Interfax-Russia.ru – Почти сутки в Магаданской области искали пропавший грузовой самолет Ан-12. Никто из 11 человек, находившихся на борту судна, не выжил.
9 августа в Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Магаданской области поступило сообщение о том, что на самолете Ан-12, вылетевшем в утром из Магадана в чукотский поселок Кепервейм, через час после взлета возникли технические неполадки.
Командир экипажа решил вернуть самолет в аэропорт Магадана и аварийно приземлиться. "В Магадане Ан-12 был на дозаправке. По предварительной информации, в районе поселка Омсукчан Магаданской области у самолета загорелся один из двигателей, и пилот принял решение вернуться в аэропорт", - уточнила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель пресс-службы МЧС по Магаданской области Ольга Кравчук. По ее словам, на момент сообщения о неполадке в двигателе самолет находился в 300 км от Магадана.
Однако через некоторое время связь с воздушным судном пропала.
Ан-12 выполнял коммерческий рейс Комсомольск-на-Амуре - Магадан - Кепервеем (Чукотка). Самолет находится в собственности ОАО "КнААПО" (Комсомольск-на-Амуре) и был передан в аренду ООО "Авиакомпания "Авис-Амур" (Хабаровск).
"Потеря связи произошла на удалении 310 км с азимутом 40 градусов от Магадана. (…) Пропавший самолет перевозил 18 тонн груза", - рассказал "Интерфаксу" представитель Росавиации. По данным ведомства, на борту пропавшего грузового самолета было 11 человек.
Для выполнения поисковых работ в район предполагаемого нахождения Ан-12 направили Ан-28 авиакомпании "Регион-авиа", который находился в воздухе вблизи данного места. Еще один самолет с парашютистами на борту отправили на поиски пропавшего воздушного судна из аэропорта Магадана. Второй самолет должен был пролететь по маршруту пропавшего Ан-12.
Параллельно к изучению обстоятельств инцидента с исчезновением воздушного судна приступили следственные органы СК РФ на транспорте. Как рассказал "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, к месту возможной катастрофы воздушного судна вылетели следователи и криминалисты транспортных и территориальных следственных органов СК РФ.
По версии следствия, транспортный Ан-12, пропавший с радаров под Магаданом, потерпел крушение. По предварительным данным, самолет упал в Омсукчанском районе, сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" помощник Дальневосточного следственного управления на транспорте Наталья Салкина.
В администрации Магаданской области предположили, что самолет совершил вынужденную посадку в 50-ти км от поселка Омсукчан, который расположен в 310 км от Магадана.
На экстренном заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям при губернаторе Магаданской области было решено, что как только позволит погода, к предполагаемому месту падения Ан-12 вылетит вертолет пожарно-спасательного центра и бригада медиков центра медицины катастроф.
Первоначально поиски самолета с воздуха результатов не дали. "В районе падения видимость из-за тумана составляет 180 метров. Два самолета и вертолет, которые находятся в предполагаемом месте, не смогли обнаружить место падения самолета", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Дальневосточного регионального центра (ДВРЦ) МЧС России.
Поэтому из поселка Омсукчан к предполагаемому месту авиакатастрофы вышла группа спасателей Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС РФ, в состав которой также вошли сотрудники местного пожарного гарнизона. Поисковую операцию сильно осложнили низкая облачность, сумерки и дождь.
После улучшения погоды воздушные поиски пропавшего Ан-12 возобновились - к наземным поисковым группам присоединился Ан-26, который ранее участвовал в операции, но из-за нелетной погоды вынужден был вернуться на аэродром.
Как сообщили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в пресс-службе ДВРЦ МЧС, воздушные поиски разбившегося на Колыме самолета планировалось продолжить и ночью. К Ан-26, который кружил в районе предполагаемого падения самолета, должен был присоединиться еще один самолет - Бе-200, который вылетел из Хабаровска.
"На борту Бе-200 16 поисковиков. В районе предполагаемой катастрофы низкая облачность. Самолеты будут летать низко, в надежде заметить костры или пожар на месте падения", - рассказывала собеседник агентства. Кроме того, к поискам пропавшего самолета подключились вездеходы и добровольцы.
Однако погода не позволила вести поисковые работы ночью. Они возобновились лишь утром 10 августа. Но и в светлое время суток поиск Ан-12 наземными группами сильно осложняли горный рельеф и прошедшие накануне дожди.
"Территория труднопроходимая, прошедшие дожди наполнили ручьи, которые разлились и размыли почву, поэтому сейчас часть групп выдвинулась на поиски пропавшего "Ан-12", готовятся другие группы", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель пресс-службы ДВРЦ МЧС РФ Екатерина Потворова.
Вскоре наземные группы оставили попытки добраться до зоны предполагаемого крушения. Поиски упавшего самолета продолжили два вертолета Ми-8, самолет Бе-200 и Ан-26. Спасатели квадрат за квадратом прочесывали Омсукчанский район.
"Самолет ищут с воздуха очень внимательно. Осматривают склоны горных массивов, хребтов, поверхности озер. Мы не исключаем ничего, самолет мог упасть и в озеро", - рассказала в свою очередь агентству руководитель пресс-службы ГУ МЧС по Магаданской области Ольга Кравчук.
Наконец, экипаж одного из вертолетов Ми-8 сообщил, что в 70 км юго-западнее поселка Омсукчан - приблизительное место, где накануне Ан-12 пропал с экранов радаров - предположительно наблюдает это воздушное судно. На место происшествия вылетел вертолет со спасателями Магаданского филиала Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России для уточнения информации и оказания возможной помощи пострадавшим.
К сожалению, группа спасателей, прибывшая на место крушения Ан-12, живых людей не обнаружила. До приезда на место аварии следственной группы и комиссии МАК, которые, как ожидаются, прибудут 11 августа, тела погибших трогать не будут.
Прибывшие на место крушения Ан-12 спасатели разобьют там лагерь и останутся до утра, а утром начнут обход территории в поисках разлетевшихся обломков самолета. По оценкам спасателей, обломки самолета разбросаны в радиусе двух-пяти километров.
Как уверяют в "Авис-Амур", транспортным самолетом управляли опытные летчики. "Весь экипаж принадлежит нашей компании. Летчики опытные", - сообщил агентству "Интерфакс-Дальний Восток" представитель ООО "Авиакомпания "Авис-Амур" Виталий Кольцов.
По его словам, вместе с экипажем в самолете находился проверяющий, который принимал у пилотов зачет по технике пилотирования. "Это была плановая проверка. Ее проводил пилот-инструктор Немытьков Виктор Владимирович", - подчеркнул Кольцов.
Вместе с тем, как сообщил журналистам заместитель полпреда президента в ДВФО Владимир Пысин, сославшись на данные Ространснадзора, разбившийся Ан-12 ранее уже был поврежден, да и обслуживался он некачественно.
Со своей стороны полпред президента РФ в ДВФО Виктор Ишаев заявил о необходимости проверки всего авиапарка на Дальнем Востоке. "Авиапарк должен проверяться постоянно, и все службы должны выполнять свои обязанности", - сказал он на пресс-конференции в Хабаровске, добавив, что халатность при подготовке самолетов недопустима.
По его мнению, главная причина участившихся аварий - это устаревшая авиационная техника. "Самолеты - это же не американский авианосец, который построен еще в довоенные годы и хорошо эксплуатируется до сих пор. Авиапарк необходимо обновлять. Но, кроме того, что у нас старые самолеты, они еще и обслуживаются безобразно - много подпольных узлов, несертифицированных деталей", - добавил полпред.
В свою очередь Дальневосточная транспортная прокуратура уже начала проверку исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов авиакомпанией "Авис-Амур".
А вот следственные органы Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР по факту катастрофы Ан-12 возбудили уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц). В ходе расследования будет изучено техническое состояние воздушного судна и ход его предполетной подготовки.
В настоящее время у собственника судна изъята вся техническая документация на самолет. Следователи допрашивают руководство авиакомпании. В Магадане изъяты образцы топлива, которым заправляли потерпевший крушение Ан-12.
В качестве основных версий произошедшей катастрофы следствие рассматривает техническую неисправность воздушного судна, а также ошибки в пилотировании, связанные с нарушением правил безопасности и технической эксплуатации самолета.
Обозреватель Анастасия Николаева