Исчез с золотом

Interfax-Russia.ru – Сухогруз "Амурская", перевозивший 700 тонн золотосодержащей руды, пропал в Охотском море. Непогода серьезно осложняет поиски судна.

Связь с сухогрузом "Амурская" (порт приписки - Николаевск-на-Амуре) пропала днем 28 октября после того, как судно подало сигнал бедствия.

"Аварийный маяк теплохода сработал в районе Шантарских островов, затем связь с теплоходом была потеряна. К месту предполагаемой аварии был направлен находившийся рядом танкер, однако, прибыв на место, теплохода он не обнаружил", - сообщил "Интерфаксу" источник в морских диспетчерских службах Дальневосточного федерального округа.

Как уточнила Дальневосточная транспортная прокуратура, сухогруз следовал из порта Кирана в порт Охотска. Он перевозил 700 тонн золотосодержащей руды, и на его борту находилось девять членов экипажа. Большая часть моряков - жители Приморского края.

Активные поиски пропавшего теплохода начались в тот же день. 28 октября на место ЧП отправился танкер "Новик" и самолет Бе-200. До вечера они успели обследовать более 3,7 тыс. кв. километров морской акватории, однако сухогруз так и не нашли. На следующий день из-за плохой погоды самолет не смог продолжить поиски. Однако к танкеру присоединились еще два рыболовецких траулера – "Терней 1" и "Капитан Гас". Искали пропавшее судно и на берегу. Поисково-спасательные группы Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края прочесали береговую линию от реки Киран в направлении поселка Чумикан. Для сбора и обработки информации в ГУ МЧС по Хабаровскому краю и Дальневосточном региональном центре МЧС России спасатели создали оперативные штабы. Кроме того, для родственников моряков сухогруза в ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт" открыли горячую линию. Уточнить фамилии членов экипажа сухогруза, а также узнать о ходе поисковых работ можно по телефону 8 (42135) 2-24-84. Всего в поисково-спасательной операции в тот день было задействовано 49 человек. К сожалению, и в этот раз поиски не принесли результатов.

30 октября погода окончательно испортилась, поэтому двум рыболовецким судам пришлось пережидать шторм в закрытой бухте. Поиски сухогруза продолжил один только танкер "Новик".

Предполагалось, что к поисково-спасательной операции также подключатся три воздушных судна. Однако спасатели на это не очень - то надеяться.

"В районе поиска идет снег, держится снежная пелена, видимость практически отсутствует", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель морского спасательного подцентра МСПЦ "Южно-Сахалинск".

С ним соглашаются и синоптики. По их прогнозам, плохая погода в районе Шантарских островов в Охотском море сохранятся в течение ближайших двух суток.

"В течение завтрашнего дня осадки по-прежнему будут на уровне 40 мм в сутки. Циклон начнет уходить в сторону Аяна только в ночь на 1 ноября", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" представитель хабаровского Гидрометцентра.

Он отметил, что и 1 ноября в районе поисков сухогруза будут небольшие осадки, и сохранится ветер. Полностью погода возле островов нормализуется ко 2 ноября.

Тем временем, несмотря на шторм, присоединиться к поисково-спасательной операции готовится и спасательный буксир "Рубин" Сахалинского бассейнового аварийно-спасательного управления (СахБАСУ).

По словам сотрудника морского спасательного подцентра МСПЦ "Южно-Сахалинск", буксир пойдет, скорее всего, через Охотское море, а не Амурский лиман. На переход потребуется трое суток.

"Мы оповестили об исчезновении сухогруза все суда, которые проходят через данный район, экипаж пропавшего судна на связь ни с кем не выходит. Возможно, на сухогрузе вышла из строя вся радиоаппаратура и навигационное оборудование", - предположил собеседник агентства "Интерфакс - Дальний Восток".

По его словам, обездвиженное судно сильное течение могло отнести к Шантарским островам или выбросить на берег Хабаровского края.

"Район Шантарских островов практически полностью обследован. Ведутся поиски на берегу Хабаровского края, в понедельник спасатели осмотрели береговую полосу в районе Чумикана протяженностью 20 км. Никаких следов пропавшего теплохода не обнаружено", - отметил сотрудник морского спасательного подцентра МСПЦ "Южно-Сахалинск".

Он также сообщил, что спасатели до сих пор не нашли и аварийный радиобуй судна: "Радиобуй подал всего два сигнала и почему-то перестал работать. Найти его в условиях шторма почти невозможно".

Исчезновением судна заинтересовались также и правоохранительные органы. По факту исчезновения сухогруза "Амурская" Дальневосточное управление на транспорте СКР России инициировало процессуальную проверку, сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" официальный представитель Дальневосточного СУ на транспорте СКР Наталья Салкина.

Также проверку соблюдения требований законодательства о безопасности мореплавания начала и Дальневосточная транспортная прокуратура.

Как сообщил Interfax-Russia.ru представитель ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт", пропавшее судно принадлежит ООО "Морпорт", зарегистрированному в Хабаровске.

"Теплоход "Амурская" находился у вас в аренде", - пояснил представитель ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт".

Последний раз российские моряки пропали в море чуть более месяца назад. 23 сентября в Охотском море перевернулся и затонул производственно-транспортный рефрижератор (ПТР) "Вест". Экипаж судна состоял из десяти человек, восемь из которых спаслись на трех плотах.

"Восьмерых спасшихся членов экипажа рефрижератора ночью со спасательных плотов снял пришедший на помощь МРС-046. Моряков доставили в ближайший поселок Октябрьский. Все они не пострадали, госпитализация им не потребовалась", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" пресс-секретарь ГУ МЧС по Камчатскому краю Юлия Ананьева.

Что касается еще двоих моряков ПТР "Вест"- 42-летнего второго механика Анатолия Шевчука и 28-летнего матроса Николая Пятника, то их искали как с воздуха при помощи вертолета Ми-8, так и в море. Сотрудники поисково-спасательного отряда Усть-Большерецкого обследовали береговую линию. Но пропавших моряков найти не удалось. "Температура воды в той части Охотского моря сейчас составляет около плюс 7 градусов, продержаться в ней человек может всего несколько часов. Так что найти живыми пропавших членов экипажа "Веста" уже нет надежды. Все суда, занятые их поисками, вернулись к работе", - сообщила 26 сентября агентству "Интерфакс - Дальний Восток" пресс-секретарь ГУ МЧС по Камчатскому краю Юлия Ананьева.

По факту крушения траулера "Вест" Дальневосточное следственное управление на транспорте СК России возбудило уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Следователи рассматривали несколько версий ЧП: человеческий фактор, неблагоприятные метеоусловия, неисправность судна и перегруз, возможное смещение груза, которое привело к потере его остойчивости.

Тем временем, Дальневосточное следственное управление на транспорте СК России завершило расследование еще одного громкого уголовного дела, возбужденного по факту кораблекрушения большого морозильного рыболовецкого траулера (БМРТ) "Капитан Болсуновский", который затонул в Беринговом море в мае. Теперь перед судом предстанет его капитан. Он обвиняется по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации морского транспорта). Мужчине, в случае признании его вины, грозит штраф в размере его зарплаты за период от одного до двух лет, либо ограничение свободы на срок до четырех лет. Ущерб, причиненный судовладельцу, следователи оценили в 166 млн рублей.

В ходе предварительного следствия было установлено, что капитан-директор БМРТ "Капитан Болсуновский" эксплуатировал судно в Беринговом море в условиях сложной ледовой обстановки, хотя у траулера не было категории ледового усиления. Специалисты ФГУ "Российский морской регистр судоходства" при освидетельствовании признали траулер негодным к эксплуатации в ледовых условиях, так как наружная обшивка судна была сильно изношена.

"26 мая 2012 года из-за воздействия льда на корпус судна произошел разрыв сварных швов в районе левого борта, что повлекло за собой поступление воды в грузовые трюмы и последующее затопление судна", - сообщила пресс-служба ведомства, отметив, что все члены экипажа спаслись.

Данное дело уже передано в Холмский городской суд.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".