Interfax-Russia.ru — Путин потребовал решить оперативно проблему с контейнерным трафиком на Дальнем Востоке.
Президент РФ Владимир Путин призвал не допустить проблем с железнодорожными перевозками строительных и других грузов из-за увеличения контейнерного трафика через Дальний Восток.
"Увеличился объем контейнерных перевозок из Китая. Контейнерные перевозки из Китая — они премиальные, они выгоднее для РЖД, это тоже хорошо известно, шахтеры же постоянно на это жалуются. (…) Нужно определить приоритеты, — так вот определите их. Нельзя же без цемента оставлять целый регион и без других строительных материалов! А за этим, не ровен час, чего-нибудь еще там не будет хватать", — заявил глава государства в беседе с министром транспорта РФ Виталием Савельевым в ходе онлайн-совещания с членами правительства РФ 10 ноября.
"Обязательно наведите порядок как можно быстрее и доложите председателю правительства", — добавил Путин.
Также президент уточнил, нужно ли ему обсуждать ситуацию с главой РЖД Олегом Белозеровым или же Савельев сам сможет с ним обо всем договориться. В ответ на это глава Минтранса заверил Путина, что находится на связи со своим коллегой и готов решить данный вопрос.
"У нас экспортный груз идет из Китая, Южной Кореи, Японии. Их много, но эти контейнеры идут по Транссибу в сторону Европы, а мы как раз говорим о том грузе, который железная дорога доставляет в порты Дальнего Востока, и дальше каботажем мы их должны из порта Владивосток развозить, в этом проблема. И для этого компании, которые есть, SASCO и FESCO, должны были взять на пиковые периоды сюда фрахт. Поэтому мы решим этот вопрос, я надеюсь, найдем решение сами", — сказал министр.
Президент в свою очередь уточнил, достаточно ли у РДЖ для таких перевозок подвижного состава и локомотивов. Руководитель Минтранса ответил утвердительно.
"Проблем с железной дорогой нет. Все работает, мощностей порта хватает", — сказал Савельев.
"Российские железные дороги" со своей стороны заявили, что "взаимодействуют с портами по оперативному завозу первоочередных грузов в отдаленные регионы". По данным компании, на подходах к местным морским гаваням находится 406 вагонов с такой продукцией, средняя маршрутная скорость перевозок — 613 км/сутки, "отклонений от графика нет". Также в компании отметили, что клиенты предоставляется возможность "быстрого отправления контейнеров в полувагонах" (до недавнего времени в отношении такого способа доставки действовали ограничения, введенные в 2014 году; контейнеры же доставлялись на фитинговых платформах).
"Это позволит сбалансировать использование мощностей портовых терминалов. Технологию уже опробовали три дальневосточных порта. Всего организовано 9 площадок. (9 ноября РЖД — ИФ) отправили целый поезд с контейнерами в полувагонах. Жалоб на качество перевозки у клиентов не было", — добавляла при этом компания.
Отметим, что в январе-октябре 2021 года Дальневосточная железная дорога (ДВЖД, филиал ОАО "РЖД") увеличила перевозки контейнеров во всех видах сообщения на 26,5% по сравнению с показателем аналогичного периода 2020 года — до 775,5 тыс. TEU. В том числе во внутреннем сообщении отправлено 189,2 тыс. TEU (снижение на 7,6%), в экспортном — 54,6 тыс. TEU (рост на 40,1%), в импортном — 442,9 тыс. TEU (рост на 38,2%), в транзитном — 88,7 тыс. TEU (рост на 82,7%).
Количество груженых контейнеров, перевезенных во всех видах сообщения, в январе-октябре 2021 года выросло на 43,7%, до 683,8 тыс. TEU. Перевезено 7,7 млн тонн грузов (рост на 39,9%).
В том числе перевозка промышленных товаров увеличилась в 1,5 раза, до 117,3 тыс. TEU, химикатов и соды — на 39%, до 103,2 тыс. TEU, автомобилей и комплектующих — в 1,7 раза, до 64,3 тыс. TEU, лесных грузов — на 14,7%, до 33,5 тыс. TEU, метизов — в 1,5 раза, до 97,8 тыс. TEU, черных металлов — на 30,4%, до 15 тыс. TEU.
Напомним, дальневосточная железная дорога проходит по территории шести субъектов РФ: Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Сахалинской, Еврейской автономной областей и Якутии.
Тем временем, в пресс-службе Минтранса России журналистам заявили, что решить проблемы с доставкой грузов в порты Дальнего Востока ведомство планирует к концу ноября.
"В середине декабря ожидается полная нормализация ситуации путем вывода суммарной нормы накопления судовых партий грузов в портах Приморья до нормативных величин", — сказал представитель Минтранса.
По данным ведомства, рабочая группа по контролю за ситуацией уже приняла несколько решений для улучшения ситуации — в том числе о переходе морских портов дальневосточных регионов на круглосуточный режим работы при наличии судов под грузовыми операциями, постановке на каботажные линии дополнительно четырех судов для снятия пиковых нагрузок, а также о согласовании судоходными компаниями с операторами терминалов морских портов расписания работы судов на каботажных линиях с целью выхода на объем хранения грузов в портах, не превышающий объема одной судовой партии на одну линию.
Также по решению специалистов в морской порт Анадырь для постановки судов к причалам направили многофункциональное аварийно-спасательное судно "Спасатель Заборщиков" (ФГБУ "Морспасслужба") с ледовым классом Arc5. В морской порт Певек для ледокольной проводки судов в восточном направлении следует ледокол "Новороссийск" (ФГУП "Росморпорт"). Выход же судов из Певека в западном направлении до 20 ноября обеспечит атомный ледокол "Ямал" (ФГУП "Атомфлот").
В целом же, как ранее заявлял пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, перебои в снабжении жителей Дальнего Востока продовольствием связаны с постковидным восстановлением мировой экономики.
"Мы знаем, что есть определенные логистические проблемы, вызванные развивающимся в последние недели международным логистическим кризисом. Это постковидные проявления мировой экономики. Действительно, на Дальнем Востоке порты перегружены, инфраструктура еле-еле справляется с кратно возросшим потоком, прежде всего, импортных грузов", — сказал он журналистам.
При этом Песков подчеркнул, что "по линии правительства меры принимаются, и, конечно же, этот вопрос и на контроле у президента".
В свою очередь вице-премьер-полпред президента в ДФО Юрий Трутнев потребовал у Минтранса внимательнее отслеживать ситуацию с грузами в портах Приморского края, чтобы случаи со скоплением контейнеров не повторялись. По его словам, когда он поручил разобраться с ситуацией, в портах скопилось более 5 тыс. 300 контейнеров, за прошедшую неделю (с 1 по 7 ноября — ИФ) количество контейнеров уменьшилось на 30%.
"До 30 ноября мы должны выйти на плановые, регулярные остатки. Норма накопления в этих портах 2200 контейнеров. Вот на эту цифру мы должны выйти до конца месяца", — сказал он.
Ранее губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко сообщал, что более 1,1 тыс. контейнеров с грузами в адрес региона ожидают в портах Приморского края. При этом, по его словам, проблема с задержками отправки контейнеров образовалась на всем Дальнем Востоке. Причиной возникших сложностей стала пандемия и загруженность терминалов Приморья.
Также о проблеме с доставкой грузов говорил и губернатор Камчатского края Владимир Солодов. В середине октября он обратился за помощью к вице-премьеру, полпреду президента РФ в ДФО Юрию Трутневу. По его мнению, сложившаяся ситуация связана с "изменениями и кризисом в глобальной логистике, перенаправлением грузов из Китая, Суэцкого канала на Транссиб, в результате чего в портах Владивостока скопилось огромное количество контейнеров и грузов".