Дальний Восток / Точка зрения 25 сентября 2012 г. 12:19

БезВЕСТи пропавшие

Interfax-Russia.ru – Траулер "Вест" затонул в Охотском море. Восемь моряков спаслись, двое считаются пропавшими без вести.

Производственно-транспортный рефрижератор (ПТР) "Вест" перевернулся и затонул в Охотском море примерно в 4 милях от поселка Октябрьский Усть-Большерецкого района Камчатского края вечером 23 сентября. Экипаж судна состоял из десяти человек, восемь из них спаслись на трех плотах.

"Восьмерых спасшихся членов экипажа рефрижератора ночью со спасательных плотов снял пришедший на помощь МРС-046. Моряков доставили в ближайший поселок Октябрьский. Все они не пострадали, госпитализация им не потребовалась. Людей отправили на автобусе в Петропавловск-Камчатский", - сообщила агентству "Интерфакс - Дальний Восток" пресс-секретарь ГУ МЧС по Камчатскому краю Юлия Ананьева.

Что касается еще двоих моряков – 42-летнего второго механика Анатолия Шевчука и 28-летнего матроса Николая Пятника, то их искали как с воздуха при помощи вертолета Ми-8, так и в море. Сотрудники поисково-спасательного отряда Усть-Большерецкого обследовали береговую линию.

24 сентября спасатели с вертолета обнаружили четвертый спасательный плот и перевернувшуюся надувную лодку с рефрижератора "Вест", однако пропавших моряков там не было.

"Чтобы воздушными потоками не затопить плот, вертолет не стал приближаться к обнаруженным предметам. К ним подошел малый рыболовный сейнер, находившийся в том районе. Плот и лодку подняли на борт. Людей на них не обнаружено", - уточнила Ананьева.

В настоящее время поиски пропавших моряков продолжают два судна - БМРТ "Иван Малякин" и судно "Капитан Кузнецов". Также попутный поиск ведут суда, чей курс лежит через эти воды. Как сообщает региональное МЧС, в районе происшествия уже обследовано около 500 квадратных километров.

"Если к исходу суток 25 сентября поиски не принесут результатов, то активная фаза поиска пропавших без вести членов экипажа завершится. Далее будет продолжаться попутный поиск судами ведущими промысел в районе происшествия", - сообщила пресс-служба ведомства.

По факту крушения траулера "Вест" следственные органы возбудили уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" руководитель Камчатского межрайонного следственного отдела Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР Антон Артеменко.

Есть уже и первые версии произошедшего. По данным пресс-службы Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР, судно перевернуло волной.

"Судно "Вест" затонуло в результате удара волны в правый борт и начавшегося затем крена", - отмечается в сообщении ведомства.

Вместе с тем следствие рассматривает и другие версии произошедшего - человеческий фактор, неблагоприятные метеоусловия, неисправность судна и перегруз.

В свою очередь источник в правоохранительных органах сообщил "Интерфаксу", что причиной крушения ПТР "Вест" в Охотском море мог стать пожар на судне. Собеседник агентства уточнил, что в качестве предварительной причины аварии правоохранительные органы также рассматривают пожар в машинном отделении рефрижератора.

По данным Дальневосточной транспортной прокуратуры, "Вест" принадлежал ООО "Восточная гавань", порт приписки - Петропавловск-Камчатский. Затонувшее судно перевозило 49 тонн строительных материалов и продуктов питания из порта Петропавловск-Камчатский Камчатского края в порт Манилы Пенжинского района того же края. Сотрудникам ведомства предстоит проверить, соблюдали ли судовладелец и экипаж "Веста" требования законодательства о безопасности мореплавания. Это особенно важно, учитывая тот факт, что экипаж затонувшего судна не был полностью укомплектован. По данным Госморречнадзора, в рейс не вышли капитан судна, боцман, третий механик и матрос. Кроме того, на борту "Веста" находились люди, не внесенные в судовую роль. Поэтому среди возможных причин аварии ведомство также называет неукомплектованность экипажа судна согласно судовой роли.

К сожалению, кораблекрушения на Дальнем Востоке в последнее время не редкость. Так, 2 июля у берегов Сахалина затонул траулер "Аргонавт". К счастью, тогда все моряки остались живы.

"Все члены экипажа - 8 человек - спаслись: они пересели на плоты, в море их подобрал камбоджийский теплоход "Тис-1", - сообщил "Интерфаксу" представитель морского спасательного подцентра (МСПЦ) "Южно-Сахалинск".

По факту крушения шхуны Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР начало проверку. К расследованию также подключилась и специальная комиссия, в которую вошли сотрудники Госморнадзора, Российского морского регистра судоходства и Сахалинрыбвода. В качестве основных версий специалисты рассматривали нарушение правил эксплуатации шхуны, а также ее неудовлетворительное техническое состояние. 17 сентября комиссия завершила работу, однако результаты оказались более чем неожиданными.

"Прямых виновников гибели рыболовецкой шхуны "Аргонавт" комиссия по расследованию аварийного случая не установила из-за отсутствия достоверных фактов того, что же на самом деле произошло с судном", - сообщает пресс-служба Сахалино-Курильского территориального управления (СКТУ) Росрыболовства.

Между тем, как отмечается в сообщении ведомства, анализ морских аварий показывает, что почти все аварии и инциденты произошли по вине человека. Поэтому члены комиссии считают, что "на развитие событий, которые привели к предполагаемой гибели судна, повлияли действия (бездействие) капитана РШ "Аргонавт", судовладельца (директора ООО "Коралл") и его заместителя по безопасности мореплавания".

"Комиссия считает, что капитан проявил излишнюю самоуверенность и неоправданный риск, не принял мер по обеспечению безопасности плавания и по предотвращению причинения вреда судну, экипажу и грузу, не следил за остойчивостью судна и не поддерживал его в мореходном состоянии. Судовладелец не обеспечил в полной мере функционирование системы безопасности на судне и в компании, безопасную эксплуатацию судна и безопасные условия труда для экипажа", - отмечает пресс-служба.

Кроме того, по мнению специалистов, заместитель директора по безопасности мореплавания не контролировал соблюдение правил безопасности на судне, не проверял исправность системы безопасности "Аргонавта", а также не отслеживал, выполняют ли капитаны свои должностные обязанности.

Согласно выводам комиссии, наиболее вероятной причиной аварии стала потеря остойчивости (способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент) судна.

"На характеристики остойчивости могли повлиять наличие неучтенных грузов на палубах бака и юта, снижающее остойчивость малых рыболовных судов; перемещение груза из трюма на палубу; работа краном; образование неконтролируемой свободной поверхности воды в трюмах, попадание судна на попутную опасную волну; смещение незакрепленных грузов; постоянный крен на один борт и некоторые другие факторы", - приводит пресс-служба вероятные причины кораблекрушения.

При этом в сообщении отмечается, что наибольшую опасность представляет ситуация, когда при равных длинах судна и волны скорость судна и скорость попутной волны совпадают. При неблагоприятном курсе судно могло получить большой крен и, как следствие, "черпнуть" много забортной воды. В этом положении управлять судном очень тяжело.

"В тот момент могли отрицательно повлиять дополнительные факторы: ветровая нагрузка, смещение груза, поступление воды внутрь корпуса", - добавила пресс-служба.

Между тем, в гибели другого судна – "Капитан Болсуновский", по мнению Сахалинской транспортной прокуратуры, прежде всего, виноват капитан траулера. 14 сентября в его отношении следственные органы возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта).

По данным пресс-службы ведомства, в ходе проверки установлено, что в декабре 2011 года траулер прошел освидетельствование в Российском морском регистре судоходства и получил заключение, что из-за значительного износа наружной обшивки судно нельзя эксплуатировать во льдах.

"Несмотря на это, капитан судна, будучи осведомленным о наличии льда в установленном судовладельцем районе промысла в Беринговом море, допустил заход траулера в небезопасную для него зону, где корабль затонул из-за попадания воды в трюмы", - отметила пресс-служба Дальневосточной транспортной прокуратуры.

Обозреватель Наталья Пономарева