Interfax-Russia.ru — Правительство поддержало субсидирование процентных ставок для проектов в Арктике и ДФО. Средняя зарплата в Арктической зоне может достичь 159 тыс. рублей.
Власти РФ направят 30 млрд рублей на субсидирование процентных ставок для проектов в Арктике и Дальневосточном федеральном округе (ДФО).
"Правительство приняло решение расширить программу поддержки частных инвестиций в этих регионах. Теперь можно будет оформить льготный кредит для проекта, который обеспечит не менее 250 рабочих мест, с обязательным условием — завершить его в запланированные сроки. При этом государство в текущем году компенсирует более половины ключевой ставки", — сообщил глава правительства РФ Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами 18 апреля.
По его словам, в настоящее время в Арктике и на Дальнем Востоке при поддержке государства реализуется более 3 тыс. проектов, и часть из них — предприятия, которые еще строятся и не приносят прибыли.
"Поэтому они очень чувствительны к любым изменениям внешних условий. Особенно к корректировке стоимости займов", — пояснил премьер-министр РФ.
По его словам, новая мера поможет компаниям не останавливать планы по инвестициям на этих территориях, а созданные предприятия смогут обеспечить более 30 тыс. новых рабочих мест.
Ранее субсидировать процентные ставки для проектов в Арктике и северного завоза предлагал вице-премьер правительства РФ, полпред президента РФ в ДВО Юрий Трутнев.
"Сегодня в Арктике с господдержкой реализуется более 460 проектов, объем инвестиций по соглашениям превышает 1,3 трлн рублей (…) Обязан вам доложить, что действия недружественных стран создали ряд сложностей в реализации этих проектов, увеличили стоимость привлекаемого заимствования. Прошу рассмотреть предложение о субсидировании процентных ставок по проектам, необходимый объем финансирования в 2022 году — 5,9 млрд рублей", — заявил вице-премьер.
В числе наиболее важных проектов, реализующихся сейчас в Арктике, Трутнев назвал освоение Баимской рудной зоны на Чукотке и Сырадасайского месторождения угля на Таймыре, а также создание целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) "Сегежа Запад" в Карелии и центра крупнотоннажных морских сооружений в рамках "Арктик СПГ-2" в Мурманске. При этом полпред подчеркнул, что перспективы региона напрямую зависит от развития Северного морского пути (СМП).
"Основной объем перевозки до 2024 года должны обеспечить четыре компании: "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Роснефть" и "Северная звезда". При выполнении этими компаниям планов, объем перевозки по Севморпути до 2030 года превысит 200 млн тонн", — напомнил он.
Также, по словам Трутнева, в настоящее время для освоения СМП на российских верфях строятся 4 атомных ледокола, в том числе ледокол "Лидер".
"До 2030 года дополнительно нужно построить еще 6 ледоколов. Четыре из них планируется построить за внебюджетные средства. С 2025 года компания "Росатом" запустит регулярную транзитную линию, что позволит увеличить объем международного транзита к 2030 году до 30 млн тонн. В части развития портовой инфраструктуры ведется строительство 4 терминалов в акватории Северного морского пути с общим объемом инвестиций более 300 млрд рублей до 2030 года", — сказал полпред.
По словам Трутнева, в регионе необходимо модернизировать аварийно-спасательную инфраструктуру, а также расширить сети аварийно-спасательных центров, флота и авиации МЧС. Отдельной задачей является развитие космической группировки для создания устойчивой системы связи, метеорологии и радиолокации льда.
"Уважаемый Владимир Владимирович (Путин — ИФ), вы уже сказали о том, что сдвижка вправо недопустима, и я прошу поддержать предложение о том, чтобы привязать сроки принятия решений о финансировании строительства ледоколов, инфраструктуры, спутниковой группировки к срокам, необходимым для успешной реализации инвестиционных проектов", — обратился к президенту Трутнев.
Также, по словам вице-премьера, необходимо обеспечить условия для выполнения северного завоза, в рамках которого одушевляются поставки продуктов питания, лекарств и стройматериалов жителям 25 северных регионов РФ.
"Ежегодный объем перевозок по Северному морскому пути только в рамках северного завоза составляет более 3 млн тонн. Стоимость перевозки оказывает существенное влияние на формирование конечной цены товаров первой необходимости, медикаментов, продуктов, а значит и на уровень жизни людей в Арктике. Поскольку северный завоз осуществляется за счет кредитных ресурсов, рост их стоимости может вызвать значительное увеличение цены продуктов, медикаментов, строительных материалов", — пояснил Трутнев.
"Если вы поддержите, (мы — ИФ) готовы оперативно подготовить предложения по субсидированию процентной ставки по северному завозу", — добавил он.
Эти меры, по словам полпреда, помогут к 2030 году увеличить число проектов, реализующихся с государственной поддержкой — планируется, что их будет не менее 1 тыс. 300. Также должен вырасти объем фактически осуществленных частных инвестиций — до не менее 730 млрд руб., а объем планируемых инвестиций по соглашениям — почти до 5 трлн рублей. В регионе будет создано не менее 110 тыс. рабочих мест, а средняя заработная плата в Арктической зоне возрастет до 159 тыс. рублей.
Президент поручил проработать вопросы государственной поддержки уже действующих инвестиционных проектов в Арктике.
"Что касается инвестиционных проектов в Арктике, прошу активно задействовать механизмы государственной поддержки, в том числе в рамках фабрики проектного финансирования, а также рассмотреть вопрос распространения льготы, которой пользуются резиденты Арктической зоны России, на проекты уже действующие. Ясно, что вопросов здесь много и стоимость, и сейчас Запад им говорит, не буду повторять", — сказал глава государства.
Путин подчеркнул, что при оказании господдержки компании, уже реализующие инвестпроекты в Арктике, получат "возможность наращивать свои мощности, расширять производство".
"И прошу проработать вопрос о порядке предоставления таких льгот", — добавил он.
Также Путин заявил о необходимости утвердить сводный план развития Северного морского пути до 2035 года.
"Считаю необходимым утвердить сводный план развития Северного морского пути на период до 2035 года, чтобы обеспечить надежную и безопасную перевозку грузов по этой важнейшей транспортной магистрали", — сказал он.
Помимо этого, чиновники должны разработать специальный федеральный закон о северном завозе, который должен отражать все его аспекты — от определения перечня грузов завоза до обеспечения их транспортировки.