Interfax-Russia.ru — Новый подвид редчайшего ледникового шмеля найден на острове Врангеля.
Российские ученые обнаружили на острове Врангеля (Чукотский автономный округ) популяцию редчайшего ледникового шмеля (Bombus glacialis). До этого таких насекомых находили только на архипелаге Новая Земля. Впервые ледниковый шмель был описан в 1902 году, при этом его геном удалось расшифровать только в 2017 году.
Как рассказали в Русском географическом обществе (РГО), насекомое на территории государственного природного заповедника "Остров Врангеля" обнаружил заведующий отделом энтомологии Московского зоопарка Михаил Березин. Собранные образцы ученый передал своим коллегам из Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения (ФИЦКИА УрО) РАН, которые ранее находили его сородичей на Южном острове архипелага Новая Земля (находится в 3600 км от острова Врангеля).
"Основываясь на результатах генетического анализа, в ходе которого было расшифровано несколько ядерных и митохондриальных генов, мы пришли к выводу, что врангелевский шмель — отдельная популяция Bombus glacialis. От новоземельской она обособлена не только географически и генетически, но и морфологически", — цитирует пресс-служба РГО слова директора ФИЦКИА УрО РАН, член-корреспондента РАН Ивана Болотова.
К примеру, по словам ведущего научного сотрудника лаборатории приарктических лесных экосистем ФИЦКИА УрО РАН Григория Потапова, которые также приводятся в сообщении, ледниковые шмели с острова Врангеля и Новой земли отличаются окраской.
"У врангелевского — некоторые части брюшка и груди более светлые. На основе генетических различий и географической изоляции мы выделили врангелевскую популяцию гляциалиса в качестве отдельного подвида", — отмечает ученый.
Новый подвид ледникового шмеля получил название Bombus glacialis marinae ssp — в память о преподавателе зоологии Поморского госуниверситета (ныне САФУ) Марине Подболоцкой.
В целом же, как отмечают ученые, Bombus glacialis отличается ото всех материковых видов (основной из них — Bombus lapponicus). Специалисты предполагают, что в более ранние геологические эпохи ледниковый шмель мог обитать на осушенной территории нынешнего арктического шельфа, но затем глобальное потепление, вызвавшее повышение уровня Мирового океана, изолировало популяции на Новой Земле и острове Врангеля. Так, по словам Болотова, две популяции могли разойтись в период теплого межледниковья около 270 тыс. лет назад.
"Остров Врангеля является частью Берингии - древнего моста, связывавшего Азию и Северную Америку. Именно по нему мигрировали животные и насекомые. В регионе сохранилось большое количество эндемичных видов. Это говорит о том, что на острове не было сплошного оледенения", — отметили в РГО.
К слову, численность ледниковых шмелей на острове Врангеля выше, чем на Новой Земле, а область распространения — шире. Как полагают ученые, это связано с природными условиями: на более суровой Новой Земле мало растений для сбора нектара и пыльцы, а на острове Врангеля флора гораздо богаче. Так, согласно концепции советского энтомолога Дмитрия Панфилова, ареал шмелей в Арктике ограничен не климатом, а распространением бобовых растений.
Живут шмели на острове Врангеля в норах леммингов. Естественные враги этого насекомого — песцы и птицы поморники. При этом сами шмели могут переносить паразитов (клещей и нематод) и представлять опасность для животных и птиц.
"Bombus glacialis — один из немногих эндемичных видов, характерных только для Арктической зоны России. Его ареал распространения крайне узок. Глобальное потепление и освоение месторождений полезных ископаемых могут негативно повлиять на условия местообитаний и привести к гибели этого уязвимого вида", — отметили в РГО.
В связи с этим ученые считают необходимым провести на Новой Земле и острове Врангеля соответствующие исследования, а также намерены ходатайствовать о внесении ледникового шмеля в Красную книгу России.
Также ученые внимательно следят и за так называемыми "зимними" комарами (семейство трихоцериды, Trichoceridae), которые недавно появились в Антарктиде. Внешне они напоминают обычных комаров-долгоножек, однако меньше их по размеру — всего около сантиметра в длину. "Зимние" комары встречаются только в холодное время, а некоторые из их видов обитают в экстремально холодных регионах — в полярных пустынях Арктики и в горах, где способны жить лишь очень немногие насекомые. Личинки "зимних" комаров живут во влажных органических остатках.
Как сообщил "Интерфаксу" старший научный сотрудник Зоологического института РАН Андрей Пржиборо, "зимние" комары не имеют отношения к кровососущим, они не кусаются и никак не вредят человеку, но могут быть опасны для уязвимой природы Антарктики.
"Появление в Антарктике чужеродных северных видов, которым климат и другие условия в принципе подходят, может серьезно изменить облик антарктических экосистем и привести к необратимым последствиям для местной флоры и фауны, в том числе к вымиранию местных видов", — предупредил Пржиборо.
Он рассказал, что в Антарктиде, а точнее — на одном из островов у ее побережья, был обнаружен вид "зимних" комаров, широко распространенный на севере России и Европы — Trichocera maculipennis. По его словам, впервые этот вид комаров нашли в Антарктике 14 лет назад на уругвайской станции Артигас, расположенной на острове Кинг-Джордж.
"Откуда этот комар попал в Антарктику, пока неясно, но совершенно очевидно, что его завезли туда люди. Вероятнее всего, личинки приехали с продуктами (с овощами или с остатками почвы на них). Мы так уверенно об этом говорим по нескольким причинам. Во-первых, в Южном полушарии обитают совсем другие комары, а нашего вида и близких к нему там никогда не было. Во-вторых, в Антарктике вообще очень мало насекомых: в этом регионе было отмечено лишь два "местных" вида комаров, они очень мелкие, своеобразные и достаточно хорошо изучены", — рассказал исследователь.
За 10 последующих лет новый комар расселился по острову, образовал устойчивые популяции на пяти научных станциях, а также встречался в их окрестностях. А в последние годы комар начал регулярно встречаться и на российской станции Беллинсгаузен.
В 2017 году стартовала специальная международная программа по учету нового вида комаров на антарктических станциях острова Кинг-Джордж. Год спустя к ней присоединилась и российская станция Беллинсгаузен. В рамках этой программы в зданиях каждой станции ежегодно развешивают липучки и устанавливают ультрафиолетовые ловушки, которые привлекают комаров. С декабря по март работники станций отмечают, сколько комаров попалось в ловушки. Это позволяет понять, где комаров больше, а где их нет совсем, а также проследить динамику их численности.