Капитан, капитан, защищайтесь

Interfax-Russia.ru - В расследовании гибели 20 человек на атомной подлодке "Нерпа" появились новые высокопоставленные фигуранты.

В уголовном деле о катастрофе на атомной подводной лодке "Нерпа", в результате которой погибли 20 человек, появились новые фигуранты. Военное следственное управление СКП РФ по Тихоокеанскому флоту (ТОФ) предъявило обвинение в халатности (ч.3 ст. 293 УК РФ) командиру субмарины Дмитрию Лаврентьеву и Сергею Захарченко – бывшему командиру бригады, в которую входила лодка. Об этом сообщила в среду газета "Коммерсант" со ссылкой на информированный источник в силовых структурах, близкий к расследованию аварии.

Издание отмечает, что двум капитанам первого ранга вменяется в вину плохая подготовка подчиненных. Официальных комментариев ни прокуратура, ни командование флота не дает, ссылаясь то, что на расследование инцидента наложен гриф "совершенно секретно". Вместе с тем, сообщение о новых фигурантах громкого дела здесь и не опровергают. Кроме того, еще в конце 2008 года один из бывших высокопоставленных офицеров ТОФ заявил журналистам, что "без санкций к командиру "Нерпы" дело не обойдется".

До сих пор в деле в качестве единственного и главного, по версии следствия, виновника трагедии фигурировал только матрос-контрактник Дмитрий Гробов. Ему предъявили обвинение в "причинении смерти по неосторожности двум и более лицам" (ч. 3 ст. 109 УК РФ).

Как полагает следствие, именно он несанкционированно запустил систему пожаротушения с одного из локальных пультов управления, расположенного во втором отсеке. Это и привело к непоправимым последствиям.

"Система пожаротушения сработала в штатном режиме, после того как Гробов совершил ряд предусмотренных программой манипуляций", - сообщает источник "Коммерсанта" в силовых ведомствах. По его словам, все члены экипажа "Нерпы" обладали информацией о возможности запуска системы пожаротушения в ручном режиме. "Гробов не мог не знать, к чему могут привести его действия", - сделал вывод собеседник издания. Назначенная судом Гробову психиатрическая экспертиза показала, что "обвиняемый абсолютно вменяем". В настоящее время матрос продолжает служить в Камчатском крае, с него взята подписка о невыезде.

Вместе с тем, как стало известно Interfax-Russia.ru, Дмитрий Лаврентьев по сей день продолжает командовать подлодкой, а Сергей Захарченко был уволен в запас в связи с выходом на пенсию в конце 2009 года. Оба офицера также категорически отказываются комментировать известие о предъявленных им обвинениях.

Interfax-Russia.ru писал о трагедии, которая разыгралась чуть более года назад в Японском море во время испытаний субмарины. Напомним, что 8 ноября на атомной подлодке, которая проходила ходовые испытания, неожиданно сработала система пожаротушения. Невидимый газ стал быстро заполнять отсеки, люди стали терять сознание, на месте скончались 20 человек: 17 гражданских из сдаточной команды, в основном специалисты Амурского судостроительного завода, и трое военных. Еще более 40 человек в срочном порядке доставили в госпитали, их удалось спасти. Всего на тот момент на борту субмарины находилось 208 испытателей.

Причиной отравления людей изначально считали газ фреон, который появился в результате срабатывания системы пожаротушения. Но это сразу породило вопрос – почему погибшие не успели воспользоваться портативными дыхательными аппаратами, которые, по правилам, должны были постоянно держать при себе, а вместо этого падали замертво, сделав всего несколько вздохов. Специалисты-химики подчеркивали – фреон только "слегка опьяняет, но не убивает".

Дальнейшие исследования жидкости в системе пожаротушения на подлодке показали, что вместо малотоксичного вещества в ней был ядовитый тетрахлорэтилен. Об этом заявил главный инженер Амурского судостроительного завода Александр Меринов. "Анализы показали, что на две трети присутствовала эта примесь. А должен был быть тетрафтордибромэтан – малотоксичное вещество, которое особых мер предосторожности не требует", - сказал он.

Впрочем, следствие гораздо больше интересовал не состав жидкости, а то, что именно подтолкнуло молодого матроса дернуть рубильник и на время превратить подлодку в душегубку. Гробов на первом же допросе сознался в том, что преднамеренно запустил злополучную систему. Зачем? "Любопытство, помноженное на безалаберность", - объясняет источник, близкий к расследованию.

Многие коллеги по службе Гробова и жители Большого Камня, где находится сдаточная база Амурского судостроительного завода, отказались верить в такую трактовку событий. "Мы не верим, что он мог специально или случайно включить ЛОХ (лодочная объемная химическая защита – ИФ). Я давно с ним служу – с 2003 года. Он не новичок. Грамотный специалист. Не первый год служит на флоте", - рассказал журналистам один из членов экипажа "Нерпы".

Впрочем, в начале декабря 2008 года сотрудник пресс-службы Амурского судостроительного завода Марина Радаева, ссылаясь на данные специалистов предприятия, поделилась информацией о ходе расследования инцидента. Она рассказала, что "согласно показаниям самого матроса, им был включен "ревун", оповещающий сигнал о том, что на лодке происходит какой-то процесс". "Восемь комбинаций, которые должны знать все вахтенные и вся команда, он набрал", - добавила она. По ее словам, видимо матросу-контрактнику не хватило опыта и информации, так как именно на АПЛ "Нерпа" "ревун" и подача газа происходят одновременно.

Почему у Гробова не было "опыта и информации"? Этот вопрос стал тревожить следователей. Осенью прошлого года следствие сообщило, что намерено проанализировать действия командования подлодки в той ситуации. "Эксперты должны дать оценку, насколько экипаж был готов к нахождению на подлодке, к действиям в экстремальной ситуации. И насколько грамотно действовало и само командование в экстремальных условиях", - заявил заместитель председателя СКП РФ – руководитель военного следственного управления генерал-лейтенант юстиции Александр Сорочкин. Он отметил, что это, безусловно, касается и командира подлодки "Нерпа".

"У нас есть данные, что не все было в порядке с обучением военных моряков и гражданского персонала, находившегося на субмарине", - добавил Сорочкин. Судя по всему, эксперты и следователи к началу 2010 года сделали свои окончательные выводы, и теперь командиру субмарины Дмитрию Лаврентьеву, а также Сергею Захарченко, очевидно, придется отвечать перед законом за возможные упущения.

Между тем, АПЛ "Нерпа" после завершения государственных испытаний в самом конце прошлого года вошла в состав ВМФ России. 28 декабря был подписан акт приемки. Как сообщил "Интерфаксу-АВН" на днях источник в российском оборонно-промышленном комплексе, в апреле 2010 года субмарина будет передана индийским Военно-морским силам в лизинг. По данным индийских СМИ, "Нерпу" передадут Индии на 10 лет за $650 млн.

Следствие по делу о трагическом инциденте на этой АПЛ продолжается.

Обозреватель Сергей Нагорный