Interfax-Russia.ru – Вертолет Ми-2, принадлежавший авиационно-спортивному клубу, потерпел крушение на Камчатке. Находившиеся на борту командир судна и техник погибли.
24 марта в 18:50 по камчатскому времени (10:50 мск) в Центр управления в кризисных ситуаций Главного управления МЧС России по Камчатскому краю поступило сообщение о том, что в 50 километрах от Петропавловска-Камчатского упал вертолет Ми-2. Крушение произошло в 18:20 (10:20 мск) в долине реки Паратунка в Елизовском районе. Упавшее судно обнаружил экипаж пролетавшего вертолёта Ми-8 авиакомпании "Витязь-Аэро". Он совершил посадку в районе происшествия, и экипаж сразу начал помогать пострадавшим.
К месту крушения также вылетел вертолет со спасателями и медиком на борту. Кроме этого, в готовности вылететь к месту происшествия находился вертолёт Ми-8 МЧС России с группой спасателей и кинологов и наземная группировка сил и средств.
Для координации действий Дальневосточный региональный центр МЧС России и Главное управление МЧС России по Камчатскому краю развернули оперативные штабы. По данным ГУ МЧС России по Камчатскому краю, всего к поисково-спасательной операции привлечено 90 человек и свыше 10 единиц техники, в том числе воздушные суда.
По уточненной информации, на борту вертолёта Ми-2 находилось 2 члена экипажа, их тела были извлечены из-под обломков в ходе поисково-спасательных работ. Других пассажиров на борту не было. "Погибли командир экипажа и бортинженер. Их зажало фюзеляжем разбившегося вертолета. Больше людей на борту Ми-2 не было", - сказал представитель ГУ МЧС России по Камчатскому краю.
Вертолет с бортовым регистрационным номером RF-01186 принадлежал авиационно-спортивному техническому клубу Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Судно выполняло технический полет. Командир экипажа, летчик 3 класса Виктор Мартынов и бортмеханик Валерий Киселев "облетали" вертолет после плановой замены двигателя.
По факту крушения вертолета Ми-2 следственный отдел Следственного комитета России по гарнизону Петропавловск-Камчатский возбудил уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
25 марта спасатели завершили работы на месте крушения вертолета Ми-2 в Елизовском районе и передали тела летчика Виктора Мартынова и бортмеханика Валерия Киселева судмедэкспертам.
А губернатор Камчатского края Владимир Илюхин выразил соболезнования семьям погибших членов экипажа разбившегося вертолета Ми-2. "Произошедшая трагедия - наша общая боль и утрата. Вместе с родными и близкими скорбит весь Камчатский край, для которого авиация всегда была и будет не просто транспортной составляющей, а основой жизни и развития", - отметил Владимир Илюхин.
Расследованием причин катастрофы занимается также комиссия оборонного общества, назначенная председателем ДОСААФ России.
Официальные причины крушения вертолета Ми-2 ни следственные органы Камчатского края, ни регионарное управления МЧС пока не озвучили.
В свою очередь, специалист Центра анализа стратегий и технологий Максим Шеповаленко считает, что катастрофа могла произойти по двум причинам: ошибка пилота или ненадлежащее состояние двигателя воздушного судна.
"Не надо забывать, что Камчатка – это горный район, район с очень сложными метеоусловиями, где постоянно бывают туманы и другие природные явления. Вертолет Ми-2 не оснащен бортовой радиолокационной станцией, в отличие от вертолетов последнего поколения. То есть это очень старая машина, она может осуществлять только визуальные полеты", - сказал Interfax-Russia.ru Максим Шеповаленко.
Эксперт добавил, что пилот рухнувшего вертолета в условиях ограниченной видимости мог просто не увидеть препятствия. "Могло произойти все, что угодно. Например, вертолет в тумане мог зацепиться за провод, что, кстати, бывает очень часто с вертолетами. В целом, могла произойти ошибка в пилотировании в сложных метеоусловиях", - подчеркнул Шеповаленко.
Собеседник Interfax-Russia.ru также не исключил варианта установки некачественного двигателя на вертолет. Как известно, судно совершало технический полет и "обкатывало" новый двигатель, установленный в рамках планового ремонта.
"Эти машины (Ми-2 – ИФ) очень старые. Двигатели, соответственно, тоже старые. Речь может идти о контрафактных запчастях", - рассказал эксперт.
По его мнению, вполне возможно, что на вертолет был установлен двигатель, отживший свой срок, но обновленный внешне. И при испытаниях в воздухе запчасть, выработавшая свой ресурс, просто не справилась с нагрузкой, что и привело к крушению.
Хроника крушений
Это не первая катастрофа с участием воздушного транспорта, случившаяся на Камчатке за последние пять лет.
Самая крупная из них произошла в апреле 2010 года. Тогда вертолет с иностранными туристами попал под снежную лавину в районе перевала Дукуп, в 67 км от города Елизово. В полете на борту находились 18 человек, в том числе семь россиян: три члена экипажа, внук командира и пассажиры, а также 11 сноубордистов из Германии и один гражданин Бельгии. Вертолет Ми-8, высадив группу на вершине склона, спустился в распадок дожидаться туристов. В этот момент сошла лавина объемом до 2 млн кубических метров, которая протащила вертолет более 200 метров по склону горы. В результате корпус Ми-8 был разрушен полностью, погибли два члена экипажа, находившиеся на борту, и восемь туристов, которые в момент схода лавины находились на склоне горы. Семерым туристам и одному члену экипажа удалось спастись.
В сентябре 2012 года самолет Ан-28, принадлежавший авиакомпании "Петропавловск-Камчатское авиапредприятие" и следовавший по рейсу Петропавловск-Камчатский-Палана, потерпел крушение в 10 км от Паланы. В результате аварии самолета Ан-28 пострадали 4 человека (двое мужчин, женщина и подросток), 10 человек погибли.
А в июле 2013 года частный пассажирский легкий вертолет "Робинсон-44" упал в трех километрах севернее села Ивашка в Карагинском районе. Вертолет рухнул на ставной невод в акватории Берингова моря в районе устья реки Дранка в 20 метрах от берега. В авиакатастрофе погиб сидевший за штурвалом вертолета 39-летний дальневосточный бизнесмен Александр Кузьмин, являвшийся гендиректором ЗАО "Хайрюзовский рыбоконсервный завод" и ООО "Рыболовецкая артель "Белореченск", владеющий 10% в ООО "Рыбопроизводственный комбинат "Находкинский". Его пассажиром был 23-летний Максим Куликов - сын владельца нескольких камчатских рыбных заводов. Он тоже погиб.
Обозреватель Елена Рожкова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"