Долгожданное возвращение

Interfax-Russia.ru - Спасшиеся члены экипажа камбоджийской рыболовецкой шхуны "Тайган", сгоревшей 16 мая в японском порту Вакканай, прибыли на Сахалин.

"На японском пароме, осуществляющем регулярные грузопассажирские перевозки на линии Вакканай - Корсаков - Вакканай, в сахалинский порт Корсаков прибыли восемь выживших моряков со шхуны "Тайган". На том же пароме в Россию были доставлены три урны: с прахом сахалинца Игоря Червова и двух жителей Приморского края - Виктора Безгородова и Сергея Пашко. Их передадут родственникам погибших", - сообщила Interfax-Russia.ru атташе представительства МИД России в Южно-Сахалинске Юлия Лазовская.

По ее словам, двумя днями ранее на этом же пароме на Сахалин вернулись еще двое выживших членов экипажа "Тайгана".

Также Лазовская сообщила, что в настоящее время в Вакканае продолжается генетическая экспертиза по опознанию тел еще двоих сахалинцев - Михаила Казанцева и Владимира Баранова, которые также работали на "Тайгане". Их тела при пожаре сильно обгорели, предварительное опознание проводили по фотографиям, но чтобы исключить ошибку японская полиция запросила у родственников погибших образцы ДНК. Также в Японии пока что находится и тело сахалинца Александра Грачева, родственники которого отказались от кремации погибшего.

"Капитан и его старший помощник останутся в японском порту Вакканай до окончания расследования по пожару на судне, которое проводит японская полиция", - уточнили в южно-сахалинском представительстве МИД.

14 мая рыболовецкая шхуна "Тайган" под флагом Камбоджи с грузом краба прибыла в японский порт Вакканай (остров Хоккайдо) из сахалинского порта Корсаков. Первоначально на борту судна находилось 14 россиян и четверо украинцев, еще пять граждан России поднялись на борт в Вакканае. 17 мая судно должно было отправиться обратно на Сахалин, однако планам моряков помешал неожиданно вспыхнувший на шхуне пожар. Судно загорелось в ночь на 16 мая. Тушили пожар шесть пожарных машин и два катера японского управления безопасности на море. Им потребовалось более 12 часов, чтобы окончательно победить огонь.

Большинство моряков, в том числе и капитан судна, успели самостоятельно покинуть горящую шхуну. Однако трое спасшихся членов экипажа получили ожоги и были госпитализированы в городскую больницу Вакканая. Одного из них (гражданина Украины) медики выписали в тот же день, второй пострадавший (россиянин, житель Сахалина), получивший легкие ожоги, пробыл в больнице несколько дней. Меньше всех повезло 53-летнему жителю Холмска Юрию Лобоку. Мужчина получил сильные ожоги рук, тела, лица и дыхательных путей. Сейчас он находится в госпитале города Асахигава.

После пожара спасатели обнаружили на судне останки шести моряков. Среди них были жители Сахалина - 35-летний житель Южно-Сахалинска Игорь Червов, 50-летний житель Невельска Михаил Казанцев, 32-летний житель Холмска Александр Грачев, 48-летний житель Холмска Владимир Баранов, а также двое жителей Приморского края - 49-летний Виктор Безгородов и 24-летний Сергей Пашко.

Все расходы по проживанию и питанию выживших членов экипажа шхуны и доставке тел погибших на родину взяла на себя японская агентирующая компания, нанятая судовладельцем для обслуживания "Тайгана" до трагического происшествия.

В настоящее время японская полиция продолжает расследование пожара на рыболовецкой шхуне "Тайган" в порту Вакканай. Уже известно, что особенно интенсивным пожар был в кормовой части судна. Там сильно выгорели каюты и рулевая рубка. А вот машинное отделение "Тайгана" не пострадало вовсе. Тела четырех погибших были найдены в каютах. Одно тело - у рулевого помещения. Еще один человек погиб, когда, судя по всему, пытался выбраться через иллюминатор в кормовой части судна. Между тем, официальных версий произошедшего местные правоохранители пока не выдвинули.

В свою очередь президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов (ДВМК) Петр Осичанский озвучил свою версию пожара на "Тайгане". По его мнению, скорее всего, экипаж шхуны незаконно добывал краба в Охотском море. А в портах японского острова Хоккайдо моряки сдавали улов. В таком случае, к трагедии, как считает Осичанский, могли привести две причины - ветхое состояние судна или же неосторожность экипажа.

"Когда пароход в таком состоянии, может произойти замыкание из-за неисправной проводки. Также пожар мог возникнуть из-за использования электронагревательных приборов", - сказал президент ДВМК.

Он пояснил, что обычно к членам экипажа, работающим на браконьерских судах, работодатель предъявляет минимальные требования, поэтому на эти суда обычно попадают моряки с минимумом необходимых документов, часто без знания техники безопасности.

Если данная версия подтвердится, то, по словам Осичанского, родственники погибших вряд ли смогут рассчитывать на страховку или компенсацию за гибель близких от судовладельца. Сгоревшее судно работало под флагом Камбоджи. Однако реальными владельцами шхуны, по мнению специалиста, могут быть южнокорейская компания или граждане РФ.

Между тем, по-прежнему не вернулись на родину российские моряки с теплохода Prok, брошенные работодателем в китайском порту Чжанцзян. Впрочем, как сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" Петр Осичанский, в России их ждут ближе к концу текущей недели.

"Представитель круинговой компании, находящийся на борту Prok, сообщил по телефону, что билеты для моряков уже куплены. Часть моряков прилетит в Россию 7 июня, часть - 9 июня", - сообщил президент ДВМК.

Также Осичанский отметил, что сейчас у моряков в достатке воды и продовольствия. Круитинговая компания заверила его, что обеспечила их всем необходимым.

"Морякам пообещали в ближайшее время погасить долги по зарплате, которые составляют 48 тысяч долларов", - сказал собеседник агентства.

Он отметил, что часть денег морякам выплатят в КНР. Остальные деньги, по словам представителя компании, моряки получат в России.

"Представитель круинговой компании сообщил, что есть банковские документы, подтверждающие, что деньги для моряков выделены", - сообщил председатель профсоюза моряков Владивостока.

По словам Петра Осичанского, о бедственном положении российских моряков в Китае профсоюз узнал только в конце мая, когда пять членов экипажа обратились в организацию за помощью. Они сообщили, что несколько месяцев не получают зарплату (долг составил 48 тыс. долларов), на судне нет электричества, воды, нет возможности готовить пищу. По их словам, всего на борту находится восемь человек.

В свою очередь профсоюз передал заявления моряков, ведомости и другие документы в Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР.

"Начата процессуальная проверка. Будут проверены все сведения, указанные в обращении, в том числе о невыплате зарплаты и невыносимых условиях на судне", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" официальный представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР Наталья Салкина.

Пока следователи официально не подтверждают, что судовладельцем теплохода Prok является та же компания, что и у судна SS Veles, моряков которого бросили без воды и еды на Филиппинах, добавила Салкина.

Обозреватель Наталья Пономарева