Interfax-Russia.ru — Институт народов Севера создадут при Томском госуниверситете. Он займется разработкой стратегий развития Сибири и Арктики с учетом изменений климата.
Выработать стратегию
Томский госуниверситет (ТГУ) в текущем году откроет Институт народов Севера — там будут искать новые подходы к решению социально-экономических задач арктических регионов и задействуют коренных жителей в проектах по изучению глобальной трансформации климата.
"Результаты исследований, которые будут проводиться под эгидой нового института, имеют практическую значимость для северных территорий. В частности, позволят строить прогностические климатические модели будущего - какими будут условия через 5, 10, 15 лет. Эти данные помогут грамотно выстраивать стратегии развития регионов с учетом тех изменений, которые невозможно остановить, но к которым человечество может адаптироваться", — сообщили в пресс-службе университета.
По словам исполнительного директора стратегической административной единицы "Сибирский институт будущего" ТГУ Людмилы Борило, над созданием Института народа Севера в настоящее время работает большая группа ученых, в том числе антропологи, географы, а также специалисты, занимающиеся изучением глобального потепления.
"Наряду с этим в группу входят представители администрации Томской области и Ненецкого автономного округа (НАО), а также руководство Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Томской области "Колта куп" (пер. — Обской человек)", — добавила она.
Специалистам предстоит выстроить концепцию, которая будет охватывать самые разные сферы — от проведения исследований до разработки новых подходов к решению социальных и экономических проблем арктических территорий. Одной из главных тем станет глобальное потепление — оно сильно влияет на жизнь в северных регионах, трансформирует окружающую среду и создает затруднения для коренных народов. Если динамика потепления сохранится либо будет нарастать, этим людям придется менять традиционный уклад жизни.
Также к разработке концепции и реализации климатических проектов планируется привлечь и самих жителей Сибири и Арктики.
"Например, представители коренных народов могут снимать многие показатели, важные для ведения мониторинга, и это значительно повысит его эффективность, поскольку эпизодические данные, получаемые учеными экспедиций, не могут дать всей полноты картины", — пояснил директор Центра превосходства "БиоКлимЛанд" ТГУ Сергей Кирпотин, который также участвует в создании нового института.
Кроме того, по его словам, коренные малочисленные народы Севера являются носителями традиционных знаний о территории, на которой они проживают, и эта информация может быть не только важна для уже ведущихся исследований, но и послужить отправной точкой для новых климатических проектов.
Вместе с тем, планируется, что в институте будут обучать представителей северных коренных народов.
Создание учреждения является составляющей стратегического проекта "Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни", нацеленного на исследование трансформации Сибири и Арктики и реализуемого вузом при поддержке программы "Приоритет 2030".
Невечная мерзлота
Одним из последствий глобального потепления стало образование в Арктике так называемых "оазисов" — котловин обсохших озер-хасыреев, внутри которых растут травы и кустарники.
"Поначалу места с повышенной биологической продуктивностью растительности изучали лишь в хасыреях. Однако вскоре вблизи поселка Сёяха (Ямало-Ненецкий автономный округ — ИФ) мы обнаружили бугры с мелкими озерами между ними, покрытые буйной растительностью, с максимумами урожая трав выше, чем в хасыреях. Как оказалось, "вспышка жизни" в тундре произошла из-за термокарста — вытаивания подземного льда с последующим неравномерным проседанием почвы", — рассказал руководитель исследовательского проекта Российского научного фонда (РНФ) N18-77-10045, старший научный сотрудник лаборатории "БиоГеоКлим" ТГУ Сергей Лойко.
Как пояснил ученый, жилы льда, по всей видимости, были задеты в тот момент, когда в этих местах копали карьеры для добычи песка. Со временем нарушенная вечная мерзлота в процессе таяния начала отдавать почве элементы минерального питания, которые содержались в глубоких мерзлых слоях, и это обогатило почвы. Нарушившийся при проседании мохово-лишайниковый покров и большое плодородие почв привели к активному прорастанию семян злаков и разнотравья. В результате бугры покрылись ковром из трав и цветов: в "оазисах" появились ромашки, одуванчики, полярные маки, несколько видов полыни, злаков, осоки, хвощ, ивы.
"На самом деле локальный термокарст не так страшен, как может показаться. Арктические виды растений формировались в плейстоцене под воздействием постоянных умеренных нарушений, связанных с влиянием мамонтовой фауны. Местная флора к этому хорошо адаптирована. Более того, умеренное внешнее воздействие порой выступает своеобразным катализатором, запускающим вегетационные процессы", — сказал Лойко.
Так, наличие таких "оазисов" говорит о том, что даже в условиях короткого вегетационного периода (в тундре он составляет около двух месяцев) можно получать богатый урожай травы и кустарников и использовать их для кормов.
Вместе с тем, как полагает ученый, точечные нарушения, вызванные антропогенным воздействиям, могут стимулировать не только расширение флоры, но и разнообразить фауну. Не исключено, что уже в ближайшие годы в арктической зоне появятся животные, для которых этот ареал не является типичным.
"На дне бывшего озера (хасырея) находится большое количество питательных веществ, благодаря им происходит буйный рост травостоя, водорослей, заходит рыба, что привлекает птиц, в том числе перелетных и других животных. Таяние вечной мерзлоты нежелательно, скорее, с точки зрения воздействия на инфраструктуру, например, это может приводить к повреждению дорог", — пояснил (https://soil.tsu.ru/?p=736) ученый.
Другой сотрудник лаборатории "БиоГеоКлим" ТГУ Георгий Истигечев отметил, что разрушение вечной мерзлоты также крайне важно и с точки зрения круговорота углерода (главной составляющей парниковых газов), который тысячи лет накапливался и хранился в почвах Арктики и Субарктики.
"Оттаивание мерзлоты может привести к активизации разложения органических веществ, вызвав тем самым взрывной рост выброса в атмосферу парниковых газов — метана и углекислого газа. Это еще более усилит потепление", — сказал он.
Вместе с тем, глобальное потепление может стать причиной возникновения новых эпидемий в мире, считает доцент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Тюменского государственного медицинского университета Мария Орлова.
"Пандемия новой коронавирусной инфекции, возможно, не единственная эпидемия, с которой придется бороться человечеству. Виной всему — глобальное потепление", — сказала она.
Как отметили в Тюменском государственном медицинском университете, Орлова — один из немногих в мире и единственный в России специалист, изучающий паразитов, живущих на летучих мышах.
По ее словам, из-за глобального потепления целый ряд переносчиков возбудителей опасных заболеваний будут мигрировать на север, в том числе и в Россию.
"Это, прежде всего, комары рода анофелес — переносчики малярии. Высокие температуры будут способствовать их приспособлению к жизни в высоких широтах. Пока в наших регионах не хватало суммарных температур, чтобы анофелес и другие подобные переносчики могли тут проживать, было недостаточно тепло для этих видов", — отметила Орлова.
Все это — лишь некоторые факторы, которые нужно будет учитывать при освоении и развитии Севера.