Аварийная посадка на краю земли

Interfax-Russia.ru – Три человека погибли при крушении Ми-8 в чукотском поселке Биллингс.

Утром 25 июля Ми-8 вылетел из порта Певек в поселок Биллингс (Чукотский автономный округ). На его борту находилось пять человек – три члена экипажа и два пассажира. При посадке в Биллингсе у вертолета отказал двигатель.

Погибли три человека: бортмеханик и два пассажира. На помощь двоим пострадавшим из Анадыря вылетел вертолет с медиками.

Жертв и пострадавших могло бы быть больше. Первоначально, по данным Дальневосточного СУ на транспорте, на борту Ми-8 должно было быть три пассажира, а не два, но третий в последний момент отказался от полета.

Биллингс – небольшой поселок, в котором живут немногим более 300 человек. В поселке нет больницы, есть только фельдшерско-акушерский пункт. Туда и отправили выживших после авиакатастрофы капитана вертолета и его помощника. Первоначально сообщалось, что Ми-8 после крушения загорелся, поэтому медики опасались, что травмы у выживших будут достаточно серьезными и их придется эвакуировать.

Погода мешала медикам и оперативникам быстро добраться до Биллингса, блокировав их вертолет в порту Певек. "Сильный туман. Планировали в 14 часов взлететь на вертолете, но метеоусловия не позволяют. Отложили до улучшения погоды, все зависит от прогноза", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" начальник отдела ГО и ЧС при администрации Чаунского муниципального района Михаил Фокин. Пока медики и оперативники томились в ожидании хорошей погоды в порту Певек, на месте авиакатастрофы уже работали сотрудники местной полиции.

Следователи довольно быстро выяснили, кому принадлежит вертолет, и зачем он летел в поселок на краю земли. Как сообщила журналистам представитель Дальневосточного СУ на транспорте Наталья Салкина, Ми-8 арендовала дальневосточная строительная компания. "Потерпевший крушение вертолет Ми-8 принадлежал ФГУП "Чукотавиа", но находился в аренде у ЗАО "Тихоокеанская строительно-производственная компания", - уточнила Наталья Салкина.

В свою очередь представитель пресс-службы ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу Алексей Катюха рассказал Interfax-Russia.ru, что компания-арендатор располагается в Приморском крае. А на борту вертолета, по всей видимости, находились ее сотрудники.

В Дальневосточном региональном центре МЧС уточнили, что Ми-8 обследовал радионавигационные маяки и должен был облететь северное побережье Чукотки.

Тем временем власти региона заявили, что вертолет мог упасть из-за отказа двигателя. Точные причины аварийной посадки выяснят специалисты Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), которые прибудут на Чукотку в ближайшее время, сообщила пресс-служба администрации Чукотского автономного округа.

В пресс-службе администрации автономного округа подчеркивают, что двум пилотам удалось спастись только потому, что они выпрыгнули из горящей машины. "Авиакатастрофа произошла из-за отказа двигателя при заходе на посадку. После падения на борту вертолета возник пожар, приведший к взрыву. Три человека погибли - это бортмеханик и два пассажира. Командиру и второму пилоту удалось выпрыгнуть из машины до взрыва", - говорится в сообщении.

Между тем, стоит отметить, что пока все основные подробности авиапроисшествия рассказывает выживший командир Ми-8. Как сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" врио главы МЧС Чукотки Алексей Головатый, "именно от командира экипажа и была получена вся информация о произошедшем".

"Он в сознании, говорит. Медики, спасатели и правоохранительные органы получают от него всю необходимую информацию. Состояние здоровья второго пострадавшего также не вызывает опасения у медиков", - уточнил он.

Действительно, медики Чукотской окружной больницы все-таки переждали непогоду и одним бортом с опергруппой добрались до Биллингса. "Оба пострадавших находятся в фельдшерско-акушерском пункте поселка, - пояснил Interfax-Russia.ru представитель пресс-службы ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу Алексей Катюха. – Вопрос о перевозке пострадавших в Певек, в районную больницу, будут решать, конечно, медики. Но, насколько мне известно, опасения, что пилоты получили сильные ожоги, не подтвердились. Учитывая произошедшее, можно сказать, отделались царапинами".

26 июля оперативная группа приступила к изучению места авиакатастрофы. Кроме того, представители Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР вылетели в Анадырь, где будут изучать документацию ФГУП "Чукотавиа", которой принадлежит Ми-8. По словам представителя ведомства Натальи Салкиной, следователей будут интересовать в первую очередь документы о том, в каком техническом состоянии находился вертолет, и как проходила его предполетная подготовка.

В свою очередь Алексей Катюха заявил Interfax-Russia.ru, что такие авиапроисшествия для Чукотки большая редкость.

Увы, этого нельзя сказать в целом о гражданском авиакомплексе России. По данным Международного авиационного комитета (МАК), большинство погибших в воздушных катастрофах в странах постсоветского пространства за первое полугоде 2011 года – это россияне.

Так, по данным МАК, в Грузии за первые шесть месяцев 2011 года произошла одна авиакатастрофа, в которой погибли 32 человека. На Украине случилось два авиапроисшествия, в том числе одна катастрофа, в которых погибли четыре человека. А тем временим в России за полгода произошло 15 авиапроисшествий, в том числе 7 катастроф, в которых погибло 57 человек.

Впрочем, по данным МАК, число ЧП с вертолетами в 2011 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось вдвое.

Причины авиакатастрофы в Биллингсе еще только предстоит установить. Пока же следователей и экспертов ждет нелегкая работа – после жесткой посадки вертолет почти полностью сгорел.

Обозреватель Елена Глушкова