" и "Содружество" были вынуждены подать сигнал бедствия. На их борту находилось в общей сложности около 400 человек. Новый год им всем пришлось встречать в море.

Уже 1 января на помощь обездвиженным судам отправились два мощных ледокола. "Из Магадана вышел ледокол "Магадан". (…) Из порта Де-Кастри Хабаровского края в Сахалинский залив идет ледокол "Адмирал Макаров", который задействован в проводке танкеров с нефтью проекта "Сахалин-1" через Татарский пролив", - сообщили агентству "Интерфакс-Дальний Восток" в морском спасательном подцентре (МСПЦ) "Южно-Сахалинск" 1 января.

"Со всеми судами есть связь, у них работает полное жизнеобеспечение: на всех судах – питание, вода и медобслуживание. Оперативных мер сейчас не требуется", - заявил 1 января министр транспорта Игорь Левитин на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным. Он сообщил также, что люди, находящиеся в море, вне всякой опасности. "Для них угрозы нет. Три судна находятся вместе. И если потребуется, плавбаза позволяет осуществить эвакуацию".

Между тем, пока ледоколы "Магадан" и "Адмирал Макаров" спешили на помощь, дрейфующие льды остановили еще два судна – рефрижератор "Антон Гурин" и сейнер "Мыс Елизаветы", на борту которых находилось более 100 человек. Они намертво встали посреди залива 3 и 4 января соответственно. Как выяснилось, экипажи этих судов просто-напросто проигнорировали предупреждение спасателей, которые предостерегали от выхода в открытое море в эти дни, и, таким образом, стали заложниками собственной халатности. Их, однако, ледоколы взяли на буксир первыми.

"Рефрижератор "Антон Гурин" и траулер "Мыс Елизавета" выведены в самостоятельное движение в поле разряженного льда. Они продолжают движение к чистой воде со скоростью 6 узлов", - сообщило 5 января Федеральное агентство по рыболовству со ссылкой на своего руководителя Андрея Крайнего, координирующего спасение рыбопромысловых судов.

На этом этапе спасательной операции, правда, случилась еще одно досадное ЧП. Ледокол "Магадан" сам застрял во льдах, и его пришлось буксировать более мощному "Адмиралу Макарову". Проводив его в безопасную воду, "Адмирал Макаров" смог, наконец, приступить к вызволению судна "Профессор Кизеветтер". Его решено было выводить следующим как наиболее узкое и легкое по сравнению с "Берегом Надежды" и "Содружеством". 6 января ледоколу "Адмирал Макаров" удалось подойти к "Профессору Кизеветтер" и взять его на "усы" (короткий буксир – ИФ). Так на буксире он вывел его в район разряженных льдов. Позже транспортировку продолжил менее мощный ледокол "Магадан".

"Судно передано ледоколу для буксировки в безопасный район плавания, а "Адмирал Макаров" отправился за двумя оставшимися судами, зажатыми во льдах Охотского моря", - сообщил 7 января представитель пресс-службы Минтранса РФ.

Спасти из ледового плена плавбазу "Содружество" и транспортный рефрижератор "Берег Надежды" оказалось намного сложнее – они до сих пор заблокированы льдами. Попытки увести их в безопасное место продолжаются вот уже несколько дней. Так, "Адмирал Макаров" еще 8 января взял рефрижератор под проводку, но вывести его так и не смог. Ледовые условия в месте операции были очень сложными, кроме того, работу существенно осложняли сильный ветер и снег. Поэтому на помощь застрявшим судам отправился еще один мощный ледокол – "Красин". Решено было, что в дальнейшем он совместно с "Адмиралом Макаровым" будет буксировать "Берег Надежды". 10 января утром ледоколы и рефрижератор начали совместное движение в сторону ледокола "Магадан", который находится в зоне разряженных льдов и должен оттуда вывести "Берег Надежды" на чистую воду.

"Они идут караваном. Впереди ледокол "Красин" пробивает канал, вплотную за ним идет "Адмирал Макаров", который на коротком буксире ведет "Берег Надежды", - сообщили агентству "Интерфакс-Дальний Восток" в пресс-службе Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) 11 января.

Для того чтобы оптимизировать маршрут ледоколов 11 января к спасательной операции подключили еще и летчиков МЧС. Взяв на борт специалиста-гидролога с "Адмирала Макарова", в течение двух часов они с воздуха изучали ледовую обстановку вокруг застрявших судов. По итогам этой своеобразной разведки специалисты разработали оптимальное направление прокладки ледового канала в обход торосов и зон сжатия льдов, но самое главное – они обнаружили, что ледовые каналы больше не затягиваются льдом, как раньше, а потому решено было временно оставить "Берег Надежды" и по проложенному пути вернуться за плавбазой "Содружество", а потом, уже одновременно с ней, окончательно вывести рефрижератор.

Вывод плавбазы "Содружество" оказался самым тяжелым этапом спасательной операции. Дело в том, что она – самое большое из застрявших в море судов. Стоило ледоколу "Красин" взять плавбазу на буксир, как оборвался буксировочный трос.

"По причине разрыва буксирного конца движение пришлось приостановить. Сейчас проработана новая схема заводки буксира через якорь-цепь (вместо буксировочного троса будет использована якорная цепь плавбазы - ИФ)", - сообщил журналистам в среду, 12 января, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.

"Люди чувствуют себя нормально, с точки зрения безопасности у экипажей судов проблем никаких нет. Запасы топлива на ледоколах достаточные - 900 тонн, это порядка шести дней работы, мы считаем, что этого достаточно до завершения операции. Тем не менее, танкер "Виктория" сегодня подходит к точке встречи с ледоколом "Магадан", на всякий случай", - добавил он. Замминистра также сообщил, что, возможно, ледокол "Магадан" в ближайшее время вернется в порт Магадан, так как необходимости в его привлечении к спасательной операции больше нет.

Предполагается, что ледоколы дотащат "Берег Надежды" и "Содружество" до нынешнего местонахождения "Магадана". Оттуда эти суда уже самостоятельно будут добираться до места назначения.

По общей оценке специалистов, ледовая обстановка в эти дни в Сахалинском заливе очень сложная, и возникший "морской коллапс" – достаточно неожиданное явление, возникшее впервые за много лет. Тем не менее, завершить уже порядком затянувшуюся спасательную операцию планируется в ближайшее время.

"Мы рассчитывали, что операция завершится к полудню завтрашнего дня (в четверг - ИФ), сегодня полагаем, что, наверное, это случится немного позже", - заявил Виктор Олерский.

Остается надеяться, что больше никакие непредвиденные обстоятельства не вмешаются в ход спасательной операции, и сотни моряков, которые вот уже вторую неделю мечтают ступить на сушу, наконец, вернутся домой.

Обозреватель Вера Широкова