Ко дну "под удобным флагом"

Interfax-Russia.ru – Промысловая шхуна Gingo c пятью россиянами на борту затонула в проливе Лаперуза. В кораблекрушении, скорее всего, виноват сам экипаж – он вывел судно в море в сильнейший шторм.

Очередное кораблекрушение произошло недалеко от Сахалина - 25 декабря в проливе Лаперуза, соединяющем Охотское и Японское моря, затонула рыболовецкая шхуна Gingo, на борту которой были россияне. Сигнал бедствия судно подало рано утром. Когда подоспела помощь, шхуна уже затонула.

"Сигнал "SOS" аварийного буя зарегистрирован спасательными службами в 1:00 мск в районе пролива Лаперуза около мыса Крильон. В 3:50 мск японское судно береговой охраны подняло на борт аварийный буй. В 4:45 мск в 7 км от берегов Японии найдены тела трех неизвестных", - рассказал агентству "Интерфакс - Дальний Восток" начальник пресс-службы Дальневосточного регионального центра (ДВРЦ) МЧС Сергей Викторов.

По его словам, тело одного погибшего подняли на борт моряки судна "Залив Васильев", двух других - экипаж японского судна береговой охраны.

Сначала было неизвестно ни название затонувшего судна, на под флагом какой страны оно ходило. Потом появилась информация, что судно называлось "Альфа 3" и было приписано к одному из портов Камбоджи. Но она в итоге не подтвердилась.

"По документам, найденным спасателями, судно называлось не "Альфа 3", как сообщали СМИ, а Gingo, и в его экипаж входили 5 россиян и 3 иностранца", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" начальник пресс-службы ДВРЦ МЧС России Сергей Викторов.

Российская и японская сторона немедленно развернули в проливе Лаперуза совместную спасательную операцию. 25 декабря моряков с затонувшей шхуны разыскивали четыре российских и несколько японских судов. А 26 декабря в районе, где предположительно произошла авария, остались буксир "Атлас" и траулер "Палия".

"В проливе Лаперуза не утихает шторм, это значительно осложняет спасательную операцию", - пояснила 26 декабря агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель пресс-службы Дальневосточного регионального центра МЧС Екатерина Потворова.

"Тела двух рыбаков, которые ранее были подняты японскими пограничниками, переданы российской стороне. Сейчас тела всех найденных рыбаков с Gingo находятся на борту "Атласа", - добавила она.

По словам Екатерины Потворовой, когда закончится спасательная операция, "Атлас" доставит их в один из российских портов.

Между тем, Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета России уже начало процессуальную проверку по факту обнаружения в проливе тел моряков. Пока следователи склоняются к версии, что экипаж Gingo сам виноват в случившемся. В той части пролива, где ориентировочно шхуна пошла ко дну, 25 декабря был сильный шторм, и судно от него должно было где-нибудь укрыться. Но экипаж судна этого не сделал.

"Основная версия крушения судна - нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, допущенные капитаном судна", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" официальный представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР Наталья Салкина.

"В координатах места бедствия шхуны были неблагоприятные погодные условия. В ходе проверки будет проведен весь комплекс мероприятий, направленных на установление обстоятельств гибели моряков. По результатам проверки будет принято процессуальное решение", - подчеркнула Наталья Салкина.

Она также рассказала, что по предварительной информации шхуна ходила под флагом Королевства Камбоджа. Последний раз ее видели в порту Вакканай в Японии.

И это не первое за последние дни морское происшествие с российскими моряками. В тот же день, 25 декабря, сигнал "SOS" вынуждена была подать еще одна рыболовная шхуна, также находившаяся недалеко от берегов Сахалина - в северной части Японского моря в Татарском проливе. В шторм судно Success потеряло ход, его насосы перестали справляться с откачкой воды. К счастью, на помощь шхуне вовремя подоспел теплоход Дальневосточного морского пароходства "Челябинск". Он взял к себе на борт экипаж промыслового судна, который состоял из 13 россиян, и вместе с ним укрылся от непогоды возле материкового побережья Татарского пролива. Никто из экипажа Success не пострадал, зато вот судьба самой шхуны пока не ясна – возможно, она, оставшись без управления, затонула. Эта шхуна, кстати, тоже вела рыбный промысел под флагом Камбоджи.

18 декабря в Охотском море затонула в шторм плавучая буровая платформа "Кольская", на борту которой находилось 67 человек. Когда она перевернулась, удалось спасти только 14 из них. Все остальные либо все еще числятся без вести пропавшими, либо уже официально признаны погибшими. Сейчас следователи выясняют, что стало причиной кораблекрушения. Приоритетной у них пока остается версия о нарушении правил безопасности. Что, пожалуй, уже давно никого не удивляет – в России именно халатное отношение к соблюдению этих правил чаще всего становится причиной самых серьезных аварий.

Еще одно ЧП приключилось с российскими моряками у берегов Антарктиды – там в ледовый попал плен рефрижератор "Спарта". Судно получило пробоину в 2 тыс. миль от Новой Зеландии и 15 декабря попросило о помощи. Его "SOS" услышали, и очередную трагедию удалось предотвратить. Экипаж "Спарты" самоотверженно спасал свой траулер, откачивая заливавшую его воду, пока 26 декабря к нему не пробился южнокорейский "Араон". Этому судну предстоит сначала откачать со "Спарты" топливо, и уже после этого оно попробует вывести рефрижератор из скованных льдом вод.

Кстати, нельзя не отметить, что и Gingo, и Success были "подфлажниками" – ходили под так называемыми "удобными" флагами. Выбрать "удобный" флаг - значит зарегистрировать судно за рубежом - в одной из стран, предоставляющих оффшорные льготы. Именно "подфлажники" чаще всего попадаются на браконьерском промысле, и именно с их участием в море чаще всего происходят трагедии, поскольку столь же пренебрежительно, как и к правилам рыбного промысла, на таких судах относятся к правилам безопасности и к трудовым правам моряков. Там зачастую не бывает спасательных средств, за техническим состоянием судов никто не следит, с экипажем, как правило, не заключают коллективный трудовой договор.

Шхуну Gingo, в частности, за незаконный промысел уже задерживали сахалинские пограничники - в октябре им даже пришлось устроить за судном погоню, потому что экипаж "подфлажника" отказывался останавливаться и пытался уйти в воды Японии.

"Две трагедии у берегов Сахалина свидетельствуют о том, что многочисленные так называемые рыболовные суда под "удобными" флагами продолжают вести преступную промысловую деятельность в исключительной экономической зоне России. При этом их владельцы пренебрегают не только законным запретом на промысел, но и мерами безопасного судовождения, в результате чего гибнут люди", - сообщил "Интерфаксу" руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.

Обозреватель Вера Широкова